8 декабря (по новому стилю) 1832 года в Санкт-Петербурге «для образования офицеров к службе Генерального штаба», а также «для вящего распространения знаний в армии» была учреждена Императорская военная академия. Фактически она стала первым высшим военным учебным заведением в России. В 1855 году в память о почившем императоре Николае Павловиче академии присвоили имя «Николаевская». Реввоенсовет Советской России преобразовал главный военный вуз страны в Военную академию Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Сегодня старейшее военное учебное заведение страны носит название Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил РФ и остается главной кузницей кадров для пополнения высшего командного состава. «Армейский стандарт» кратко напомнит об истории вуза и о самых известных его выпускниках.
Рождение и развитие военной науки
Чтобы успешно воевать и побеждать врага на поле боя, необходимы знания. Полагаться только на собственный опыт — значит заведомо обрекать себя на повторение ошибок, уже кем-то и когда-то совершенных. А на военной стезе ошибки чреваты не просто «набиванием шишек», но и неоправданной гибелью людей.
Если же неправильные решения принимает военачальник самого высшего звена, то гибнут, получают увечья и попадают в плен даже не тысячи, а десятки тысяч бойцов. Именно поэтому говорят, что постулаты военной науки написаны кровью. Военные поражения чреваты незавидными зигзагами в судьбах государств.
Попытки систематизировать знания о военном деле и донести их до своих соотечественников совершались издревле. Старейшим из всех известных трактатов о войне считается Дханурведа, написанная в Индии примерно три тысячи лет назад. В ней рассматривались вопросы правильного применения на поле боя метательного оружия (главным образом правила стрельбы из лука).
Появившийся пятью веками позже труд китайского военного стратега Сунь-цзы (Сунь У) «Искусство войны» освещает гораздо более широкий перечень вопросов. Кроме тактики и стратегии в трактате уделено большое внимание условиям окружающей среды, дисциплине, разведке и военной хитрости. Без всякого преувеличения можно сказать, что труд Сунь-цзы во многих аспектах не потерял актуальности и сегодня.
В знаменитой книге «Анабасис» древнегреческий полководец Ксенофонт не только описал историю возглавленного им возвращения десяти тысяч наемников из Месопотамии в Грецию, но и уделил внимание вопросам тактики. Важные принципы защиты крепостей изложены в единственном сохранившемся до наших дней труде современника Ксенофонта Энея Тактика «Как выжить в осаде».
Известны трактаты о ведении войны также других древнегреческих и древнеримских авторов.
Кроме книг, напрямую предназначавшихся для обучения военной науке, был и целый ряд других, из которых люди, стремившиеся к познанию принципов стратегии и тактики, черпали вдохновение. Мемуары Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне» были настольной книгой Александра Суворова. Великий русский полководец изучил и множество других трудов классиков. Трилогия Раймондо Монтекукколи, например, была хорошо ему знакома. Сам Суворов оставил после себя знаменитую «Науку побеждать», в которой на доступном солдатам языке донес до них главные составляющие успеха на поле боя.
Для «единообразия в преподавании»
Важность изучения наследия великих практиков и теоретиков военного дела не подлежит никакому сомнению. Однако это только часть необходимых каждому грамотному офицеру знаний. Технический прогресс неумолим и вносит существенные коррективы в науку о войне. Уже в начале XIX века стало ясно, что геодезия, картография, военная статистика, инженерное и артиллерийское дело не менее важны, чем военная и политическая история, знание иностранных языков и даже собственно тактика и стратегия.
С целью обучения офицеров всем перечисленным наукам была открыта первая в России военная академия. Инициатором ее создания стал швейцарец на русской службе Генрих (Антуан-Анри) Жомини. В 1830 году он представил на рассмотрение императору Николаю I «Проект положения о военной академии». Николай Павлович идею одобрил, однако практическая реализация проекта заняла более двух лет. Необходимо было написать устав и прочие регулирующие деятельность академии документы, подобрать штат преподавателей, решить организационные вопросы…
8 декабря 1832 года Императорская военная академия при Главном штабе Его Императорского Величества приняла первых слушателей. Целями создания академии были «распространение знаний в армии», «образование офицеров для службы по Генеральному штабу» и «введение единообразия в преподавании военных наук в прочих военно-учебных заведениях».
Слушатели академии должны были учиться мыслить категориями не только того рода войск, в котором они проходили службу, а и всей армии в целом. Отход от узкой специализации, собственно говоря, и делал их настоящими офицерами Генерального штаба. Это было нелегко и требовало большого прилежания в учебе. Многие отсеивались, но те, кто преодолел трудности, становились подлинной элитой офицерского корпуса. Из их среды вышло впоследствии много грамотных и талантливых военачальников.
Преподаватели и выпускники
Название академии не раз менялось. После смерти в 1855 году основавшего ее императора она стала в его честь именоваться Николаевской академией Генерального штаба, а с 1909 года — Императорской Николаевской военной академией. Эти изменения не влекли за собой принципиальные коррективы в системе преподавания и, главное, не влияли на основной принцип обучения — формирование у слушателей максимально широкого кругозора, повышение их эрудированности и компетентности в самых разных областях знаний.
Преподавателями академии были блестящие военные теоретики и практики. М.И.Драгомиров, автор знаменитого «Учебника тактики» (1879), служившего настольной книгой нескольким поколениям военных, был профессором и начальником академии.
Кафедру военной администрации возглавлял В.М.Аничков, основоположник научного подхода в вопросах военного хозяйства. Он, кстати, один из лучших выпускников академии. Г.А.Леер и Н.В.Медем преподавали стратегию, Н.Н.Обручев — военную статистику. И это далеко не весь перечень выдающихся профессоров.
Под стать преподавателям были и слушатели. Великий исследователь Азии Н.М.Пржевальский, «равный Суворову» М.Д.Скобелев, герой Шипки Ф.Ф.Радецкий, «душа обороны Порт-Артура» Р.И.Кондратенко, разработчик и проводник военной реформы 1860-х годов Д.А.Милютин в разные годы успешно окончили академию.
Особого упоминания заслуживают профессора, продолжившие традиции элитного военно-учебного заведения после того, как оно стало Академией Генерального штаба РККА (1918). Выпускник академии А.Е.Снесарев был не только военным теоретиком, публицистом, педагогом, но и выдающимся географом и востоковедом. А.А.Свечин в 1927 году опубликовал ставший классическим труд «Стратегия». Н.П.Михневич, автор трех десятков научных работ по военной стратегии, занимавший должности начальника академии и начальника Главного штаба царской армии, после Октябрьской революции преподавал красным командирам тактику, стратегию и военную историю в Артиллерийской академии РККА.
Профессором Академии Генерального штаба РККА был и подполковник царской армии Д.М.Карбышев, ставший советским генералом и образцом мужества, патриотизма и несгибаемости в годы Великой Отечественной войны. Все вышеперечисленные и многие другие военные специалисты смогли обеспечить преемственность в преподавании постулатов военной науки уже советским офицерам.
Во многом благодаря этой преемственности первый же набор слушателей РККА дал впоследствии целую плеяду выдающихся советских полководцев. Одно только перечисление их фамилий говорит само за себя: А.М.Василевский, И.Х.Баграмян, Н.Ф.Ватутин, А.И.Антонов…
За годы советской власти Академия Генерального штаба подготовила много будущих генералов и адмиралов. Сохранились преемственность и традиции, уходящие корнями в далекий 1832 год, и в новой России. Достаточно сказать, что нынешний начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии В.В.Герасимов тоже был слушателем главного военного вуза страны с 1995 по 1997 год.
Несомненно, что славные традиции храма российской военной науки будут продолжены и в будущем.