Антон Деникин. Непримиримый патриот

Антон Деникин. Непримиримый патриот

Малоизвестные страницы биографии русского генерала
Могилы А.И. Деникина с супругой и И.А. Ильина с супругой в Донском монастыре.
© mkkk.ucoz.ru
Малоизвестные страницы биографии русского генерала
' + '' + ' ' + ''+ ' Могилы А.И. Деникина с супругой и И.А. Ильина с супругой в Донском монастыре.
29 декабря 2022, 12:45
Реклама

150 лет назад, 16 декабря (по новому стилю) 1872 года, родился Антон Иванович Деникин. Имя это хорошо известно читателям старших поколений. Один из лидеров Белого движения, непримиримый враг Советской власти, он фигурировал в этом амплуа во всех учебниках истории СССР. Такой односторонний подход, однако, далеко не полно раскрывает весьма неоднозначную и многогранную личность этого человека. Он не принял Октябрьскую революцию, но не стал в эмиграции врагом своей исторической Родины и до конца жизни оставался великим русским патриотом. «Армейский стандарт» по случаю юбилея генерала, оставившего столь заметный след в истории нашей страны, напомнит о страницах его биографии.

Сын бывшего крепостного

Как ни парадоксально это звучит, один из главных врагов Советской власти по происхождению был гораздо ближе к народным «низам», нежели такие известные революционеры-марксисты, как В.И.Ленин, Ф.Э.Дзержинский, Л.Д.Троцкий, В.В.Куйбышев, А.А.Жданов или Г.К.Оржоникидзе.

Иван Ефимович Деникин - отец.
© wikipedia.org
Иван Ефимович Деникин - отец.

Отец Антона Деникина, Иван Ефимович, был крепостным крестьянином из Саратовской губернии. В возрасте 27 лет помещик отдал его в рекруты. За 22 года службы Иван Деникин прошел путь от рядового до фельдфебеля. Успел принять участие в Венгерской кампании 1849 года и в Крымской войне (1853–1856 годов).

Успешно выдержав экзамен на офицерский чин, был произведен в 1856 году в прапорщики. Еще 13 лет прослужил офицером, вышел в отставку с присвоением звания майора и поселился недалеко от Варшавы.

Елизавета Фёдоровна Деникина - мать.
© wikipedia.org
Елизавета Фёдоровна Деникина - мать.

Через два года после выхода на пенсию 64-летний Иван Ефимович женился. Его супругой стала полячка Эльжбета Францисковна (Елизавета Федоровна) Вржесинская, 26 лет от роду, происходившая из семьи обедневших мелких землевладельцев. 16 декабря 1872 года она родила сына. Назвали его Антонием.

Отец воспитывал мальчика в традициях православия, мать, истинная полячка по духу, брала его с собой на богослужения в католический костел. Но между родителями не было противоречий в воспитании сына. Супруги относились друг к другу с большим уважением и стремились привить своему отпрыску с малых лет не только честность, принципиальность, трудолюбие и стойкость к жизненным невзгодам, но также терпимость и снисходительность к другим людям. И это им удалось.

Антон одинаково хорошо владел и русским, и польским языками, но считал себя истинно русским человеком. Таковым и был, причем в самом лучшем значении этого слова. От отца он впитал не только патриотизм, честность и прямоту, но и умение прощать.

Участвуя в подавлении польского восстания 1863–1864 годов, Иван Ефимович, хоть и получил ранение, на свой страх и риск отпускал тех пленных, которых считал примкнувшими к бунту по молодости и глупости. Не желая калечить им жизнь, офицер не раз вместо того, чтобы отправить юнцов по этапу на каторгу, приказывал подчиненным всыпать им «ниже спины» по десятку розог и прогнать.

Впоследствии Антон был свидетелем случая, как богатый поляк узнал в отце своего спасителя и кинулся к нему с объятиями.

…Добывая хлеб в поте лица своего

Сам отставник жил с семьей бедно, на пенсию в 36 рублей в месяц (на наши деньги примерно 30–40 тыс. рублей). Но когда раз в год от Корпуса пограничной стражи заслуженному ветерану приходило пособие 100–150 рублей, часть он раздавал еще более бедным товарищам.

Умер Иван Ефимович, когда сыну было всего 12 лет. Незадолго до смерти он сказал: «Оставляю тебя, милый, и мать твою в нужде. Но ты не печалься — Бог не оставит вас. Будь только честным человеком и береги мать, а остальное само придет».

Юнкер Антон Деникин.
© wikipedia.org
Юнкер Антон Деникин.

Сокрушался старый солдат лишь о том, что не увидит сына офицером. Другой карьеры он для Антона не представлял. Это, конечно, значительно повлияло на то, что Антон Иванович пошел по воинской стезе. Отца он любил и уважал, на всю жизнь сохранив о нем теплые воспоминания. Да и не только он один. Хоронили отставного майора с воинскими почестями, а на надгробии его сослуживцы запечатлели эпитафию: «В простоте души своей он боялся Бога, любил людей и не помнил зла».

После смерти мужа-кормильца Елизавете Федоровне была назначена пенсия в 20 рублей. Прожить на них вдвоем было проблематично. Антону пришлось искать способ помочь матери. И он, ученик 4-го класса реального училища, смог произвести хорошее впечатление на родителей двух второклассников-двоечников, договорившись заниматься с ними за 12 рублей в месяц. Жили они в разных концах города, но Антон успевал каждый день заниматься с обоими. А ведь надо было еще и успевать делать свое домашнее задание.

Любимые книги пришлось забросить. Страдала и собственная успеваемость. Но мальчишка стоически переносил трудности. Мало того, он умудрялся еще и подрабатывать дополнительно. Писал, например, за небольшую плату сочинения сразу для нескольких одноклассников. Но нужда не отступала.

Спастись от нищеты матери с сыном помог директор училища, согласившись на содержание ими квартиры для восьми иногородних учащихся с платой по 20 рублей с каждого. Антона он поставил старшим над проживающими. Это решило все материальные проблемы маленькой семьи. Так Антон выполнил завет отца и дал матери веский повод гордиться сыном…

Отцовский характер

В 1890 году Антон Деникин поступил в Киевское юнкерское училище. Общая атмосфера в нем походила на ту, что ностальгически знакома выпускникам военных училищ конца ХХ века. Те же понятия товарищеской взаимовыручки и чести, те же трудности. Те же самоволки и возвращения из увольнений подшофе, за которые можно было в один момент быть отчисленным, и то же великодушие офицеров, частенько «не замечавших» подобных шалостей юнкеров. В том случае, конечно, если это не было системой со стороны того или иного юнкера и не граничило с наглостью и тупостью.

Но вовсе не внешний антураж был главной составляющей формирования характеров будущих офицеров. Вспоминая впоследствии об училищных годах, Антон Деникин писал: «Вся окружающая атмосфера, пропитанная бессловесным напоминанием о долге, строго установленный распорядок жизни, постоянный труд, дисциплина, традиции юнкерские… все это в известной степени искупало недочеты школы и создавало военный уклад и военную психологию, сохраняя живучесть и стойкость не только в мире, но и на войне, в дни великих потрясений, великих искушений».

Выпускник училища Антон Деникин.
© wikipedia.org
Выпускник училища Антон Деникин.

Успеваемость Деникина была очень хорошей, и по окончании училища он получил довольно престижное распределение в артиллерию со званием подпоручика. Первые 5 лет службы прошли в польском захолустье. В 1895 году молодой офицер успешно сдал вступительные экзамены в Академию Генерального штаба. По ее окончании произошел весьма примечательный инцидент...

Назначенный незадолго до выпуска начальником академии Николай Сухотин по своему усмотрению изменил список выпускников, которые должны были продолжить службу при Генеральном штабе. Провинциальный офицер Антон Деникин был из этого списка исключен. Его это глубоко задело. Он подал на начальника академии жалобу. Совещание, собранное военным министром Алексеем Куропаткиным, признало действия Сухотина незаконными, однако предложило капитану Деникину жалобу отозвать, а вместо нее написать «прошение о милости».

Прошение пообещали обязательно удовлетворить и причислить капитана к Генеральному штабу. Но Антон Иванович был сыном своего отца — честного, прямого и принципиального человека. «Я милости не прошу, — ответил он. — Добиваюсь только того, что мне принадлежит по праву». Жалобу отклонили. К Генеральному штабу Деникина не причислили. Сказали — «за характер»!

Антон Иванович вернулся к прежнему месту службы, а через два года вновь обратился к военному министру с просьбой разобраться в его деле. Сухотин был другом Куропаткина, но сам министр был человеком порядочным. На ближайшей же аудиенции он обратился к Николаю II с просьбой зачислить Деникина в Генеральный штаб, признав, что ранее поступил по отношению к строптивому офицеру несправедливо. Император просьбу удовлетворил.

Сопки Маньчжурии, галицийские поля

Когда началась Русско-японская война, Антон Иванович добился перевода в действующую армию. Занимая там должности начальника штаба бригады, а потом и дивизии, он отнюдь не отсиживался в тылу. В бою под Цинхеченом возглавляемый им отряд штыковой атакой отразил японское наступление, и одна из сопок получила название «деникинской».

Отличился он и в знаменитом рейде генерала Павла Мищенко по японским тылам. Участвовал в сражении под Мукденом. «За отличие в делах против японцев» был награжден двумя орденами и произведен в полковники.

Поручик Антон Деникин в 1895 г.
© wikipedia.org
Поручик Антон Деникин в 1895 г.

Первая мировая застала Деникина в звании генерал-майора и в должности генерал-квартирмейстера 8-й армии, командовал которой Алексей Брусилов. В самом начале боевых действий Антон Иванович попросил назначить его на командную должность и принял 4-ю стрелковую бригаду. Командовал он ею так, что бригада заслужила почетное наименование «Железной».

В начале 1915 года Деникину предложили возглавить дивизию. Он отказался от повышения, не желая бросать своих «железных» стрелков. Командование подошло к вопросу «творчески» и развернуло его бригаду в 4-ю стрелковую дивизию. Она стала одним из самых высокобоеспособных соединений всей русской армии. Несколько орденов, золотое георгиевское оружие, а затем и ещё одно, усыпанное бриллиантами, — вот свидетельства того, как воевал во главе дивизии Антон Иванович!

© Архив

В сентябре 1916 года генерал-лейтенант Деникин был назначен командовать 8-м корпусом. После Февральской революции 1917-го принял предложение стать начальником штаба при главнокомандующем всей русской армии, а через два месяца возглавил Западный фронт. Еще через два месяца он был переведен на должность командующего Юго-Западным фронтом. Выступал за упразднение солдатских комитетов, считая демократизацию армии явно неуместной. Керенского открыто критиковал и в итоге поддержал мятеж Лавра Корнилова, за что был снят с должности и арестован.

Горнило братоубийственной войны

От суда Деникина и всех арестованных вместе с ним офицеров и генералов спасла неразбериха, возникшая после Октябрьской революции. Поддельное постановление об освобождении спасло им жизнь и даровало свободу. Как и многие другие Антон Иванович бежал на юг. Там он стал одним из главных организаторов Белого движения.

После гибели Лавра Корнилова Деникин возглавил Добровольческую армию, а затем и все Вооруженные силы Юга России. Боевой опыт и полководческие способности позволили ему не только оказывать серьезное сопротивление Красной Армии, многократно превосходившей численностью его небольшие силы, но и развить наступление на Москву. Цели достичь не удалось, но о том, какую опасность это наступление представляло для Советской власти, можно судить хотя бы по заголовку одной из статей Владимира Ленина «Все на борьбу с Деникиным!».

Статья В.И. Ленина «Все на борьбу с Деникиным».
© ульянов-ленин.рф
Статья В.И. Ленина «Все на борьбу с Деникиным».

Мобилизовав против Деникина все ресурсы, большевикам удалось одержать победу. Хотя генерал не считал дело окончательно проигранным и собирался продолжать войну, но из-за интриг Петра Врангеля он добровольно отказался от командования, уступив его барону. А сам отправился в эмиграцию.

Вагон медикаментов для советских солдат

На чужбине Антон Иванович оставался убежденным противником Советской власти, яро критиковал большевизм, но никогда не опускался до ненависти к России и к русскому народу. Когда Гитлер напал на СССР, он, в отличие от Шкуро и Краснова, не только не пошел в услужение к немцам, но и ясно дал понять, что Россия, какая бы власть ею ни правила, остается его Родиной, и он, русский человек, не будет против нее воевать.

 

Генерал Антон Деникин в Париже, 1938 г.
© wikipedia.org
Генерал Антон Деникин в Париже, 1938 г.

Такая позиция была очень опасной для человека, жившего в оккупированной нацистами Европе. Но он не боялся. Более того, на средства от гонораров за издание своих мемуаров он закупил целый вагон медикаментов и отправил его в Советский Союз для бойцов Красной Армии. Этим он сильно озадачил Иосифа Сталина, принявшего в итоге «соломоново решение»: медикаменты принять, но об их происхождении не распространяться.

Когда война закончилась, Деникин решил, что его, при усилившемся влиянии СССР на Европу, могут передать Сталину как врага Советской власти. Но это беспокойство было необоснованным. Советские руководители прекрасно знали о патриотическом поведении Антона Ивановича в самые тяжелые для СССР годы и, требуя выдачи бывших белогвардейских генералов, ставших на путь предательства Родины, Деникина в этот список включать и не думали.

В.В. Путин у могилы А.И. Деникина.
© premier.gov.ru
В.В. Путин у могилы А.И. Деникина.

Тем не менее он перебрался в США, где и прожил два последних года своей жизни. 7 августа 1947 года Антон Иванович Деникин умер. Американские власти похоронили его в Детройте с воинскими почестями.

Вместо эпилога

В 2005 году прах Антона Деникина и философа Ивана Ильина был перевезен в Москву и захоронен в Донском монастыре. А в 2009 году Владимир Путин, увидев, что надгробия пришли в ветхое состояние, распорядился изготовить новые и оплатил все работы деньгами из своих личных средств. Этот факт о многом говорит. И многого стоит. Наш президент не воздал бы такой знак уважения людям, если бы не считал их по-настоящему великими русскими патриотами!

Реклама
Реклама