Любая военная служба всегда в фаворе у настоящих мужчин. Но даже среди самой избранной части военных, к которой причисляют себя, например, десантники и морские пехотинцы, есть особая элита. О ней много написано, но по существу ничего не рассказано. Выслуживших установленный срок и уволенных в запас бойцов этих войск охотно берут на ответственную работу в различные компании, а в военкомате они стоят на спецучете — как люди, обладающие особо опасной для общества профессией. Нам пора раскрыть их секретную службу.
Место службы — Зверосовхоз
Если вам нравится прыгать с парашютом, нырять с аквалангом, стрелять из всех видов стрелкового оружия, в том числе из зарубежных образцов, как, например, американская винтовка M16, если вы спортсмен и владеете иностранным языком (последнее условие не обязательное, но желательное), то вам прямая дорога в Зверосовхоз!
На каждом флоте эта воинская часть называется по-своему. На Северном флоте она находится вблизи поселка Зверосовхоз. Найти отдельный морской разведывательный пункт специального назначения — так он называется в служебных документах — не так-то просто. А если сказать местному: «Зверосовхоз» — он сразу поймет, куда держать путь.
Бойцов элитных подразделений называют еще «морскими котиками». Разумеется, это неофициальное название. На уставном языке их называют боевыми пловцами, только сути это не меняет. Тот, кому повезло служить в отряде подводных диверсантов, потом всю жизнь с гордостью носит на часах, рубашках и прочих гражданских вещах эмблему всех разведчиков мира — летучую мышь.
Спецразведка ВМФ появилась в годы Второй мировой войны. После войны техника и вооружение подводных диверсантов шагнули далеко вперед. Изменилась и сама система подготовки личного состава.
Общая тактическая подготовка проводится во время полевых выходов. Обычно их организуют зимой. Группу отправляют на недельку в чистое поле — и выживай там, в мороз и стужу, как сумеешь.
Специальная подготовка включает в себя получение знаний и навыков применения различных взрывчатых веществ, компоненты которых можно купить в любой аптеке.
Воздушно-десантная подготовка оставляет у новобранцев незабываемые ощущения от прыжков со специальным планирующим парашютом.
Когда зашкаливает адреналин
Водолазная подготовка полна настоящей романтики моря. Ее идеализировал в своих книгах и фильмах Жак-Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau). Мы знаем его как известного исследователя Мирового океана, однако в его офицерской биографии была и учеба в École navale (французская Военно-морская академия), и пребывание в информационной службе ВМС Франции (читай — в разведке). В 1943 году совместно с инженером Эмилем Ганьяном он разработал и испытал акваланг. Без этого аппарата не было бы и подводных диверсантов в современном понимании этого термина.
В программе водолазной подготовки морского спецназа есть, например, такие занятия, как выход из подводной лодки, находящейся в погруженном состоянии, и морская прогулка на подводном скутере до места проведения диверсии и обратно.
Кстати, построенные для диверсионных операций две специальные малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья», состоявшие на вооружении Балтийского флота, так и не пригодились разведчикам. Силуэт одной из них мелькнул в кинокомедии режиссера Александра Рогожкина «Особенности национальной рыбалки». В дальнейшем эти секретные лодки предлагались владельцам нефтедобывающих платформ, но бизнесменов «Пираньи» не заинтересовали.
В разведке ВМФ решили, что обычная подводная лодка более приспособлена для секретных операций. Диверсанты покидают ее через торпедный аппарат. В нем помещаются сразу три человека.
Существуют два способа выхода: шлюзование (как космонавты на МКС) и свободный выход. При шлюзовании бойцы заползают в торпедный аппарат, заднюю крышку за ними закрывают, аппарат заполняют водой, выравнивают давление с забортным и открывают переднюю крышку. Для свободного выхода создается дифферент на нос, то есть воду перекачивают из кормовой балластной цистерны в носовую, и лодка клюет носом. В торпедном отсеке поднимают атмосферное давление до величины забортного, после этого открывают обе крышки торпедного аппарата, и человек «ныряет» в него.
Возвращение на лодку происходит тем же способом, только в обратном порядке. Дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд. В любом случае приходится поволноваться всем — и тем, кто выходит, и тем, кто остается внутри прочного корпуса. Адреналин у диверсантов, находящихся внутри трубы торпедного аппарата, иногда просто зашкаливает ничуть не меньше, чем во время прыжка с парашютом.
Стрелковая подготовка тоже отличается своей спецификой. Лучшие друзья диверсанта — АДС — автомат двухсредный специальный, АПС — автомат подводный специальный и СПП — специальный подводный пистолет. А к ним прилагается еще целый набор интересных «гаджетов», например, прицел-радар.
Дело в том, что боевые пловцы действуют на глубинах до 45 метров. Есть, конечно, еще акванавты, которые погружаются в открытом море на сотни метров. Но они — из другой службы. Диверсантам с лихвой хватает 45 метров, чтобы незаметно подплыть к кораблю и прикрепить к его днищу мину. Но на 40 метрах в море зеленая муть, даже если в небе сияет солнце. А действовать приходится чаще всего ночью. Прицел-радар сам обнаруживает цель размером с человеческую голову примерно на дистанции 20 метров и подает об этом сигнал. Боевому пловцу остается нажать на курок, и пуля в виде 40-мм стальной иглы, преодолев сопротивление воды в четыре атмосферы, попадет точно в противника.
Для отчаянных парней это может показаться более увлекательным занятием, чем гоняться за щукой с подводным ружьем в тихом омуте, без риска самому превратиться в добычу. Ведь у боевых пловцов противодиверсионных сил и средств (ПДСС) — точно такое же оружие, и они обязательно его применят, обнаружив диверсанта. Но чаще всего бойцы ПДСС закидывают диверсантов самыми обыкновенными гранатами — глушат их, как рыбу.
Правда, заниматься гранатометанием хорошо только в своей гавани. В чужой акватории не следует привлекать внимание взрывами, чтобы не нарваться на международный скандал. В подобной обстановке есть немало других способов уничтожения противника.
И концы в воду…
Все, что связано со службой боевых пловцов, окутано непроницаемой тайной. Остается неразгаданной гибель полученного Советским Союзом по репарации итальянского линкора «Джулио Чезаре», переименованного в «Новороссийск». 29 октября 1955 года он взорвался и затонул на рейде Севастополя. По одной из неофициальных версий, диверсию устроили боевые пловцы из бывшей 10-й флотилии штурмовых средств Валерио Боргезе — элитного подразделения итальянских подводных диверсантов.
В пользу этой версии, отмечают историки, свидетельствует то, что накануне все итальянские торговые суда покинули Севастополь. Но это может быть обыкновенным совпадением.
Также до сих пор не известно, кто в Портсмутской гавани 19 апреля 1956 года обезвредил «человека-лягушку» — коммандера (капитан 3-го ранга) Лайонела Крэбба (Lionel Crabb) по кличке Buster. Сам виноват: не надо было копаться под днищем советского крейсера «Орджоникидзе», на борту которого находилось руководство Советского Союза — первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев и председатель Совета Министров СССР Николай Булганин.
На кладбище Милтон в Портсмуте надпись на одном из надгробий гласит: «Светлой памяти коммандера Лайонела Крэбба, наконец-то нашедшего покой в 1956 году». Однако кто на самом деле покоится здесь — не знает даже его вдова. Власти Великобритании пообещали в 2056 году рассекретить задание диверсанта по кличке Buster. Это слово имеет множество смысловых значений. Его можно перевести и как «Кутила», а можно и как «Неудачник». Последнее теперь больше подходит по смыслу. У каждой страны свои герои — мнимые и подлинные — и свое отношение к ним.
Разведчик Северного флота Виктор Леонов еще при жизни стал легендой. В годы Великой Отечественной войны он воевал на Кольском полуострове. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в ноябре 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования в тылу врага и проявленные при этом мужество и героизм».
Весной 1945 года североморцев перевели на Тихоокеанский флот. Отряд Леонова, насчитывавший всего 139 бойцов, взял в плен японский гарнизон в корейском порту Вонсан (ранее — Гензан, в конце XIX — начале XX века известный также как порт Лазарева, названный в честь русского адмирала Лазарева). Разведчикам сдались около 3,5 тыс. японских солдат и офицеров. В сентябре 1945 года старший лейтенант Виктор Леонов был удостоен второй медали «Золотая Звезда».
Морское сообщество современной России хранит память о Викторе Леонове. Ему посвящен юбилейный знак «100 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Леонова В.Н.». На аверсе знака, выполненного в виде медали, надпись: «Разведчик-диверсант №1 ВМФ СССР». Именем легендарного разведчика назван средний разведывательный корабль Северного флота проекта 864 «Меридиан».
А скандальная слава к британскому герою Второй мировой войны по кличке Buster пришла после его смерти. О нем упоминали в своих книгах известный командир итальянских диверсантов князь Боргезе, старший офицер по научным вопросам в британской контрразведке MI5 Питер Райт и другие авторы. Что касается периодических изданий, то, кажется, нет ни одного, которое не написало бы о Крэббе. Несмотря на такую популярность, в Британии сочли неуместным изготавливать медаль в память о диверсанте-неудачнике — и правильно решили.