Фанерный грузовик
Соединенные Штаты исследуют возможность использования беспилотных систем для решения задач военной логистики. Недавно впервые успешно выполнена доставка грузов с помощью автономных грузовых планирующих беспилотников Silent Arrow GD-2000 за пределами США. Эксперимент был проведен на Ближнем Востоке. В нем были задействованы два эксплуатируемых страной-союзником США транспортных самолета C-130.
Как сообщила компания — разработчик данной системы, Silent Arrow, два беспилотных планера были загружены 465 кг груза каждый. Затем планеры были сброшены с самолета C-130 над пустынной местностью. Аппараты GD-2000 в автономном режиме выполнили полет до заранее определенной позиции, по достижении которой просигнализировали сигнальной ракетой и произвели посадку, успешно доставив груз.
Испытания проведены в рамках контракта стоимостью $1,5 млн, по оценке заказчиком данного технического решения. Silent Arrow планирует начать полномасштабное производство грузовых беспилотников в 2023 году. При этом компания рассчитывает на получение заказов на тысячи единиц.
Идея
Анализ вооруженных конфликтов последнего времени и прогнозы в отношении перспективных конфликтов показывают высокую зависимость результатов действий от функционирования логистических цепочек. При этом поставки необходимых грузов — боеприпасов, провизии, медикаментов, топлива и т.п. — трудно поддерживать в боевых условиях, вдали от налаженных линий военных поставок. Более того, процесс доставки грузов традиционными средствами неизбежно сопряжен с рисками потерь среди личного состава.
Чтобы купировать указанные риски, в качестве средств доставки рассматриваются беспилотные средства, прежде всего беспилотные летательные аппараты. Одно из решений — использование дешевых аппаратов однократного применения. Идеей, продвигаемой компанией Silent Arrow, является как раз применение аппаратов, представляющих собой планирующие контейнеры, сбрасываемые с летательных аппаратов-носителей — самолетов и вертолетов.
Планеры лишены двигателей, имеют низкую заметность, как акустическую, так и тепловую, по сравнению с моторизированными летательными аппаратами. Использование фанеры для изготовления элементов конструкции помимо снижения стоимости ведет к уменьшению радиолокационной заметности. В целом эти решения должны повысить шансы успешной доставки необходимых грузов без риска для экипажей.
GD-2000
GD-2000 представляет собой авиационную систему автономной доставки однократного использования. Фюзеляж аппарата сформирован прямоугольным вытянутым контейнером размером 2х2х8 футов (0,61х0,61х2,44 метра), выполненным из металлического каркаса, обшитого фанерой. Планер оснащается тандемным крылом, складываемые прямые плоскости которого размещаются над верхней частью фюзеляжа, импровизированным носовым обтекателем и хвостовым оперением. Эти элементы конструкции устанавливаются после загрузки контейнера.
Летательный аппарат оснащен разнообразной бортовой радиоэлектронной аппаратурой, включая автопилот Pixhawk Cube, навигационную систему на базе GPS, лазерный дальномер.
Система управления может быть запрограммирована с помощью Android Tactical Assault Kit, что позволяет управлять транспортными планерами с помощью различных военных или гражданских мобильных устройств.
Беспилотный аппарат полетной массой 907 кг может нести груз массой до 740 кг и доставлять его в пределах 74 км при сбросе с самолета на максимальной высоте — 7600 метров. Сброс контейнера производится на скорости до 240 км/ч. После сбрасывания аппарата с носителя несущие плоскости крыльев раскрываются в полетное положение.
Скорость сваливания планера составляет 115 км/ч при половинной загрузке и 170 км/ч при полной загрузке. При сбросе с вертолета компания-разработчик заявляет, что максимальная дальность полета составляет около 28 км. В Silent Arrow утверждают, что беспилотник GD-2000 может приземлиться с отклонением не более 100 метров от заданной позиции.
Преимущества
Silent Arrow утверждает, что их одноразовые беспилотные планеры могут быть развернуты для пополнения запасов боеприпасов, провизии и медикаментов в интересах подразделений Вооруженных сил США и их союзников, а также в целях оказания помощи при стихийных бедствиях.
Транспортные планеры компании Silent Arrow обладают уникальными преимуществами по сравнению с традиционными концепциями воздушного десантирования. Планеры могут быть сброшены вне пределов воздушного пространства, контролируемого системами противовоздушной обороны противника. Это позволяет не подвергать опасности экипажи пилотируемых самолетов и вертолетов при доставке грузов передовым подразделениям.
Немаловажен и экономический аспект. Разработчик утверждает, что предлагаемое решение будет иметь выигрыш по стоимости как минимум вдвое по сравнению с существующими системами воздушной доставки грузов. Правда, говоря о стоимости, представители компании Silent Arrow оперируют относительными оценками, не называя конкретных цифр.
В техническом описании GD-2000 компания заявляет, что ее цель в том, чтобы каждый планер был способен обеспечить одно подразделение на один день боевых действий со стандартным грузом, включая упомянутые боеприпасы, сухие пайки, воду, медикаменты.
Текущий статус
Silent Arrow проводит летные испытания с использованием в качестве носителей самолетов C-130 Командования сил специальных операций Вооруженных сил США (USSOCOM). Испытания проходят в ограниченном воздушном пространстве. Кроме того, параллельно по линии Федерального управления гражданской авиации FAA проходят испытания с вертолетами Bell UH-1H Iroquois.
14 февраля 2022 года Silent Arrow объявила о том, что разработанная компанией платформа GD-2000 выбрана Министерством обороны США для дальнейшего изучения. В интересах Индо-Тихоокеанского командования Вооруженных сил США (USINDOPACOM), Командования сил специальных операций и некоторых других заинтересованных структур будет проведена серия демонстраций GD-2000.
GD-2000 будет подвергнут всесторонней оценке, включающей вопросы интеграции с платформами военных самолетов. По завершении этой работы Silent Arrow пройдет все этапы согласования, необходимые для того, чтобы стать программой, финансируемой Пентагоном.
Новый контракт означает, что теперь имеется полный набор возможностей для обеспечения демонстрации автономной логистической системы снабжения, подходящей почти для каждой воздушной платформы, используемой Силами спецопераций в действиях как на суше, так и на море. Silent Arrow упоминает военно-транспортные самолеты C-17 Globemaster, C-130 Hercules, тяжелые транспортные вертолеты CH-53 и конвертопланы V-22 в качестве летательных аппаратов, с которых может быть применен GD-2000.
Помимо интереса со стороны Пентагона интерес к грузовым планерам проявляют и за рубежом. Правительства ряда стран — союзников США демонстрировали определенный энтузиазм в отношении возможностей, которые открываются с использованием систем Silent Arrow. Известно о заключении соглашений с 37 странами.
Компания стремится к тому, чтобы ее технические решения стали своеобразным стандартом в сфере беспилотной авиационной доставки военных грузов. Некоторое число аппаратов GD-2000 развернуто на Ближнем Востоке, еще 15 находятся в производстве. Компания также занимается продвижением гражданских версий планеров для использования в гуманитарных целях.
Варианты
В линейке беспилотных транспортных планеров компании Silent Arrow, помимо GD-2000, есть еще два аппарата. Один из них — GD-2000 WB — представляет собой вариант с более габаритным фюзеляжем. «Широкофюзеляжный транспортник» имеет почти впятеро больший внутренний объем (4 куб. метра) для размещения грузов при такой же, что и у базовой модели, максимальной массе полезной нагрузки и меньшей дальности полета.
Уменьшенный вариант SA-PBG имеет длину всего около метра и грузоподъемность порядка 160 кг. Предполагается, что он будет применим в групповых действиях. При этом он может быть запущен как с рамп грузовых самолетов, так и через боковые двери, что потенциально может еще больше расширить его оперативную гибкость. Такое решение уже получило предварительное одобрение от Командования сил специальных операций ВВС США (AFSOC).
Особняком в продуктовом ряду транспортных беспилотников компании Silent Arrow стоит модель ER-2000. Этот вариант оснащен мощным электрическим двигателем, вращающим воздушный винт и, как сообщается, может взлетать и садиться на аэродромные взлетно-посадочные полосы.
Продолжение следует
В последние годы Министерство обороны США активно изучает наиболее продвинутые концепции, связанные с беспилотными системами применительно для решения логистических задач. Командование сил специальных операций до разработок компании Silent Arrow изучало и другие предложения промышленности. В их числе, к примеру, аппарат CQ-10 Snowgoose с мягким крылом, оснащенный двигателем с толкающим винтом и способный перевозить до 270 кг груза во внутреннем отсеке.
Участвуют в изучении потенциальных вариантов и другие заинтересованные эксплуатанты подобной техники. Так, в 2017 году компания Logistic Gliders, Inc. продемонстрировала Корпусу морской пехоты США свой одноразовый транспортный беспилотник. Компания предлагает заинтересованным заказчикам два аппарата под обозначениями LG-1K и LG-2K. Первый из них создавался при участии Marine Corps Warfighting Laboratory, второй — во взаимодействии с DARPA. Обе системы Logistic Gliders концептуально весьма похожи на разработки компании Silent Arrow GD-2000. И также предназначены для снабжения подразделения припасами на один день.
Военно-морские силы США также изучали различные концепции автономных беспилотных летательных аппаратов для снабжения, чтобы снизить нагрузку на существующую логистику. Они, в силу специфики, полагаются главным образом на аппараты, выполняющие взлет-посадку в вертикальном режиме.
Перспективные беспилотные авиатранспортные системы, такие, как планеры Silent Arrow, могут предложить экономически эффективный и безопасный способ быстрой доставки критически важных грузов для заполнения краткосрочных пробелов в цепях поставок во время проведения военных операций. А это значит, эти и другие решения будут пристально изучаться, пока наиболее подходящее из них не станет основой для перспективной военной логистической системы.