Американское лекарство от «Циркона»

Американское лекарство от «Циркона»

Для чего прототип MQ-25A испытали на борту авианосца
Испытательная дозаправка самолета F-35 беспилотником.
© boeing.com
Для чего прототип MQ-25A испытали на борту авианосца
' + '' + ' ' + ''+ ' Испытательная дозаправка самолета F-35 беспилотником.
04 февраля 2022, 13:39
Реклама

В конце 2021 года ВМС США успешно завершили очередной этап испытаний прототипа палубного беспилотного заправщика MQ-25A Stingray. В ВМС США отметили, что этап завершен успешно.

Тест проведен в декабре на борту авианосца George H.W.Bush (CVN-77). Он предваряет полноценные морские испытания беспилотной системы. С помощью системы дистанционного управления были выполнены пробежки прототипа T-1 (Tail 1) MQ-25A по палубе авианосца, проверены функциональные возможности системы управления беспилотником в дневных и ночных условиях. Маневры включали руление по палубе, подсоединение к стартовой катапульте и т.п.

Проведенные испытания — очередной шаг в процессе создания нового беспилотника. Основная цель — проверить, как он впишется в отлаженный процесс эксплуатации авиатехники на авианосце без внесения каких-либо изменений в существующие процедуры.

Из бойцов в заправщики

Создание в США нового воздушного танкера и делегирование задачи воздушной заправки беспилотным средствам обусловлено рядом причин. Главная из них — необходимость повышения живучести американских авиационных ударных групп после появления у потенциальных противников — прежде всего, КНР и России — новых противокорабельных ракет большой дальности. В этих условиях потребовалось отодвинуть ударные авианосные группы за границы действия этих ракет. Следовательно, потребовалось увеличить радиус действия палубной авиации, в том числе, благодаря дозаправке самолетов в воздухе.

Да и вообще, дрон-заправщик призван повысить эффективность действий корабельной авиации. Представители Пентагона неоднократно отмечали неудовлетворительное положение вещей в данной сфере.

После снятия с вооружения в 1997 году палубного самолета-заправщика Grumman KA-6D Intruder большая часть дозаправок топливом в воздухе выполняется оснащенными подвесными заправочными агрегатами самолетами F/A-18E и F/A-18F. Делается это в ущерб выполнению боевых задач. Число вылетов этих самолетов для использования в качестве заправщиков достигает 20–30% от общего числа полетов.

Сегодня большая часть дозаправок палубных самолетов выполняется самолетами F-A-18E и F-A-18F.
© navy.mil
Сегодня большая часть дозаправок палубных самолетов выполняется самолетами F-A-18E и F-A-18F.

Предложено заменить их новым беспилотным летательным аппаратом. Он создается на базе задела, полученного ранее при реализации других программ морских беспилотных летательных аппаратов, включая UCLASS. В рамках последней предполагалось создание малозаметного разведывательно-ударного беспилотника корабельного базирования.

Программа создания беспилотного танкера получила наименование CBARS. Заказчики упростили требования к новому аппарату, чтобы ускорить процесс его создания и передачи флоту. Первоначальные требования к нему были несколько выше, но их несколько урезали. Теперь они выглядят так: беспилотник должен быть способен нести около 15 тыс. фунтов топлива на расстояние 500 миль от авианосца, выполняя заправку самолетов палубной авиации с помощью стандартного оборудования.

30 августа 2018 года по итогам проведенного ВМС США конкурса концерн Boeing опередил компании Lockheed Martin и General Atomics (компания Northrop Grumman, также участвовавшая на начальных этапах конкурса, в 2017 году приняла решение выйти из числа претендентов), получив право создания палубного беспилотника-топливозаправщика.

На основании итогов тендера ВМС США выдали корпорации Boeing контракт стоимостью $805,3 млн на полномасштабную разработку, постройку, испытания и поставку четырех опытных летных образцов перспективного палубного беспилотного самолета-заправщика MQ-25A Stingray. Аппараты должны быть интегрированы в состав авиационного крыла авианосца.

Стадия операционной готовности — август 2024 года, то есть на два года ранее запланированного первоначально срока.

Анатомия танкера

Беспилотный аппарат, предложенный инженерами из Phantom Works — подразделения компанией Boeing, — реализован по нормальной аэродинамической схеме с V-образным хвостовым оперением, кили которого имеют наклон порядка 60 град. во внешнюю сторону. Крыло малой стреловидности, размах которого — 19 метров, выполнено складывающимся.

В верхней части вытянутого вдоль продольной оси и трапециевидного в перпендикулярном сечении фюзеляжа расположен воздухозаборник двигателя. В качестве силовой установки на MQ-25A Stingray используется один турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce AE3007. Это новейшая модификация двигателя, которым оснащаются беспилотные летательные аппараты большой продолжительности полета Global Hawk и Triton. Шасси беспилотника — трехопорное с носовой стойкой, с небольшими изменениями взято от палубного истребителя F/A-18.

Беспилотник MQ-25A сможет выполнять полеты со скоростью до 620 км/ч, неся порядка 6350 кг топлива. Предполагается, что, действуя в радиусе до 500 морских миль (926 км) от авианосца базирования, он сможет обеспечить топливом несколько таких самолетов, как F-35C, F/A-18 и EA-18G Growler. Для этого под одной консолью крыла размещается один стандартный топливозаправочный агрегат, а под другой — подвесной топливный бак.

Беспилотный топливозаправщик MQ-25 впервые поднят на палубу USS George HW Bush
© Кадр из видео
Беспилотный топливозаправщик MQ-25 впервые поднят на палубу USS George HW Bush

В состав беспилотной системы, помимо собственно беспилотного аппарата со всеми необходимыми подсистемами целевой нагрузки, входят корабельная система базирования и корабельная система управления MD-5 UMCS 1.0.

Разработчикам аппарата совместно с военными необходимо было доработать существующие и разработать ряд новых систем для обеспечения размещения беспилотников на борту авианосца и для дозаправки летательных аппаратов боевой и разведывательной авиации. В частности, были созданы прототипы рабочих мест операторов, а также других подсистем, устанавливаемых на авианосцах.

ВМС США планируют, что беспилотными танкерами MQ-25A будут управлять уорент-офицеры. Подход ВМС к заказываемым беспилотным авиационным системам отличается от подхода ВВС США. Корабельные дроны должны иметь бОльшую. Идея заключается в том, что высокая степень автоматизации функций позволит каждому отдельному оператору управлять несколькими беспилотниками одновременно.

Один пишем, два в уме

С запуском программы CBARS руководство ВМС США приняло непростое решение отказаться от амбициозных планов оснащения авианосцев многофункциональными беспилотниками в пользу более простого в реализации решения — дрона-топливозаправщика. Но, несмотря на то, что сейчас американские ВМС сосредоточены на потребности в дозаправке самолетов, будущее для MQ-25 видится не столь однообразным.

Во-первых, перспективные задачи для него включают также разведку, наблюдение и рекогносцировку. А во-вторых, не исключены и ударные функции. Они пока держатся «в уме». Однако для выполнения подобных миссий в конструкции аппарата уже предусмотрены дополнительные отсеки.

Кроме того, MQ-25A, могут послужить в качестве испытательных аппаратов, на которых будет отрабатываться адаптация «больших» беспилотников к условиям палубного базирования на авианосце и к использованию их в составе авиагруппы. То есть речь может идти в целом о формировании научно-технического задела на будущее, что впоследствии позволит сократить сроки выполнения перспективных работ по важной тематике.

Временные параметры в части создания версий дрона с расширенными возможностями пока не известны. Обсуждение расширения программы создания MQ-25A только начинается, и заинтересованные участники процесса пока находятся в ожидании рассмотрения бюджета. Еще не понятно, какие программы получат приоритет в финансировании, и, соответственно, не ясно, в какие сроки разработчики смогут приступить к расширению возможностей MQ-25A.

Проигравший конкурс ВМС США топливозаправщик компании General Atomics.
© General Atomics
Проигравший конкурс ВМС США топливозаправщик компании General Atomics.

Текущий статус

В существующих же параметрах программа реализуется в соответствии с заранее намеченным графиком. Еще в 2017 году были отработаны вопросы, касающиеся системы управления полетом, обмена данными между беспилотником и корабельной станцией управления и т.д.

В 2019 году первый построенный прототип был отправлен с завода компании на военно-воздушную базу Скотт для испытаний. Там, в частности, были выполнены рулежки и пробежки. Летные испытания MQ-25 начались в 2021 году. В июне беспилотник впервые дозаправил в воздухе палубный истребитель F/A-18F Super Hornet, в августе — самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye, а в сентябре — истребитель пятого поколения F-35C Lightning II Joint Strike Fighter.

Известно, что несколько самолетов, находящихся в стадии постройки, должны быть готовы в 2023 году, а ввод системы в эксплуатацию запланирован на 2025 год. Определено, что первыми носителями беспилотников MQ-25A станут атомные многоцелевые авианосцы USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) и George H.W. Bush (CVN-77).

Реализация программы MQ-25A и программы истребителей шестого поколения — свидетельство того, что американская морская авиация стремится идти в ногу со временем, принимая во внимание существующие и перспективные угрозы и вызовы. Применение MQ-25A должно позволить американским ударным авианосным группам сохранить свою роль в обеспечении проецирования силы в глобальном масштабе.

В общей сложности, если все пойдет по плану, ВМС США закажут не менее 72 беспилотных топливозаправщиков. При этом общая стоимость затрат по программе может достичь $13 млрд. Сюда войдут разработка, отладка систем, испытания, производство, послепродажное техническое обслуживание и ремонт, а также обучение персонала.

Реклама
Реклама