Стая «Орланов»

Стая «Орланов»

Специальный технологический центр развивает линейку беспилотных аппаратов
Орлан-10.
© roe.ru
Специальный технологический центр развивает линейку беспилотных аппаратов
' + '' + ' ' + ''+ ' Орлан-10.
15 марта 2022, 09:30
Реклама

Один из наиболее известных российских беспилотных комплексов — «Орлан-10» петербургского Специального технологического центра (СТЦ). Этот небольшой беспилотник прочно занял в войсках нишу им же и сформированную. Он широко применяется в Вооруженных силах, активно используется в боевых действиях. Вместе с тем, это не единственный беспилотный летательный аппарат в семействе. СТЦ не только развивает функционал этой успешной модели, но параллельно работает над расширением продуктовой линейки.

«Орлан-10» — один из первых беспилотников, созданных выходцами из санкт-петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП). Позднее специалисты осели в компании «Специальный технологический центр». Думается, что успех «Орланам» обеспечила конвергенция энтузиазма молодых разработчиков и опыта создателей радиоэлектронных систем компании СТЦ (с 2001-го на международном рынке в сфере производства средств и комплексов радиоконтроля), а также ее возможностей в части производства высокотехнологичной продукции и ее продвижения.

«Орлан-10»

Беспилотный летательный аппарат «Орлан-10» построен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом размахом 3,1 метра и однокилевым хвостовым оперением. Двигатель, приводящий в движение двухлопастный тянущий винт, расположен в носовой части аппарата. Силовая установка работает на бензине АИ-95. Максимальная взлетная масса беспилотника достигает 18 килограммов, включая до 5 килограммов полезной нагрузки.

Взлет беспилотного аппарата осуществляется при помощи разборной катапульты. Беспилотник может выполнять полеты на скорости от 75 км/ч до 170 км/ч и на высотах до 5000 метров. «Орлан» способен оставаться в воздухе 16–18 часов, выполняя задачи на удалении до 120 километров от наземной станции управления.

Высокая устойчивость и хорошая управляемость допускают использование «Орланов» в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок. Для посадки применяются парашют и надуваемый в нижней части фюзеляжа амортизатор, предназначенный для защиты полезной нагрузки.

Орлан-10 в транспортном контейнере.
© airwar.ru
Орлан-10 в транспортном контейнере.

Беспилотник выполнен разборным для удобства транспортировки. При создании «Орлана-10» был использован принцип модульной архитектуры, что позволило оперативно варьировать состав бортового оборудования, а также быстро заменять аппаратуру полезной нагрузки в зависимости от параметров решаемой конкретной задачи.

Предусмотрен вариант с размещением на борту беспилотника аппаратуры ретрансляции. При единовременной установке такой аппаратуры на нескольких аппаратах она позволяет существенно нарастить радиус действия «Орлана», который при таком подходе может быть доведен до 600 км. Кроме того, эта аппаратура позволяет вести наблюдение несколькими беспилотниками без возвращения их на базу для замены оборудования.

Входящая в состав комплекса наземная станция управления может размещаться на базе армейских транспортных средств УАЗ, «Тигр», «Рысь» или КамАЗ. В целом комплекс может использоваться в широком спектре внешних условий, включая температурный диапазон от -30 град. С до +50 град. С, высокую влажность, пыль и прочие неблагоприятные факторы.

Функционал

Первоначальная и основная функция аппарата «Орлан-10» — разведка и наблюдение. Комплекс обеспечивает выполнение беспилотной воздушной разведки в тактической глубине в интересах подразделений Сухопутных войск. С самого начала предусматривалось, что он станет частью Единой системы управления тактического звена (ЕСУТЗ) — программно-аппаратного комплекса, предназначенного для координации и согласования действий подразделений на определенном участке местности.

Для ведения видовой разведки предусмотрено оснащение аппарата «Орлан-10» несколькими образцами целевого оборудования. Так, на борту летательного аппарата могут быть размещены фото- и видеокамера, тепловизор. Аэрофотосъемка производится одновременно с фиксацией координат.

Кроме того, на базе беспилотника «Орлан-10» создан комплекс радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы РБ-341В «Леер-3», специализирующийся на сетях сотовой связи. Первые «Лееры», поступившие в войска в 2015 году, могли обнаруживать абонентские точки мобильной связи (мобильные телефоны, планшеты и др.) и подавлять GSM-сети. При этом местоположения абонентских точек наносились на цифровую карту, данные об их расположении передавались артиллерийским расчетам для нанесения огневого удара.

После модернизации аппаратуры, размещаемой на борту «Орланов», они получили возможность работать с сетями новых поколений, подменять базовые станции сотовой связи и выполнять отправку абонентам текстовых и аудиосообщений, а в перспективе и небольших видеороликов. При этом сам комплекс, как отмечалось, обладает высокой конфликтной устойчивостью и способен функционировать в том числе в условиях активной работы средств радиоэлектронного противодействия противника.

«Орлан-30»

За прошедшие с момента появления «Орлана-10» годы СТЦ планомерно расширял линейку беспилотных систем. Следующей моделью в ряду его беспилотников стал «Орлан-30». Он предназначен как для ведения разведки и наблюдения, так и для наведения артиллерии, включая определение отклонений снарядов от цели и расчет коррекции при стрельбе на поражение.

Орлан-30 с гиростабилизированной оптико-электронной системой наблюдения.
© missiles2go.ru
Орлан-30 с гиростабилизированной оптико-электронной системой наблюдения.

Внешне беспилотник похож на предшественника. Это высокоплан с расположенным в носовой части двигателем с тянущим винтом. Но он больше и практически вдвое тяжелее «Орлана-10». Максимальная взлетная масса достигает 30 килограммов, а размах крыла — 3,8 метра.

Увеличение размерности было необходимо для того, чтобы аппарат мог нести более тяжелую полезную нагрузку. «Орлан-30» может нести аппаратуру массой в 6–8 кг при нормальной загрузке, и 12 кг — при максимальной, что значительно расширяет его функциональные возможности. Это в полтора раза больше, чем у «Орлана-10». С этой нагрузкой беспилотник может выполнять полеты на высотах до 4500 метров и находиться в воздухе до 6–8 часов. Радиус действия по каналу связи — порядка 120 километров, как и у «Орлана-10».

В отличие от более ранней модели, «Орлан-30» имеет в составе оборудования лазерный дальномер-целеуказатель. Это дополнительная возможность по подсветке обнаруженных целей для обеспечения точного целеуказания управляемым боеприпасам, включая авиабомбы или управляемые артиллерийские снаряды.

Например, «Орлан-30» в комплектации с лазерным целеуказателем способен подсветить цель для управляемого снаряда «Краснополь» или другого подобного боеприпаса. В 2020 году Минобороны РФ сообщило о завершении летных испытаний «Орлана-30» и запуске его в серийное производство.

«Орлан-50»

Линейку «Орланов» компания СТЦ продолжила моделью «Орлан-50». Это пока самый тяжелый аппарат в семействе беспилотников питерской компании. Его взлетная масса — 50 килограммов.

Конструктивно беспилотник, как и «младшие» собратья, выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Высоко расположенное крыло имеет размах 3,8 метра, как и у «Орлана-30». При этом, в отличие от «тридцатки», «Орлан-50» выполнен двухдвигательным: двигатели с тянущими винтами размещены под консолями крыла.

Диапазон скоростей полета аппарата «Орлан-50» — 90–180 км/ч. Максимальная продолжительность нахождения в воздухе — 15 часов. Высота полета — до 5000 метров. Разработчики заявляли о планах реализовать передачу данных видовой разведки по защищенному радиоканалу.

Радиус действия аналогичен предыдущим моделям. Взлет, как и у предыдущих аппаратов семейства, производится с катапульты, посадка — с парашютом.

Целевая нагрузка беспилотного аппарата может включать различное оборудование общей массой до 15 килограммов. Сообщалось, что на «Орлан-50» возможна одновременная установка полезной нагрузки трех-четырех типов, включая фотокамеры высокого разрешения, телевизионные или тепловизионные системы наблюдения, системы радиотехнической разведки, датчики радиационного контроля и т.д.

Орлан-50.
© stc-spb.ru
Орлан-50.

Применение

«Орлан-10» стал не просто одним из первых современных аппаратов, которые чуть более десяти лет назад начали поступать в войска. За прошедшие годы он стал самым востребованным беспилотником в подразделениях Вооруженных сил России.

Еще несколько лет назад общее число произведенных беспилотников перевалило за тысячу. Не исключено, что сейчас в войсках находится вдвое большее количество. При этом общая численность произведенных компанией СТЦ комплексов, вероятно, составляет несколько тысяч единиц.

Беспилотные комплексы, поступавшие в войска, активно использовались как в тренировках и учениях, так и в реальных боевых условиях. Например, в ходе операций российских Вооруженных сил на территории Сирии. Можно с уверенностью утверждать, что значительная часть наземных целей в Сирии обнаружена именно с помощью «Орланов». Также с их участием была выполнена немалая часть работ по контролю воздушных ударов и оценке поражения атакованных объектов.

«Орлан-10» дополнен моделями «Орлан-30» и «Орлан-50». Это позволяет сформировать более оптимальный состав беспилотных летательных аппаратов в подразделениях Вооруженных сил. «Орланы» остаются при этом в сегменте относительно легких беспилотников. Это позволяет нарастить качественные и количественные возможности по беспилотной воздушной разведке без существенных финансовых затрат.

Компанией СТЦ в разное время были разработаны и другие модели, включая «Орлан-1», «Орлан-3» и т.д. Однако наибольшее внимание все же привлекает описанная «большая тройка». Изначально разработчикам удалось сделать достаточно простую и при этом функциональную машину, которую в дальнейшем получилось масштабировать, расширив доступный функционал.

Успех «десятки» был замечен и за рубежом. Она уже поставляется некоторым иностранным заказчикам, среди которых, помимо стран СНГ, также Венесуэла и Мьянма. Открывается шанс на продвижение потенциальным эксплуатантам и других имеющихся в линейке компании-разработчика моделей аппаратов, объединенных общей логикой построения и унифицированными компонентами.

Реклама
Реклама