В инженерных войсках есть подразделение, название которого говорит само за себя — взвод минно-разыскных собак. По-настоящему боевых задач у него и в мирной жизни хватает — взрывчатых веществ еще с Великой Отечественной войны в земле осталось немало. В проведении специальной военной операции на Украине и после ее завершения эти подразделения также востребованны: известно, что националисты мин и снарядов на территории освобожденных Донецкой и Луганской народных республик не жалели, как и на самой Украине. Служба сложная и опасная, а потому тщательная подготовка требуется и саперам, и их питомцам.
Найдут «один на триллион»
По штату взвод минно-разыскных собак состоит в инженерно-саперном полку. Пополнение личного состава приходит в основном из учебного подразделения, поэтому с нуля осваивать должностные обязанности вожатым служебных собак не приходится. Равно как не приходится рассказывать им о значении предстоящей службы.
Это только несведущий человек может посчитать минно-разыскных собак анахронизмом — есть же электронные средства обнаружения! Однако они ищут не взрывоопасный предмет, а реагируют на взрывчатку, которая имеется практически во всем опасном перечне: начиная от самодельных взрывных устройств и заканчивая снарядами крупного калибра. Кроме того, собака в 3–5 раз быстрее ищет те же мины, чем сапер с миноискателем. Помимо того что ее нос обнаруживает в воздухе вещество в концентрации одна молекула к триллиону(!), так он еще и обладает избирательностью: среди тысяч запахов находит тот, который нужен, — запах взрывчатки. Сам за себя говорит и такой факт: минно-разыскные собаки принимали участие в знаменитом Параде Победы 1945 года на Красной площади в Москве.
Распорядок дня в подразделении напряженный — занятия каждый день. С раннего утра в вольерах комплекса служебного собаководства четвероногие питомцы уже ждут своих вожатых. Начинается совместная работа, с которой связка «человек–собака» может успешно справиться только в том случае, если в ней друг друга понимают не то что с полуслова — с полувзгляда. Тренировки проходят на специальной полосе препятствий ежедневно, не менее трех часов для каждой собаки.
В ходе занятий особое внимание поиску взрывчатых веществ на незнакомой местности, в том числе под снегом или льдом. При этом имитатор закладывается за сутки, тут нужен особый собачий нюх. Ну, а преодоление препятствий — заборов, окопов, переползание под низко натянутой сеткой — это выработка выносливости и ловкости. Не секрет, что действовать в реальных вооруженных конфликтах зачастую приходится в зонах городских разрушений, и к этому собака должна привыкать заранее, тренируясь на такой вот специальной полосе.
В целом же круг задач четко очерчен: разведка и разминирование минных полей, дорог и колонных путей, отдельных объектов.
Без любви никак нельзя!
Уровень подготовки старших вожатых и вожатых здесь всегда на высоте, так как любой пробел сразу будет заметен на контрольных занятиях. Дополнительно стимулировать никого не нужно — тут не забывают: сапер ошибается только раз…
Многое значат опыт и развитие личностных качеств: нужны внимательность, смекалка, собранность, решительность. За время службы некоторые сержанты и солдаты настолько овладевают тонкостями специальности, что при необходимости могут заменить командира взвода: организовать и провести занятие, выехать старшими на задание.
В отличие от остальных подразделений инженерно-саперного полка, где после человека на первом месте техника и оружие, в этом взводе приоритет не автомату или миноискателю, а собаке. По словам вожатых, очень важна именно любовь к четвероногому напарнику. Без фальши. Собака требует искреннего внимания и заботы, хотя и требовательность никто не отменял. Питомца нужно не только любить и ценить, но и понимать, выстраивать с ним определенные отношения в целях решения общей задачи — находить взрывчатку, боеприпасы.
Когда собака подает сигнал об опасной находке, нужно действовать незамедлительно, принимая единственно верное решение. Ведь кинолог со своим помощником на любом объекте всегда работает первым номером, а остальные идут за ним, когда взрывоопасный предмет обезврежен и путь свободен.
Бронежилет тоже…
Конечно, с учетом специфики выполняемых взводом задач по поиску взрывчатки и боеприпасов есть предпочтительные породы: лабрадор и овчарки: немецкая, восточно-европейская и бельгийская. Но зачастую важна не столько чистота породы (может быть и талантливый метис с уникальным нюхом), сколько физические данные. К примеру, такса хотя и охотничья порода, но здесь не сможет работать: коротенькие ножки, значит, будет быстро уставать. Сенбернар, наоборот, собака тяжелая, и запрыгнуть в контейнер, на какую-то площадку ему сложно. То есть нужны мобильность, прыгучесть, активность и, как ни покажется странным, доброе отношение к людям.
При отборе собак обращают внимание еще на один, на первый взгляд удивительный нюанс: псина должна любить... играть. Наверное, сами наблюдали: пришли в гости, дали хозяйской любимице мячик, и она тут же начинает с ним резвиться — это и есть подходящий экземпляр.
Поскольку собакам приходится рисковать наравне с людьми, для них тоже созданы специальные бронежилеты, предназначенные для защиты от осколков и пуль. Они выпускаются различных размеров, в зависимости от породы, различаются по степеням защиты, по весу.
Нужно учитывать и чисто физиологические особенности. Трудиться сутки напролет собака не может — это все-таки не робот, а живое существо. Опять же, ее работа связана с поиском, значит, тут многое зависит от состояния обонятельного анализатора — без отдыха снижается его чувствительность. Поэтому чистое рабочее время — порядка шести часов. Кстати, как показывает практика, собаки-девочки показывают лучшие результаты и при разведке, и при поиске. Хотя и мальчиков никто заранее в отстающие не записывает — все индивидуально.
Берут питомцев на службу на длительный срок — до восьми лет. И хотя поисковые навыки не теряются и в возрасте постарше, но собака устает, и справляться с привычными обязанностями ей становится тяжеловато.
Готовность — постоянная
Если с «профессиональным маршрутом» личного состава взвода и их питомцев все более или менее понятно, то как получил сюда назначение его командир, старший лейтенант Андрей Вдовин, с которым не так давно довелось пообщаться?
«Конечно, это было несколько неожиданно, — рассказал он. — Обычно у выпускников Тюменского высшего военно-инженерного командного училища иной диапазон первичных офицерских должностей. Но место службы не выбирают, значит, надо и здесь не оплошать. Опять же, с детства люблю животных, поэтому каких-то сомнений в том, что справлюсь, не было. Принял взвод минно-разыскных собак, подковался теоретически — есть соответствующие наставления и инструкции. Повезло, что вместе с должностью успел основы практики перенять у назначенного с повышением капитана Николая Савельева».
Готовность у взвода постоянная — в любую минуту может поступить приказ оперативно выехать на место решения той или иной задачи. Есть и плановые выезды: в основном это поиск взрывоопасных предметов в период выездов на охрану объектов, во время проведения различных общественно значимых мероприятий. Некоторые из них особенно памятны. Так, несколько лет назад в канун Дня защитника Отечества в петербургском Ледовом дворце перед началом матча между СКА и нижегородским «Торпедо» символическое вбрасывание шайбы в честь предстоящего праздника произвела… лабрадор Джоли. Безукоризненно справиться с непривычной миссией не помешал ни громкий голос диктора, ни настоящая овация переполненных трибун. Настоящий триумф для вожатого, ефрейтора Павла Прудникова, и Джоли!
…Помните слова песни из известного мультфильма: «Человек собаке друг, это знают все вокруг». Для саперов из минно-разыскного взвода собака не только друг, но и надежный, а порой и незаменимый помощник. Кстати, некоторые в этом подразделении находят свое призвание на дальнейшую жизнь: одни остаются на военной службе по контракту, другие становятся специалистами-кинологами в других силовых структурах, на таможне. Прочный фундамент для дальнейшего совершенствования как профессионала в них уже заложен.