В беде не бросим
Днепр (раньше этот город назывался Днепропетровском) лихорадочно готовится к встрече с российскими войсками. Ожидается, что она состоится сразу после разгрома вооруженных сил Украины (ВСУ) и националистических группировок на западных границах Донецкой и Луганской республик. Местные власти создают эшелонированный рубеж обороны. Но спасет ли он их — большой вопрос.
«Мы закончили строить четвертый рубеж обороны в Днепропетровской области. Я думаю, что ни одна область в стране не имеет такого количества рубежей обороны. Территориальная оборона выведена на позиции на первом рубеже обороны. Там же стоят войска ВСУ. Поэтому на сегодняшний день проникновение в область войск противника маловероятно», — заявил в середине апреля руководитель Центра теробороны Днепра Геннадий Корбан в эфире «ДнепрTV».
Очевидно, он успел забыть, как два месяца назад при аналогичных обстоятельствах были на раз-два смяты рубежи обороны в Киевской, Черниговской и Сумской областях. А ведь там тоже готовились к сопротивлению.
К середине февраля оперативное командование «Север», чей полевой пункт управления находился в небольшом городке Бобровица Черниговской области, создало как минимум два рубежа обороны. Первый оборонительный рубеж проходил в глубине территории, на дистанции 25–60 км от российско-украинской границы.
На Сумском и Черниговском направлениях в состав группировки входили танковые и мотопехотные батальоны трех бригад: 1-й отдельной танковой (полевой штаб — в селе Жукотки Черниговского района), 72-й механизированной и 58-й мотопехотной (село Новомутин Конотопского района Сумской области).
На первом рубеже обороны располагались также дивизионы двух артиллерийских бригад: 43-й отдельной артиллерийской (полевой пункт управления — в селе Малиновка Черниговского района) и 27-й реактивной артиллерийской, на вооружении которой были реактивные системы залпового огня (РСЗО) 9К57 «Ураган» (село Синявка Корюковского района Черниговской области).
Для действий на танкоопасных направлениях было сформировано 50 боевых групп, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) FGM-148 Javelin и NLAW.
На усиление частей ВСУ передали 22 заставы Черниговского и Сумского пограничных отрядов. Каждую заставу также вооружили двумя ПТРК Javelin и до десяти ПТРК NLAW. Всего на вооружении группировки оперативного командования «Север» могло находиться до 250 расчетов Javelin и NLAW. Они стремились нанести максимальный урон бронетехнике и технике тыла российских войск, замедлить темпы наступления и сохранить свои основные силы на оборонительных рубежах.
В дальнейшем планировали остановить российские войска на рубежах вдоль рек Десна, Сейм и Остёр и не допустить выхода российских войск к Киеву. Но, забегая вперед, надо отметить, что спецоперация пошла не по их плану.
Второй рубеж обороны создали на удалении 60–110 км от границы. Его занимали, помимо батальонов ВСУ, шесть батальонов 117-й бригады территориальной обороны и три отряда националистов (общей численностью до тысячи боевиков). Часть из них должна была прикрыть направление Глухов — Нежин, которое командование ВСУ считало танкоопасным.
Кроме ВСУ и теробороны в обороне участвовало до пяти отрядов боевиков, сформированных из членов националистических экстремистских организаций «Правый сектор» и «Национальный корпус» (запрещенные в РФ), общей численностью до двух тысяч человек.
Служба безопасности Украины и силы специальных операций под видом учений в приграничную зону вывели до десяти диверсионных отрядов. В их задачу входил, в частности, переход государственной границы и осуществление диверсий на территории России. Всего могло быть подготовлено до 80 диверсантов, переодетых в российскую военную форму.
В северной части правобережной Украины, на территории Киевской области, пытались оказать сопротивление две элитные бригады: 79-я отдельная десантно-штурмовая (ВСУ) и 4-я оперативного назначения (нацгвардия), а также силы специальных операций, подразделения 1-й и 72-й бригад, отдельный президентский полк, отряды нацполиции и батальоны территориальной обороны.
«Если бы мы запустили виртуальную боевую игру, зная, как расположены российские силы, и понимая их возможности, компьютерная модель сказала бы, что Россия победит за 72–96 часов», — сказал комендант корпуса морской пехоты США (член объединенного комитета начальников штабов) генерал Дэвид Бергер (David Berger) на конференции в консалтинговой компании McAleese and Associates, P.C. в Вирджинии (США).
Генералы Пентагона недалеко отошли от истины. Все рубежи обороны на подступах к Киеву были сметены в течение нескольких дней. Уже в воскресенье, 27 февраля, то есть, как и предполагали в Пентагоне, через 72 часа, в Associated Press было опубликовано интервью с мэром Киева Виталием Кличко. Прежде чем ответить на вопрос журналистки Франчески Эбель (Francesca Ebel) о планах эвакуации мирных жителей, Кличко молчал в течение нескольких секунд, потом ответил: «Мы не можем этого сделать, потому что все пути заблокированы. Все пути перекрыты, и сейчас мы окружены — везде русские, и у нас нет возможности эвакуировать людей».
Сегодня первый опыт специальной военной операции Вооруженных сил РФ уже изучается в американской армии. «Я думаю, что сейчас вся армия действительно смотрит на то, что происходит в Украине, и пытается извлечь уроки», — сказала в интервью Associated Press министр армии (сухопутных войск) США Кристина Уормут (Christine Wormuth).
Как сообщил 16 апреля «Голос Америки», около 4,5 тыс. солдат 2-й бригады 1-й кавалерийской дивизии (2nd Armored Brigade Combat Team, 1st Cavalry Division), базирующейся в Форт-Худе, штат Техас, проведут две недели на полигоне в Форт-Ирвине, «сражаясь» с военнослужащими 11-го бронекавалерийского (то есть бронетанкового) полка «Черная лошадь». «Лошади» досталась роль вражеских войск, контролирующих вымышленный город Уджен. В военной игре участвуют русскоговорящие ролевики.
Командир бригады полковник Ян Палмер сказал, что в ходе учений американские и «вражеские» силы активно используют беспилотники, как для рекогносцировки, так и для атак.
«Командир Национального учебного центра бригадный генерал Курт Тейлор и его штаб «вырвали страницы» из российского сценария, чтобы убедиться, что американские солдаты готовы сражаться и побеждать изощренного противника», — сообщило 16 апреля информагентство Associated Press.
Цель тренинга, по словам Тейлора, состоит в том, чтобы научить военнослужащих объединять все элементы боевой мощи в скоординированном наступлении.
Пока американцы перенимают первый опыт проведения нашей специальной военной операции на севере Украины, войска РФ, ДНР и ЛНР начали решающую схватку с националистической группировкой. Это будет еще более запоминающийся урок для американцев, и не только для них. Общая площадь территорий, занимаемых здесь украинскими националистами, превышает 34 тыс. кв. км. Это сравнимо с территорией Молдавии (33,8 тыс. кв. км) или чуть больше половины территории Литвы (65,2 тыс. кв. км). К 24 февраля здесь было сосредоточено примерно 150 тыс. украинских самых боеспособных войск. По численности эта группировка превышала армию Польши (105 тыс. чел.), примерно в девять раз была больше армии Литвы (16,4 тыс.) либо примерно в четыре раза больше, чем все вооруженные силы Литвы вместе с мобрезервом (34,4 тыс.).
За два месяца интенсивных боев украинская группировка сильно поредела. Но даже оставшиеся 70–80 тыс. будут сопротивляться до последнего солдата на сильно укрепленных позициях, как это делали боевики в Мариуполе. Боевые действия идут на фронте протяженностью свыше 200 км. Начиная с 4 апреля обе стороны готовились к решающей битве, после которой Украина развалится, как карточный домик.
На выполнении этой главной задачи сосредоточены сейчас все силы. «Нам нравится говорить, что любители изучают тактику, а профессионалы изучают логистику, и мы видим подтверждение этого своими глазами», — сказал начальник штаба армии Джеймс Макконвилл (James McConville). Решение объединенными силами логистических задач приведет к желаемому результату, которого восемь лет ждут жители Донецкой и Луганской областей.
После победы на востоке можно будет вернуться и к Киеву. Обязаны вернуться. Ведь еще в 882 году, 1420 лет назад, новгородский князь Вещий Олег, сев в Киеве княжить, сказал: «Да будет это мать городам русским». («И сѣде Олегъ, княжа в Киевѣ, и рече Олегъ: «Се буди мати городом русскымъ». «Повесть временных лет»).
А мать — какой бы она ни была — в беде не бросают.