«Золотая орда»
США внедряют принципы группового взаимодействия роботизированных систем не только в сфере разведывательных и ударных беспилотных летательных аппаратов, но и в сфере авиационного вооружения. Так, научно-исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL) реализует программу создания группы авиационных средств поражения Golden Horde («Золотая орда»). Американские разработчики ищут пути повышения эффективности ракетно-бомбового вооружения. В качестве одного из путей решения этой задачи видится дооснащение боеприпасов системами связи и искусственного интеллекта для организации их группового взаимодействия.
Golden Horde — одна из трех крупных высокотехнологичных программ, обозначенных Военно-воздушными силами США в 2019 году в качестве высокоприоритетных в силу своей потенциальной революционности. Также в «большую тройку» входят такие авангардные программы, как создание беспилотного верного ведомого — Skyborg, и нового спутника Navigation Technology Satellite-3, который должен дополнить систему GPS.
От идеи до воплощения
В основе идеи применения объединенных в «стаю» взаимодействующих боеприпасов, как и в случае с беспилотниками, лежит возможность реконфигурации группы. В том числе она подразумевает возможность перенацеливания боеприпасов в полете в зависимости от изменяющейся обстановки. Такой подход должен сделать систему более гибко реагирующей на динамичную ситуацию на поле боя, а значит, и повысить эффективность действий в конечном итоге.
Упрощенно пример применения такой системы может быть описан следующим образом: ударный летательный аппарат, приближаясь к цели, сбрасывает несколько бомб. Когда группа боеприпасов приближается к запланированному для удара объекту, они обмениваются между собой информацией и распределяют между собой цели в соответствии с приоритетом. Сегодня по такому принципу действуют многие «умные» ракетные системы, например, российские корабельные комплексы П-500 «Базальт».
В Golden Horde система вооружения может быть загружена «задачей А» в качестве основной, но если ситуация изменится, то есть возможность посредством системы связи заменить ее на «задачу B». Любопытный нюанс — в случае обнаружения угрозы во время атаки цели, боеприпасы, как предполагается, должны изменить траекторию, чтобы избежать ее.
Используется подход, при котором определяется совместное поведение группы, которое включается (или отключается) при выполнении определенных заранее заданных условий. Набор возможных вариантов действий называется Playbook. Группа будет действовать по наиболее подходящему из них, а в случае, если он окажется недостаточно эффективным, перейдет к другому варианту.
Статус проекта
Первые сообщения о программе появились в 2019 году. Исследовательская лаборатория ARFL совместно с калифорнийской организацией Scientific Applications Research Associates планировали создать универсальную систему управления, способную собрать несколько ракет или бомб в группу для совместной работы.
Работы по программе Golden Horde ведутся в четырех основных областях. Во-первых, это демонстрация реализации системы на основе имеющихся образцов вооружения. Во-вторых, это формирование цифровой инженерной структуры и базовых инструментов, позволяющих создать масштабируемую автономную среду для оружия. В-третьих, это создание инструментов и процессов цифрового инжиниринга для поддержки разработки, модернизации и оценки применения вооружения. В-четвертых, это постройка испытательных стендов для быстрого и недорогого тестирования концепций сетевого автономного вооружения до интеграции готовых изделий и тестирования на натурных образцах.
AFRL завершила проектирование аппаратного обеспечения для бомб малого калибра, оснащенных системой связи для осуществления взаимодействия. Компания разрабатывает программное обеспечение и алгоритмы, а также проводит моделирование и прогоняет различные сценарии, что является частью определения будущих возможных вариантов действий.
Вооружение
В ходе первых тестов использовались адаптированные в рамках данной концепции бомбы малого калибра GBU-39/B SDB. Вместе с тем отрабатываемая в рамках проекта «Золотая орда» технология может быть использована и на других авиационных средствах поражения, которые дооснащают новыми системами связи, позволяющими оружию обмениваться информацией, а также новыми процессорами для увеличения вычислительной мощности.
В числе возможных вариантов реализации технологии, к примеру, называется созданная корпорацией Lockheed Martin высокоточная ракета класса «воздух — поверхность» AGM-158 (JASSM). Она предназначена для поражения важных, высокозащищенных стационарных и подвижных целей.
Технология может быть применена и для организации группы взаимодействующих между собой ложных целей CMALD (Collaborative Miniature Air-Launched Decoy), основанных на прототипах, разработанных компанией Raytheon. Они предназначены для имитации полета боевого самолета и постановки помех. Оснащаются системой имитации РЛС-сигнатур СВЧ-, УКВ- и микроволновых частот для достижения реалистичного моделирования практически любых самолетов.
Интеграция аппаратного и программного обеспечения по программе «Золотая орда» осуществляется компанией Scientific Applications and Research Associates Inc., которая получила контракт на $100 млн в 2019 году для работ по CSDB-1 (Collaborative Small Diameter Bombs-1), и фирмой Georgia Tech Applied Research Corporation, которая выиграла тендер на $85 млн по системе CMALD.
Испытания
AFRL провела первое испытание по программе «Золотая орда» в декабре 2020 года. В ходе него F-16 сбросил две бомбы малого калибра с лазерным наведением. Это разработка компании Boeing, модернизированная для ее применения в составе группы. Авиационные средства поражения были оснащены автономным модулем, который позволял им реагировать на происходящие на поле боя изменения обстановки.
Первое испытание было признано частично успешным: боеприпасы установили связь и смогли обнаружить несколько целей, однако затем, после того, как было принято решение переключиться с начальной цели на цель с более высоким приоритетом, из-за проблемы с программным обеспечением боеприпасы не удалось перенацелить.
Несмотря на то что в ходе декабрьских испытаний было выполнено 9 из запланированных 13 пунктов, бригадный генерал ВВС США генерал Хизер Прингл признала, что пока не все прошло по намеченному плану. Тем не менее Прингл, охарактеризовала проведенное испытание как «прекрасную возможность для дальнейшего совершенствования». По итогам этого теста был проведен его детальный разбор. «Мы устранили выявленные недостатки, и впредь это уже не должно повториться», — добавила генерал.
С тех пор были проведены еще две демонстрации. 19 февраля 2021 года состоялось очередное испытание, в ходе которого истребитель F-16D Viper из состава 40-й летно-испытательной эскадрильи, базирующейся на базе ВВС США Эглин (шт. Флорида, США), сбросил четыре специально сконфигурированные бомбы малого калибра GBU-39/B SDB. Четыре боеприпаса успешно поразили четыре разные цели.
Сообщалось, что ВВС США продолжили работы над оптимизацией инновационного решения. Предполагается, что в конечном итоге AFRL будет использовать одновременно различные боеприпасы в ходе выполнения более сложных интегрированных сценариев. Так, одновременное использование CSDB-1 и CMALD в составе разнородной группы запланировано уже на 2022 год.
Перспективы
Нанесение массированного удара ракетно-бомбовым вооружением само по себе представляет значительные проблемы для систем ПВО противника. Но проблемы эти будут значительно усугублены, если то же самое оружие будет способно действовать как взаимосвязанная группа, реагирующая на изменения приоритета целей, в том числе на те угрозы, которые появляются, когда ракеты и бомбы находятся в полете.
Действительно, новые возможности оружия, включая реализацию замысла, лежащего в основе программы «Золотая орда», могут революционизировать способы атаки целей, повысив боевые возможности ВВС США. Дополнительные преимущества здесь может обеспечить сочетание различных образцов вооружения при формировании групп.
Вместе с тем имеются серьезные проблемы, связанные с пониманием того, что подобные высокотехнологичные ухищрения будут применяться против противника, находящегося на аналогичном или близком уровне технологического развития. А соответственно, необходимо будет обеспечить, чтобы оружие могло, несмотря на возможное противодействие, «общаться» друг с другом для оптимизации решения поставленной боевой задачи.