Mohave, родственник «Хищника»

Mohave, родственник «Хищника»

В США создается военный беспилотник для экспедиционных войск
БЛА Mohave.
© ga.com
В США создается военный беспилотник для экспедиционных войск
' + '' + ' ' + ''+ ' БЛА Mohave.
22 июня 2022, 12:05
Реклама

Семейство беспилотных летательных аппаратов Predator («Хищник») эксплуатируется в вооруженных силах США на протяжении уже более 30 лет. Все прошедшие годы линейка беспилотников совершенствовалась и дополнялась новыми аппаратами. Недавно она пополнилась новым беспилотником, получившим наименование Mohave. Он был создан специально для участия в экспедиционных операциях.

Новые требования

Расположенная в Калифорнии американская компания General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) является, пожалуй, самым известным в мире разработчиком систем средневысотных беспилотных летательных аппаратов большой продолжительности полета. Здесь были созданы такие широко используемые в вооруженных силах США и ряда других стран системы, как Predator, Gray Eagle и Reaper.

Изменяющиеся потребности американских военных, а также расширяющиеся требования к условиям эксплуатации дронов побудили разработчиков начать проработку вариантов внесения изменений и дополнений в конструктивные решения, использованные ранее при создании фирмой беспилотников. Речь идет о создании беспилотного аппарата, имеющего функционал системы Reaper («Жнец», «Жатка»), но при этом адаптированного под требования сил специальных операций и других военных и специальных эксплуатантов.

Американские военные обозначили перед разработчиками задачу: обеспечить возможность развертывания систем беспилотных летательных аппаратов в пунктах, не имеющих ни укрытий, ни взлетно-посадочных полос с твердым покрытием. Предполагается, что в будущем подобные условия не должны являться препятствием для эффективного применения перспективных разведывательно-ударных систем. Кроме того, это должно обеспечить передовое базирование теоретически в любой точке земного шара.

Даже при наличии определенной аэродромной инфраструктуры, включающей взлетно-посадочные полосы, ангары, оснащенные подъемными механизмами и прочим вспомогательным оборудованием, экспедиционное решение должно обеспечить минимизацию трудозатрат, необходимых для приведения доставляемых военно-транспортными самолетами C-130 Hercules или C-17 Globemaster III беспилотников из транспортного положения в полетное.

В идеале техникам на земле должно хватать не более трех часов, чтобы с помощью экспедиционного оборудования и ручного инструмента обеспечить сборку и приведение в готовность всех необходимых элементов комплекса.

Кроме того, разработчикам требовалось обеспечить эксплуатационную гибкость благодаря возможности выполнения укороченных взлета и посадки.

Mohave

Новый аппарат решено было назвать Mohave, по имени пустыни, расположенной в юго-западной части США. В качестве основы для реализации проекта экспедиционного беспилотника взяли востребованный проект MALE-класса Reaper, конфигурация планера которого уже хорошо отработана. Подобный подход позволял использовать многие имеющиеся по беспилотной тематике наработки без существенных временных и финансовых затрат, необходимых для создания принципиально нового аппарата.

Инженеры и конструкторы General Atomics изменили и усилили некоторые элементы конструкции, включая фюзеляж и крыло, которое также получило развитую механизацию. Беспилотный самолет оснастили усиленным шасси, адаптированным для использования с неподготовленных взлетно-посадочных полос.

В состав вооружения БЛА Mohave могут входить управляемые ракеты и 2 пулемета.
© ga.com
В состав вооружения БЛА Mohave могут входить управляемые ракеты и 2 пулемета.

В качестве силовой установки взяли высоконадежный и хорошо зарекомендовавший себя турбовальный двигатель Rolls-Royce M250 мощностью 450 л.с. Его модификации устанавливаются на вертолетах и самолетах почти пятидесяти различных видов, включая BO 105LS, Bell 206L, Sikorsky S-76A, MD530F, OH-58D, Bell 430, MD600N.

Продолжительность полета нового аппарата с полным запасом топлива — более 25 часов. При минимальной взлетной массе для взлета и посадки нужна полоса длиной всего 90–120 метров. Минимальная посадочная скорость — 84 км/ч.

Операторы могут использовать спутниковый канал связи, обеспечивая работу в том числе за пределами прямой видимости. Управление осуществляется с помощью высокотехнологичного и в то же время удобного интерфейса наземной станции управления. В целом авионика и системы управления аппаратом Mohave основаны на аналогичных системах беспилотников MQ-9 Reaper и MQ-1C Gray Eagle-ER, что должно минимизировать проблемы перехода к новой платформе.

Управлять беспилотным самолетом можно из местного оперативного района или, используя спутниковую систему связи и автономные возможности управления, контролировать Mohave с удаленной станции в другом месте. Или реализовывать оба этих варианта — в зависимости от того, что требуется для выполнения конкретной задачи.

Новое бортовое оборудование должно обеспечить подразделениям союзных сил, в том числе и бойцам, действующим совместно с силами специальных операций США, больше возможностей, чем они когда-либо имели раньше. Например, используя небольшой планшетный терминал, они могут получить контроль над датчиками беспилотника Mohave и направить удар по целям, не используя пилотируемую авиацию.

Полезная нагрузка включает размещенную под носовой частью беспилотника многоканальную оптикоэлектронную систему наблюдения на гиростабилизированном подвесе; РЛС дальнего действия Eagle Eye с синтезированной апертурой и режимом индикации подвижных целей; аппаратуру радио- и радиотехнической разведки, систем ретрансляции связи и т.п. Общая масса полезной нагрузки достигает 1633 кг.

Помимо разведывательной аппаратуры, судя по иллюстрации, опубликованной компанией GA-ASI, Mohave может нести до 16 управляемых ракет класса «воздух–поверхность» AGM-114 Hellfire. Это вдвое больше, чем несет MQ-9 Reaper. Также новый беспилотник может нести ракеты AGM-179A Joint Air-to-Ground Missiles (JAGM) или иной набор различных боеприпасов на шести точках подвески — по три под каждой консолью крыла.

Здесь, правда, необходимо сделать ремарку: в варианте с нагрузкой в виде 12 ракет Hellfire и максимальным запасом топлива взлетно-посадочная дистанция дрона Mohave составляет более 500 метров, а максимальная продолжительность полета — не превышает 10 часов.

Пулемет Minigun компании Dillon Aero.
© ga.com
Пулемет Minigun компании Dillon Aero.

Позднее компанией GA-ASI были показаны кадры, на которых аппарат оснащением двумя пулеметами Minigun компании Dillon Aero. Пулеметы размещаются во внешних контейнерах также на подкрыльевых точках подвески. Каждый пулемет имеет магазин на 3000 патронов калибра 7,62. Скорострельность — от 2000 до 6000 выстрелов в минуту. Подобное решение является определенного рода новацией в оснащении беспилотных аппаратов вооружением и позволяет обеспечить новые возможности по нанесению ударов при минимальном сопутствующем ущербе.

Сценарии применения

Возможность использовать для взлета и посадки слабо подготовленные взлетно-посадочные полосы, наравне с возможностью укороченного взлета, означают, что у аппарата Mohave гораздо больше вариантов того, где и как он может действовать. В сценарии развертывания на территории США он может выполнить посадку на базе, используемой американскими Силами специальных операций США или подразделениями их союзников дозаправиться, пополнить боезапас и затем снова направиться для выполнения очередной боевой задачи.

В компании GA-ASI полагают, что применение нового экспедиционного разведывательно-ударного беспилотника Mohave совместно с другими американскими и союзными силами сможет изменить тактику ведения боевых действий Силами специальных операций и повысить их эффективность. Американские или дружественные силы смогут вести постоянное наблюдение за интересующим их районом задолго до начала операции, оказывать вооруженную поддержку во время ее проведения.

Разработчики акцентируют внимание на том, что с продолжительностью полета, превышающей сутки, Mohave превосходит любой другой турбовинтовой легкий самолет с экипажем. Отдельно указывается на то, что аппарат может выполнять полеты с авианосца без использования катапульты и аэрофинишеров, поддерживая действия подразделений экспедиционных сил.

Перспектива

Разработка Mohave велась компанией General Atomics Aeronautical Systems в течение нескольких последних лет. При этом активная фаза создания нового комплекса, по словам президента компании Дэвида Р.Александера (David R.Alexander), заняла около двух лет. Летные испытания первого прототипа Mohave прошли летом 2021 года. А в конце того же года компания провела официальную презентацию нового беспилотника.

В компании General Atomics надеются, что программа вооруженных сил США Armed Overwatch, в которой она планирует принять участие со своим Mohave, будет включать аппараты для разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также для непосредственной авиационной поддержки в виде нанесения точечных ударов высокоточными авиационными средствами поражения. Ранее Силы специальных операций США планировали приобрести 75 летательных аппаратов для непосредственной авиационной поддержки, однако рассматривали пилотируемые решения.

Не исключено, что первоначальные представления американского спецназа будут впоследствии пересмотрены в пользу использования беспилотных платформ. Пока Силы специальных операций США видятся наиболее вероятным заказчиком будущих аппаратов Mohave в силу наибольшей заинтересованности в экспедиционных возможностях. Сообщалось также о планах разработчиков представить новую систему потенциальным зарубежным заказчикам.

Реклама
Реклама