Экспозиция, посвященная Параду Победы и другим событиям времен Великой Отечественной войны, организована в Государственном историческом музее. Инициаторами выступили Департамент культуры Минобороны РФ и Студия военных художников имени М.Б.Грекова. Выставку уже посетил министр обороны РФ Сергей Шойгу, который поблагодарил организаторов и художников-грековцев. Кроме того, экспозицию осмотрели члены Общественного совета при Минобороны РФ. Корреспондент «Армейского стандарта» расспросил их о впечатлениях.
Главным экспонатом выставки стала картина, на которой запечатлен один из моментов Парада Победы, который прошел в Москве 24 июня 1945 года. Тот парад знаменовал триумф СССР в войне с фашистской Германией, которая была вынуждена подписать акт о полной и безоговорочной капитуляции.
Композиция картины выстроена таким образом, словно зритель смотрит с крыши Государственного исторического музея на нескончаемый парадный строй. При этом многие фигуры на полотне тщательно прорисованы, вплоть до пуговиц на кителе.
Справа изображены Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, которые едут верхом. На трибуне Мавзолея видны руководители СССР — Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Михаил Калинин, Климент Ворошилов и другие члены Политбюро.
Художники студии Грекова изобразили огромное количество зрителей на Красной площади. На полотне — здания ГУМа, собор Василия Блаженного, Спасская башня, Мавзолей Ленина, стены Кремля.
И все это на одном огромном полотне! Ширина картины — почти двадцать метров, а если быть совсем точным, то ровно 1945 сантиметров — в честь победного 45-го. Размер полотна настолько большой, что приходится идти из одного конца комнаты в другой, чтобы все внимательно рассмотреть.
Как рассказали организаторы выставки, Сергей Шойгу неоднократно посещал студию грековцев и наблюдал за работой над полотном.
Председатель Общественного совета при Минобороны, главный редактор «МК» Павел Гусев похвалил художников за внимание к деталям. По его словам, не все знают, что 24 июня 1945 года в Москве шел сильный дождь. Действительно, здания и брусчатка на картине выглядят влажными, а небо почти сплошь усеяно темно-серыми облаками. После окончания выставки Павел Гусев поделился впечатлениями.
— Какой экспонат привлек ваше внимание?
— Прежде всего основное полотно. Я считаю, что это потрясающая картина, соединяющая в себе художественность и историческую правду. Кроме того, меня тронуло до глубины души изображение, где женщины толкают вагон, в котором — раненые бойцы. Необходимы картины и скульптуры о том героическом времени. Нужно показать современному поколению, что пришлось вынести нашему народу ради Победы.
Художник Александр Сытов рассказал интересные подробности о своей масштабной картине:
— Думаю, наиболее важная часть полотна — это встреча маршалов: Жуков принимает парад, а Рокоссовский командует парадом. Это кульминация. Значимых эпизодов несколько: руководители государства на Мавзолее, почетные гости, иностранные делегации, ветераны труда… Здания стоят как в реальности. Правда, мы их чуть-чуть «подвинули».
— Изменили их расположение?
— Это было сделано для того, чтобы лучше выстроилась композиция. Нам пришлось немного уменьшить пространство между Спасской башней и собором Василия Блаженного, а также между ним и ГУМом, но картина от этого, я считаю, стала только лучше. В противном случае в нее не попали бы купол и башня.
— Какая часть картины была самой сложной в работе?
— Было очень трудно изобразить солдат во время марша. На фотографиях, что мы использовали в качестве образцов, их изображения слишком размыты. Можно было только предположить, кто там стоял, поэтому мы решили выстроить этих людей в 3D-проекции, используя специальные программы. К нам даже приезжал ансамбль Александрова с инструментами, которые использовались во время парада 1945 года. Наш творческий коллектив может подтвердить, что все достоверно.
— Насколько известно, министр обороны Сергей Шойгу приезжал в вашу студию во время написания картины. Он вносил какие-то правки?
— Нет, больших правок не было. Сергей Шойгу просто дал нам несколько советов. Например, здания на правой стороне картины были покрыты водой из-за дождя, а левая оставалась сухой. Он указал на данную неточность, после чего мы исправили эту деталь, и все встало на свои места.