В США на днях произошло знаковое событие — впервые за время существования американского Конгресса в нем выступила супруга иностранного президента. В данном случае — первая леди Украины. Госпожа Зеленская предстала перед конгрессменами не в качестве представителя властной структуры своей страны, а всего лишь как жена украинского политика. Даже на Западе у многих этот факт вызвал недоумение: кто следующим из династии Зеленских поднимется на трибуну американского Конгресса — тесть, теща или малолетний президентский сын, который, как пишут СМИ, лучше всех в семье разбирается в иностранном оружии? Хотя, его мама тоже преуспела в этом семейном деле. Театрально умоляя конгрессменов поставить вооружения для защиты своего дома, она сделала особый акцент на комплексы ПВО. Почему именно на них, «Армейскому стандарту» объяснил военный эксперт.
Речь о поставках систем ПВО Украине на Западе ведется уже давно. В первый же месяц начала специальной военной операции система ПВО Украины стала приоритетной целью для российских войск. В результате об эшелонированной системе ПВО Украины сегодня говорить в принципе не приходится.
По словам экс-начальника зенитных ракетных войск Командования специального назначения (бывший Московский округ ПВО) полковника в запасе Сергея Хатылева, от системы ПВО Украины осталось не более 20–25 зенитных ракетных комплексов, которые на данный момент в основном прикрывают Киев, а также еще 2–3 крупных города.
Речи о том, чтобы усилить ПВО городов, вообще не идет, считает эксперт. Во-первых, киевское руководство прекрасно понимает, что российские войска бьют только по военным объектам, а потому ковровых бомбардировок своих городов не опасаются. А во-вторых, в Киеве осознают, что для них сейчас куда важнее восстановить потенциал и боевые возможности системы ПВО в зоне боевых действий. Там украинская ПВО понесла самые тяжелые потери.
Войсковой ПВО у ВСУ практически не осталось. Она уничтожена. Для работы по российским вертолетам и другим маловысотным целям украинцы в основном применяют американские переносные зенитные ракетные комплексы Stinger и их аналоги. Но этого мало, им нужны системы ПВО, которые могли бы сбивать российские самолеты, завоевавшие абсолютное господство в воздухе.
Вооруженным силам Украины необходимы комплексы ПВО, способные уничтожать цели на большой высоте и дальности. Именно об этом и просила Зеленская, обращаясь к американскому Конгрессу. Таким образом, речь шла не о системах ПВО, которые необходимы, как она уверяла, «для защиты собственного дома», а для того, чтобы противостоять российским ВВС на поле боя.
В первую очередь, имелись в виду американские комплексы Patriot в варианте PAC-3 средней и большой дальности. А также мобильный норвежский комплекс NASAMS 2 малого и среднего радиуса действия и немецкий комплекс ПВО среднего радиуса действия IRIS-T SLM. Все их в определенной степени можно считать аналогами нашего российского комплекса войсковой ПВО «Бук».
Что касается американских систем Patriot, которые украинцы давно уже выпрашивают у американцев, мечтая заменить ими свои старые, еще советского производства комплексы С-300, то, по мнению эксперта, все это — пустые хлопоты. Дело в том, что у самих американцев комплексов Patriot не так уж много. Чтобы передать их Киеву, придется оголять собственную систему ПВО. На это США наверняка не пойдут.
Другой вариант — уговорить какую-либо из стран поделиться комплексами Patriot, стоящими у них на вооружении. Допустим, Польшу. Но и это тоже проблематично, так как нужно будет сразу искать и поставлять тем же полякам на замену другие системы, что так же — головная боль и большие финансовые траты.
Комплексы Patriot — дорогое удовольствие. Впрочем, как и все американское оружие. Еще до начала спецоперации, когда украинцы только примерялись к Patriot, Центральный НИИ ВСУ провел исследования. Его специалисты тогда пришли к выводу, что для покупки нескольких комплексов Patriot в версии PAC-2/3, даже без учета их техобслуживания, ремонта и подготовки специалистов, потребуется сумма, в десять раз превышающая военный бюджет Украины. Правда, теперь, когда украинцы снова выпрашивают Patriot у американцев, про деньги они уже не вспоминают. Видимо, в надежде на то, что ленд-лиз все спишет.
Однако американцы свои деньги все-таки считают, а потому предпочитают рассматривать схему поставок, которая материально их затронет не сильно. То есть речь о норвежских комплексах NASAMS и немецких IRIS-T SLM.
И тот, и другой комплексы, говорит полковник Хатылев, используют для стрельбы переделанные авиационные ракеты. NASAMS использует авиационные ракеты AMRAAM AIM-120 разных модификаций. Он способен поражать цели на дальности до 25 км и на высотах до 16 км. По характеристикам сопоставим с российской «Бук-М1».
Немецкий IRIS-T SLM для стрельбы с земли применяет модифицированную управляемую ракету класса «воздух–воздух», дальность действия которой — до 40 км, а максимальная высота перехвата — 20 км. Этот комплекс по характеристикам ближе к более продвинутому российскому «Бук-М3».
Правда, есть данные, уточняет эксперт, что для Iris испытывают новую ракету, дальностью уже до 80 км. Но ее, считает он, Украине, скорее всего, никто не даст. Однако в штатной комплектации оба этих комплекса — норвежский и немецкий — Киев наверняка получит. Скорее всего, осенью. Летом украинским военным предстоит, судя по всему, их еще осваивать на одной из военных баз на территории Германии.