Генерал Владимир Попов: «Без разведки НАТО украинцы были бы как «слепые котята»
День Военно-воздушных сил российские летчики празднуют 12 августа. ВВС России продемонстрировали свою эффективность во время специальной военной операции, завоевав превосходство в воздухе. Заслуженный военный летчик генерал-майор в отставке Владимир Попов рассказал, благодаря чему российская авиация смогла этого добиться, назвал основные способы защиты от разведки стран НАТО и объяснил низкую результативность беспилотников ВСУ.
— Владимир Александрович, по оценке экспертов, наши ВВС завоевали превосходство в воздухе. Как этого удалось добиться?
— Уровень подготовки российских летчиков еще до начала спецоперации был высоким. К тому же они обладали опытом боевых действий в Сирии. Украинские военные летчики подобного опыта, естественно, не имели.
Авиация Украины сильно ослабла из-за массового исхода летного состава в последние годы. Многие уволились после оранжевой революции на Украине 2005 года и после госпереворота 2014 года. Я лично знаю нескольких ушедших из украинской армии талантливых летчиков. Из-за того, что они не успели передать молодежи весь свой опыт, сегодня мы можем видеть ослабление украинской авиации, особенно, в сравнении с ВВС России.
К тому же в самом начале спецоперации Россия уничтожила большое количество украинской авиационной техники как на аэродромах, так и в небе. Благодаря этому мы очень сильно подорвали их боевой потенциал.
— Каков потенциал ВВС Украины?
— Нужно признать, что какой бы украинская авиация ни была ослабленной, она до сих пор остается серьезным противником. После развала Советского Союза на территории Украины оставалось более 240 истребителей МиГ-29, не говоря уже о других самолетах — Су-24, Су-25, Су-27.
Конечно, часть техники не была полностью укомплектована, но с учетом того, что на украинской территории с советских времен находятся около 20 авиационных заводов и ремпредприятий, боевой потенциал авиации Украины остается серьезным.
— Сильно ли мешает нашей авиации разведка стран НАТО?
— Конечно. Стратегические системы разведки США, Великобритании, Германии, Франции и других стран НАТО в постоянном режиме передают разведывательную информацию на командные пункты подразделений ВСУ.
В качестве защиты от разведки противника мы используем радиотехнические помехи, маневрирование и маскировку, в том числе системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), дымы специального состава, макеты, другую маскировку.
Если бы не авиационная и космическая разведка Соединенных Штатов, то украинцы были бы как «слепые котята». У ВСУ практически нет своей разведки. Оперативно-тактические разведсредства в виде турецких беспилотников у противника, конечно, были, но в ограниченном количестве.
— ВСУ не смогли использовать в полной мере турецкие БПЛА для разведки?
— Нет, когда Турция продала «Байрактары» Киеву, украинские военные столкнулись с несколькими проблемами, которые значительно снизили эффективность использования беспилотников.
Во-первых, инструкторского состава со стороны вооруженных сил Турции было недостаточно для того, чтобы полноценно обучить специалистов ВСУ использованию «Байрактаров». Насколько мне известно, президент Эрдоган намеренно не стал посылать в большом количестве турецких инструкторов, поскольку его главной задачей было не помочь Украине, а продать залежавшиеся на складах беспилотники.
Высокая результативность «Байрактаров» в Нагорном Карабахе в 2020 году была достигнута, в том числе благодаря профессионально подготовленным турками азербайджанским специалистам. Наспех обученные бойцы ВСУ не смогли достичь такой же эффективности.
Во-вторых, беспилотная тактика и приемы, придуманные турками для гористой местности, далеко не всегда подходят для территории Украины, большую часть которой составляют равнины. По этим причинам Российская армия сравнительно легко уничтожила большое количество украинских беспилотников.
— Какое авиационное вооружение наиболее эффективно?
— По своему опыту могу заявить, что для каждого рода и вида авиации есть свои предпочтения в вооружении. Кроме этого, к каждому противнику Военно-воздушные силы России выработали свой подход.
Например, пушка эффективна против малоскоростных воздушных, радиолокационно заметных и хорошо видимых в инфракрасном диапазоне целей. Например, украинских вертолетов или бронетранспортеров. Пушка хорошо поражает вражескую технику на близкой дистанции.
Штурмовики чаще используют неуправляемые реактивные снаряды — НУРСы — и бомбы различного калибра, в зависимости от той цели, которая перед ними стоит.
Вертолеты оснащены неуправляемыми авиационными ракетами. А когда стоит задача поразить командный пункт, пункт управления ПВО или бронетехнику ВСУ, наши летчики используют управляемые ракеты.
Для дальней авиации, которая способна поражать вражеские цели, не входя в зону ПВО противника, заготовлены управляемые ракеты и крылатые ракеты.