День «Ч»

День «Ч»

Подготовка Киевом агрессии против России
Российские вертолёты готовятся к вылету на боевое задание.
© mil.ru
Подготовка Киевом агрессии против России
' + '' + ' ' + ''+ ' Российские вертолёты готовятся к вылету на боевое задание.
14 сентября 2022, 10:33
Реклама

На занятиях по тактике во Львовском высшем военно-политическом училище меня, курсанта, учили действовать за командира взвода, роты, батальона, а позже, когда стал слушателем Военно-политической академии имени В.И.Ленина, — за командира полка — мотострелкового, танкового, артиллерийского. Опытные преподаватели знакомили нас с основами инженерного оборудования местности в районе обороны полка. А в случае, когда полк получал приказ перейти в наступление из первого эшелона дивизии, то есть из непосредственного соприкосновения с противником, рассказывали о порядке проделывания проходов перед своей линией обороны и в полосе наступления полка до рубежей первой и последующих задач.

Мы должны были уяснить: пока солдат сидит в окопе, его лучшие друзья — минные поля и ряды колючей проволоки: чем их больше, тем солдату спокойнее в окопе. А вот если прикажут бежать к вражескому окопу — тогда друзья вмиг превращаются в помеху, от которой надо заранее избавиться — сделать проходы в заграждениях из колючей проволоки и минных полях — своих и чужих.

Проходы в своих заграждениях в ночь перед атакой скрытно проделывают бойцы инженерно-саперной роты моего полка, а о разграждении чужих должно побеспокоиться командование дивизии, для этого у него есть целый инженерно-саперный батальон. Момент, когда нога солдата занесена над бруствером вражеского окопа, называется временем «Ч». От этого момента идет отсчет времени до и после, «влево» — со знаком «минус», «вправо» — со знаком «плюс».

Так нас, офицеров — русских, украинцев, белорусов и представителей других братских республик СССР — учили на занятиях по тактике в 70–80-е годы прошлого века. XXI век в этом разделе тактики не внес ничего принципиально нового в основы наступательного и оборонительного боя.

Красные стрелы на карте

Глубокой осенью 2021 года британская разведка начала рисовать на военных картах красные стрелы — возможные направления наступления российских войск на Украину. Похожие стрелы мне приходилось рисовать на топографических картах потенциальных театров военных действий в училище, а позже — в военной академии.

Карта специальной военной операции на юге Украины с 24 февраля по 29 августа 2022 года.
© wikipedia.org
Карта специальной военной операции на юге Украины с 24 февраля по 29 августа 2022 года.

Нетрудно догадаться, что красные стрелочки на британских картах — это информация к размышлению для бандеровцев, националистов и неонацистов, как им лучше в инженерном плане оборудовать местность перед своими окопами. На Донбассе укронацисты занимались фортификацией все восемь лет после госпереворота в Киеве и построили глубоко эшелонированную оборону, которую сегодня упорно штурмуют союзные силы ДНР, ЛНР и РФ.

Вторым опасным в военном отношении направлением командование ВСУ справедливо считало Перекопский перешеек, или, как его еще называют, Турецкий вал. В Крыму после 2014 года была создана мощная группировка российских войск. А украинские военные в течение нескольких лет создавали здесь свои рубежи обороны.

Тем удивительнее было узнать из беседы главного редактора «Украинской правды» Севгиль Мусаева с мэром Херсона Игорем Колыхаевым, что накануне спецоперации Вооруженных сил РФ все четыре линии обороны Херсонской области, в том числе и перешеек, были разминированы. «По крайней мере, это утверждают бывшие руководители области. Так ли это в действительности?» — добивался ответа от мэра главный редактор украинского интернет-издания.

«Для меня это болезненная ситуация, я достаточно сложно переношу происходящее, потому что окончил в свое время Высшее военно-морское училище и понимаю суть тактики», — уклончиво отвечал Колыхаев.

Севгиль Мусаеву пришлось повторить свой вопрос: «Имело ли все-таки место разминирование перешейка перед наступлением российских войск 24 февраля?»

Остатки Перекопского вала. Точная дата постройки неизвестна, но уже в I в. упоминался в греческих источниках.
© culttourism.ru
Остатки Перекопского вала. Точная дата постройки неизвестна, но уже в I в. упоминался в греческих источниках.

И вновь Колыхаев уклонился от прямого ответа: «Ответственность за военные действия несет командующий Южного региона. Если вы хотите услышать исключительно мое субъективное мнение, то оно такое. Мы сейчас говорим не только о перешейке. Мы говорим о тех мостах, которые соединяют канальные системы, то есть и Северо-Крымский канал, и другие».

Колыхаев продолжал: «Но я не главнокомандующий Южного региона или Вооруженных сил Украины, понимаете… рассуждать всегда легче, чем участвовать в тактике наступательной или оборонительной».

Интервью с Колыхаевым было опубликовано в «Украинской правде» 5 апреля. Запомним эту последнюю фразу мэра о тактике и попытаемся разобраться, к чему готовились ВСУ накануне 24 февраля — к обороне или наступлению?

Молчание генералов и рекогносцировка Зеленского

Вопрос о разминировании приграничной территории у Перекопского перешейка журналисты «Украинской правды» задали и министру обороны Алексею Резникову.

Министр также уклонился от прямого ответа. «Принятие решения о заминировании, разминировании… вообще не относится… ни к правительству, ни к президенту, ни к министру обороны… Это чисто военный вопрос… Этот вопрос обсуждался на заседании профильного парламентского комитета. Я был на нем вместе с генералом Залужным, нашим главнокомандующим, и начальником Генерального штаба генералом Шапталой. Наши военные дали следующее объяснение, что после победы будет проведено соответствующее расследование. И в случае установления фактов, что кем-то из военных или представителей других сил сектора безопасности и обороны было совершено преступление, они точно будут привлечены к ответственности. Но сегодня влиять на расследование — так генерал Залужный сказал — я не хочу, потому что правда будет у всех своя».

Заместитель руководителя Офиса президента Украины Кирилл Тимошенко во время майского визита в Николаев прямо заявил, что пока нецелесообразно поднимать вопросы о том, чья вина была в незаминировании путей из Крыма.

Сдача в плен укронацистов после выхода с территории завода «Азовсталь» в Мариуполе.
© mil.ru
Сдача в плен укронацистов после выхода с территории завода «Азовсталь» в Мариуполе.

Удивительному единодушию в замалчивании столь важного вопроса есть логическое объяснение. Тот, кто дал команду разминировать приграничную территорию, знал, что в ближайшие дни или часы через нее пойдут в наступление на Крым украинские войска.

Между тем Игорь Колыхаев прямо указал: «Что касается обороны, то у нас есть командующий Южного региона Вооруженных сил Украины [Андрей Соколов], он несет стопроцентную ответственность за проведенную военную операцию». Придется ли когда-нибудь генерал-майору Андрею Соколову давать объяснения по этому вопросу военному трибуналу? В руководстве ВСУ уже открестились от причастности к подготовке агрессии и документы, наверное, давно уничтожили.

Но вот еще один штрих подготовки агрессии, который не скрыть, как бы это ни пытались сделать в Киеве. В том же интернет-издании «Украинская правда» 12 февраля (за 12 дней до 24 февраля, когда началась спецоперация) под заголовком «В Херсонской области прошли учения, Зеленский наблюдал» промелькнула заметка, на которую тогда мало кто обратил внимание. Журналистка Катерина Тищенко написала, что возле «админграницы с Крымом» прошли тактико-специальные учения МВД. За демонстрацией действий подразделений на месте наблюдал президент Владимир Зеленский. Было задействовано 1300 работников правоохранительной системы.

Поселки Каланчак Скадовского района и Новоалексеевка Генического района расположены в 30 км от границы с Крымом. Расстояние достаточно большое, чтобы не поднимать тревогу на российской стороне, но и достаточно близкое, чтобы оценить практическую возможность развертывания подразделений в боевые порядки для пересечения границы с Россией. На языке Боевого устава Сухопутных войск это называется рекогносцировкой с выездом на местность, которая предшествует принятию боевого решения и отданию приказа о переходе войск в наступление.

Можно было бы подумать: ну провели учения, ну приехал президент с оравой военных. И что с того? Совпадение? Но киевская власть все организовывала планомерно — и эти учения, и другие мероприятия, которые обычно проводятся перед большим наступлением.

Секретный приказ

27 января 2022 года в поселке Гостомель Киевской области командир 4-й бригады особого назначения (БрОН, в/ч 3018), известной как бригада быстрого реагирования национальной гвардии Украины, полковник Иван Миропольский получил шифротелеграммой приказ командующего нацгвардией Украины генерал-полковника Николая Балана.

Шифротелеграмма с оригиналом секретного приказа командующего нацгвардией Украины о наступлении на Донбасс от 22 января.
© mil.ru
Шифротелеграмма с оригиналом секретного приказа командующего нацгвардией Украины о наступлении на Донбасс от 22 января.

В соответствии с распоряжением главнокомандующего Вооруженными силами Украины генерала Валерия Залужного от 19 января Балан приказал Миропольскому на базе его бригады сформировать батальонную тактическую группу (БТГр 4-й БрОН) и подготовить ее к выполнению боевых задач в составе 80-й отдельной десантно-штурмовой бригады (80-й ОДШБр) ВСУ.

Шифротелеграмма с оригиналом секретного приказа командующего нацгвардией Украины о наступлении на Донбасс от 22 января.
© mil.ru
Шифротелеграмма с оригиналом секретного приказа командующего нацгвардией Украины о наступлении на Донбасс от 22 января.

В состав батальонной тактической группы 4-й БрОН включили боевую снайперскую группу, состоявшую из двух снайперских пар, и группы огневой поддержки численностью до 30 военнослужащих из состава роты специального назначения батальона оперативного назначения 27-й реактивной артиллерийской бригады Северного оперативно-территориального объединения нацгвардии и маневренную группу радиоэлектронной разведки (взвод технических средств разведки) Объединенного узла связи нацгвардии.

Боевое слаживание батальонная тактическая группа 4-й БрОН и 80-я ОДШБр ВСУ должны были пройти с 7 по 28 февраля включительно в Международном центре миротворчества и безопасности в поселке Старичи подо Львовом. Почему именно там — объясняется очень просто. Львов является местом постоянной дислокации 80-й ОДШБр.

Оттуда бригада ВСУ вместе с батальонной тактической группой нацгвардии должна была отправиться на усиление украинской группировки объединенных сил на территории Донецкой и Луганской областей. Так, по крайней мере, указано в секретном приказе №4т от 22 января 2022 года. Его получателями были командир гвардейской авиационной базы нацгвардии (в/ч 2269) полковник Виталий Булдович в городе Александрия Кировоградской области, командир Объединенного узла связи нацгвардии (в/ч 3077) полковник Петр Горбатюк (погиб 6 марта во время ракетного обстрела части) в селе Новые Петровцы Вышгородского района Киевской области, а также начальники всех территориальных управлений нацгвардии.

Вместо Донбасса — Алешковские пески

Но 80-я отдельная десантно-штурмовая бригада оказалась 24 февраля на территории не Донецкой или Луганской, а Херсонской области. 20 июня в интервью николаевской газете «НикВести» командир танковой роты 59-й отдельной мотопехотной бригады ВСУ Герой Украины лейтенант Евгений Пальченко рассказал, что 25 февраля он получил задачу зайти в село Инженерное (до 2016 года — Октябрьское), вместе с десантниками из 80-й бригады зачистить завод и выйти в Надднепрянское, откуда ударить по технике Вооруженных сил РФ на Антоновском мосту. О каком заводе идет речь — неизвестно. Возможно, лейтенант имел в виду Южно-Украинскую машиноиспытательную станцию в Инженерном.

Вопрос: для каких боевых действий готовили подо Львовом 80-ю бригаду с приданной ей батальонной тактической группой нацгвардии? И почему 24 февраля она оказалась в 300 км от границы с Донецкой областью, но очень близко, менее 90 км, от границы с Крымом? На первый вопрос ответ очень простой. В Старичах еще несколько лет назад был оборудован полигон с макетом городской застройки. Британские, канадские и американские инструкторы обучали на нем личный состав украинских спецподразделений «зачистке» населенных пунктов. Какие города в этот раз они учили «зачищать»: Перекоп, Армянск, Джанкой или Симферополь?

Но там, где 23 февраля оказалась львовская 80-я бригада, не было ни городов, ни поселков.

Однако вернемся к рассказу лейтенанта Пальченко. За Днепром он оказался не сразу. В ночь на 24 февраля 59-я отдельная мотопехотная бригада ВСУ находилась на боевом слаживании все на том же Алешковском полигоне.

Алешковские пески.
© wikipedia.org
Алешковские пески.

59-я отдельная мотопехотная бригада (ОМПБр) была сформирована в Винницкой области на западе Украины в декабре 2014 года из националистически настроенной молодежи. Штаб бригады располагается в городе Гайсин. Националисты успели дважды отметиться на территории Донецкой и Луганской республик в период с сентября 2015 по сентябрь 2016 года и с июля 2018 по февраль 2019 года. Судя по всему, бригаду берегли для более важных дел, которые намечались на конец февраля.

Нет ли определенной закономерности в том, что во второй половине февраля две наиболее боеспособные и мотивированные бригады из Западной Украины оказались в спокойном месте, недалеко от границы с Крымом, а не в горячем районе вооруженного противостояния на территории Донецкой и Луганских республик?

Алешковские пески — это природный заповедник, захваченный ВСУ и превращенный в полигон. Такая же участь постигла и биосферный заповедник Аскания-Нова имени Ф.Э.Фальц-Фейна Национальной академии аграрных наук Украины. Алешковские пески занимают площадь 1612 кв. км, а с учетом промежутков, не покрытых песками, — 2100 кв. км.

С военной точки зрения оба заповедника — удобное место для подготовки боевых действий на Крымском направлении. Единственная разница между ними — в расстоянии до Крымского перешейка. От Алешковских песков до границы с российским Крымом менее 80 км, а от Аскании-Новы — примерно 35 км.

Странная прихоть «мирной» Украины устраивать военные полигоны с учениями и стрельбами в 30–80 километрах от границы с Россией не могли не вызывать обоснованное подозрение офицеров Главного и Главного оперативного управлений Генштаба Вооруженных сил РФ в «мирных» намерениях Украины. Ведь для специалистов в области боевого планирования было очевидно с самого начала: если части ВСУ проводят здесь боевое слаживание, то эта территория, скрытая от посторонних глаз, может быть использована и как район сосредоточения войск перед организацией наступления. До Донецка отсюда 300–400 км, далековато. Зато близость Крыма не оставляет сомнения, в каком направлении планировалось наступление.

Было, вероятно, и третье направление наступления на Крым — со стороны Мелитополя через Чонгар. Просто не все детали военной кампании, задуманной в Генштабе ВСУ, стали еще достоянием гласности.

По словам лейтенанта Пальченко, 59-я отдельная мотопехотная бригада (59-я ОМПБр) тренировалась ежедневно с утра до поздней ночи. В ночь на 24 февраля молодой офицер вернулся в казарму после двух часов.

До дня «Ч» оставались, возможно, считаные часы. Об этом свидетельствуют уже подготовленные проходы в минных полях и снятые проволочные заграждения на приграничной территории.

Реклама
Реклама