Иволгинский дацан
Делегация Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации во главе с председателем, главным редактором газеты «Московский комсомолец» Павлом Гусевым, совершила запланированную поездку в отдаленные гарнизоны Восточного военного округа. Одним из мест, которые также посетили общественники, стал Иволгинский дацан — знаменитейший центр буддизма в России, расположенный вблизи столицы Бурятии. Общественники встретились с главой российских буддистов пандито хамбо-ламой в его резиденции в Иволгинском дацане.
Одна из главных достопримечательностей Бурятии — Иволгинский дацан — расположен в 36 километрах от столицы Улан-Удэ, на окраине небольшого селения Верхняя Иволга. Он по праву носит название «Бурятское чудо». Сюда приезжают буддисты и обычные туристы из разных стран.
Здесь находится резиденция главы российских буддистов пандито хамбо-ламы. Общественники встретились с ним. Дело в том, что в российской армии служит немало военнослужащих, исповедующих буддистскую веру. Как правило, это призывники из Бурятии, Тувы, других регионов. Члены Общественного совета обсудили с ламой вопросы духовной поддержки воинов-буддистов в зоне проведения специальной военной операции. Они попросили ламу поддержать воинов и совершить обряды для военнослужащих-буддистов, которые сейчас несут службу в зоне спецоперации. Духовная поддержка для верующих важна не меньше, чем любая другая.
Лама обещал всяческую помощь воинам.
В состав Общественного совета при Минобороны РФ входит Баир-лама Цымпилов. Он рассказал об Иволгинском дацане много интересного.
«Хамбын Сумэ» или «Гандан Даши Чойхорлинг», что в переводе с тибетского означает «Колесо учения, дарящее счастье и полное радости». На территории дацана возведены десять храмов-дуганов и три ступы-субургана.
Необычная яркая архитектура дацана после городских серых красок выглядит очень экзотично. Такое ощущение, что ты каким-то мистическим образом переместился в Тибет.
На воротах при входе на территорию четко обозначено: «Вход через левую дверь, выход через правую». Все передвижения только по часовой стрелке. Такие правила.
Сразу за забором прилавки с бурной торговлей: носки и варежки из натуральной верблюжьей шерсти, браслеты, кольца, «поющие» чаши и всевозможные обереги.
Лама-гид, по виду совсем юный молодой человек в ярко-оранжевом одеянии, предупреждает, что на территории категорически запрещено сквернословить, курить и употреблять спиртные напитки. Фото и видеосъемка разрешены только на улице, внутри святых обителей — дуганов этого делать нельзя.
Вход в главный храм Цогчен-дуган охраняют скульптуры львов с устрашающим оскалом.
Еще одно отличительное от привычных для приверженцев православия правило — все, вне зависимости от пола, заходят в храм с непокрытой головой. Здесь же желающие могут приобрести синий шарфик — оберег, который можно сразу освятить. Сидящий на входе лама завязывает материю специальным узлом, тем самым, согласно поверию, наделяя его защитными свойствами, способными сберечь обладателя даже в самых страшных испытаниях.
— Его всегда надо с собой носить? — интересуюсь у гида в ожидании своей очереди завязать узелок.
— Да, — подкрепляет утверждение кивком головы юноша. — Многие наши военнослужащие, отправляясь на спецоперацию, брали с собой этот оберег. Говорят, что все, у кого он был, до сих пор в строю.
Главной святыней Иволгинского дацана является Драгоценное Неиссякаемое Тело XII главы буддистов России пандито хамбо-ламы Даши Доржи Этигэлова. Лама Этигэлов был лидером буддистов Бурятии и Восточной Сибири и одним из самых просвещенных буддистов в России. В 1927 году он ушел в нирвану, сев в позу лотоса. Свое тело лама завещал похоронить в кедровом кубе и достать его через 75 лет. В 2002 году, согласно завещанию хамбо-ламы Этигэлова, куб-саркофаг был извлечен и перенесен в Иволгинский дацан.
Тело учителя оказалось мало того что нетленным, но и имеет некоторые свойства, характерные только для живых людей. Все биохимические анализы кожи, ногтей и волос подтвердили, что ткани не омертвели, а само тело находится в неизвестном науке состоянии. Буддисты считают, что хамбо-лама Этигэлов не умер, а жив и находится в состоянии глубокой медитации. Сейчас нетленное тело Этигэлова восседает в позе лотоса в специально построенном храме-дворце. От тела протянута красная ниточка, которую можно потрогать и исцелиться.
Вообще, находясь в буддийском храме, незаметно начинаешь ощущать, словно сам погружаешься в состояние какой-то невесомости и отрешенности. Аромат благовоний и мелодичная музыка заставляют забыть о всех насущных проблемах и дарят чувство покоя и умиротворения. Ощущения непередаваемые.