Август этого года запомнится рядом чрезвычайных происшествий на территории Российской Федерации. Это и взрывы на военном аэродроме близ поселка Новофедоровка возле крымского города Саки, и подрывы опор ЛЭП в Курчатовском районе Курской области, и пожар на площадке хранения боеприпасов в районе села Майское Джанкойского района Крыма, а также арсенала в Белгородской области близ села Тимоново. Многие эксперты связывают эти и ряд других ЧП с диверсионной деятельностью киевских спецслужб. Как противодействовать этой угрозе? Вот мнение ветерана российской разведки Сергея Козлова.
Пора просыпаться!
Даже поверхностный взгляд на ЧП последнего времени показывает, что многие из них можно и нужно было бы предупредить. И не произошло это только из-за потери бдительности. Это распространенная беда, характерная для самых разных ведомств.
Достаточно вспомнить, что один из пострадавших объектов был расположен… прямо возле обычных железнодорожных путей, и пассажиры гражданских поездов могли без труда снимать на фотоаппарат погрузку-разгрузку боеприпасов. Вражескому лазутчику и делать особо ничего не надо было: купил билет на поезд и снял весь объект на смартфон. А потом в спокойной обстановке просмотрел видео и наметил план действий.
Кстати, нанести поражение такому объекту нетрудно. Достаточно использовать даже детский квадрокоптер с небольшим зажигательным зарядом, сбросив его на ящики с боеприпасами.
Откуда же взялись вражеские диверсанты в российских приграничных районах? Да все просто! Они там живут. В Крыму, например, это оставленные после присоединения полуострова к России и законспирированные агенты СБУ и Главного управления разведки (ГУР) минобороны Украины.
Не надо думать, что жители Крыма все как один проголосовали за присоединение Крыма к России в 2014 году. Были и те, кто до 2014 года тесно сотрудничал и с украинской властью, и с националистическими формированиями «Азов», «Айдар», «Правый сектор» (экстремистские организации, запрещенные в РФ), и с ГУР вооруженных сил Украины (ВСУ). Это вскрылось еще год назад, когда были задержаны несколько агентов СБУ и ГУР. Хотя догадаться об этой опасности можно было бы еще восемь лет назад.
Кроме членов запрещенной организации «Меджлис», которых год назад уличили в сотрудничестве с ГУР ВСУ и подрыве газопровода в Перевальном, полагаю, остался не один и не два так называемых спящих агента.
Украинские СМИ со ссылкой на источник в Офисе президента Зеленского сообщали, что по его указанию принято решение «разбудить» свыше ста таких агентов. И не только в Крыму, как мы видим. Эти агентурные группы могут быть не только оставленные, но и созданные, а также заброшенные на территорию Крыма в период с 2014-го по 2022-й. Они могут жить так же, как и все прочие граждане Крыма, вблизи военных и гражданских объектов, вести их разведку и передавать эту информацию своему куратору в ГУР или СБУ в зависимости от принадлежности.
Про спецназ
Кстати, помимо агентуры СБУ и ГУР, ВСУ имеют довольно хорошо подготовленные подразделения спецназа, которые достались Украине еще от Советского Союза. Тогда это были лучшие три сухопутные бригады, дислоцированные в Изяславе, Кировограде и Старом Крыму, а также единственная в Союзе морская бригада, расположенная в Очакове.
Сейчас в состав сил специальных операций (ССО) Украины входят 3-й отдельный полк спецназа в Кропивницком (бывший Кировоград) и 8-й отдельный полк специального назначения в Хмельницком.
Наиболее подготовленным является 140-й центр спецназа в Хмельницком, который комплектуется исключительно офицерами и предназначен для решения особых задач. Центр единственный получил сертификат НАТО. На острове Майский близ Очакова теперь вместо 17-й отдельной бригады спецназа расположен 73-й морской центр специальных операций.
А совсем недавно на базе 8-го оперативного полка Нацгвардии была создана 1-я бригада специального назначения имени Ивана Богуна. Бригада состоит из управления штаба и трех батальонов специального назначения. Каждый из них предназначен для действий на отдельном оперативном направлении: Юг, Восток и Север. Бригада укомплектована как кадровыми военнослужащими, так и наемниками, включая подростков.
Любая из этих структур могла быть причастна к диверсиям на территории России. И эти подразделения также могут выделять свои разведывательно-диверсионные органы для совершения разведки и диверсий на российских военных объектах. Это их непосредственная задача. Группы могут выводиться на территорию Крыма как морем, так и через сухопутную границу.
Итак, угроза диверсий стала вполне реальной. Соответствует ли степени угрозы готовность всех наших силовых структур? К сожалению, не уверен.
Налицо просчеты спецслужб и правоохранителей, которые после начала специальной военной операции должны были тщательно проверить важные объекты на предмет защищенности, а персонал — на предмет лояльности.
Одним из способов защиты военных объектов является маскировка. О какой маскировке может идти речь, если склад с боеприпасами виден из окна проходящего мимо поезда?
Известная мера предосторожности — самолеты на военном аэродроме должны располагаться так, чтобы в случае взрыва одного, остальные не пострадали. Или пострадали минимально. Но на снимках из космоса, которые периодически появляются в Сети, часто можно увидеть, что на наших аэродромах самолеты стоят в ряд без каких либо укрытий.
Для устранения дыр в охране и обороне объектов необходимо срочно провести их проверку для выявления и устранения недостатков. Напоминаю: идут активные боевые действия, в ходе которых противник несет серьезные потери, и чтобы сорвать планы российского руководства, командованию ВСУ нужна любая перемога. Располагая подготовленными диверсионными силами и средствами, было бы глупо не применить их для достижения своих целей.
Диверсии сами по себе не очень сложны в исполнении с учетом того, что их осуществляют местные агенты или агенты из местных, которые за восемь лет уже изучили объекты в районе, где они ведут пассивную разведку.
Операция другого уровня
В том же августе произошла диверсия, которая выбивается из общего ряда и относится совсем к другому уровню операций спецслужб. 20 августа произошел взрыв при выезде на Можайское шоссе в районе поселка Большие Вяземы Одинцовского городского округа. Погибла Дарья Дугина, дочь известного философа Александра Дугина.
Возвращаться они должны были вместе, но в последний момент отец пересел в автомобиль друга. Машина Дарьи двигалась первой, а отец с друзьями следом. Взрыв произошел практически на его глазах. После взрыва машина превратилась в огненный шар и врезалась в препятствие. Дарья погибла сразу.
Вероятно, целью террористов был сам Александр Дугин, известный философ и сторонник концепции «Русский Мир» и «многополярность». Ярый критик Запада и западного фашизма. Дарья была талантливым человеком, но этого маловато для того, чтобы стать жертвой покушения.
Самодельное устройство мощностью около 350 граммов в тротиловом эквиваленте прикрепили к днищу рядом с топливными трубками, прямо под сиденьем водителя.
ФСБ довольно оперативно установила исполнителя. Им оказалась 43-летняя гражданка Украины Наталья Павловна Вовк (Шабан), которая по предварительным данным ранее служила в полку «Азов» (экстремистская организация, запрещенная в РФ). Сразу после преступления Вовк вместе с дочерью выехала через Псковскую область в Эстонию.
Некоторые удивляются тому, как ФСБ удалось так быстро выйти на след исполнительницы? Я думаю, что следствие стало отрабатывать все возможные контакты и просматривало камеры в подъездах дома, где жила Дарья. Ведь камера могла заснять кого-то, кто вел наблюдение и появлялся там неоднократно. А дальше, когда установили личность фигурантки, начали «раскручивать ниточку». Жаль поздно.
Замысел
С моей точки зрения, операция украинскими спецслужбами (какими именно, не установлено) была спланирована до гениальности просто! Вероятно, Зеленский поставил задачу руководителям спецслужб активизировать диверсионную деятельность в России. Диверсия должна была стать акцией устрашения в Москве.
Получив задачу, организаторы диверсии стали просматривать календарь массовых мероприятий на август. Они остановились на фестивале «Традиция», запланированном на 20 августа. Событие подходило идеально для теракта, поскольку при успешном его исполнении резонанс был бы сильным.
Оставалось выбрать цель. Ею могла быть публика, но тогда взрывное устройство нужно было пронести непосредственно на охраняемую территорию фестиваля. На входе посетителей проверяли. Значит, нужен был кто-то из гостей, убийство которого должно быть заметным событием. Александр Дугин для этого подходил.
На фестиваль он приезжал регулярно вместе с дочерью. Чтобы выйти на него, не привлекая внимание, решили действовать через Дарью. Примерная канва событий была намечена, и для уточнения деталей, скорее всего, была привлечена московская агентура, которая подобрала и обеспечила возможность аренды и проживания террористки в одном доме с дочерью объекта.
Они же отработали меры по заметанию следов от границы до границы. Документы для Вовк с дочерью ни у кого не должны были вызывать сомнения. На машину также подготовили три комплекта документов, поскольку при смене номеров у проверяющих органов на дорогах не должно быть претензий. Ну а все остальное известно.
Исполнителями были мать с дочерью Софьей. Во-первых, женщина, безусловно, вызывает меньше подозрений у контролирующих органов, где в основном работают мужчины. Ей проще выкрутиться в случае чего. Мило улыбнуться, изобразить беспомощность, на крайний случай прикинуться дурочкой. Ведь это так льстит мужскому самолюбию.
А использование девочки-подростка для прикрытия — весьма неординарный ход. Ну кому в России придет в голову подозревать ребенка?
На то и расчет! А на Украине детей обрабатывают с малолетства. В такой семейке, где все служат в «Азове», и детей готовят по-взрослому. Кстати, закладку могла совершить и сама Софья. Кто бы на нее подумал?
Помните, что в 1-й бригаде спецназа ВСУ службу проходят и подростки? Не исключаю, что она на службе. Кстати, если обратиться к истории украинского национализма времен Великой Отечественной, то можно узнать, что сверстниц Софьи в то время использовали весьма активно и как разведчиц, и как связных.
Женщины тоже бывают разные. Известно, например, что в годы войны тех из них, кто работал в подпольных госпиталях, наши смершевцы (управление военной контрразведки «Смерть шпионам!», «СМЕРШ») в плен не брали, поскольку те отличались изощренным садизмом. На живых пленных без наркоза они тренировались делать операции, накладывать шины и гипс на специально сломанные конечности.
А для того чтобы заложить взрывное устройство под днище автомобиля, вовсе не нужно быть мужчиной. Это нетрудно сделать, пройдя некоторый инструктаж и тренировку. Ведь действовать надо было быстро и четко. Поэтому дамы знали, что и куда устанавливать, и как крепить. Не исключено, что их прикрывала местная агентура. Во всяком случае, некоторые посетители запомнили необычное поведение молодого человека, задававшего дурацкие вопросы и отвлекавшего других посетителей.
Что будет с исполнительницами? Многие считают, что им грозит ликвидация. А зачем? Убирать исполнителя, чтобы спрятать концы в воду, есть смысл, если вероятен его арест. Но ни Наталье, ни Софье ничего такого не угрожает. Во-первых, их уже нет в Эстонии. Где они сейчас, точно неведомо.
С другой стороны, кто же их с территории Европы выдаст? Не исключено, что в ближайшее время мы увидим спектакль на экранах ТВ, где убийцы будут изображать из себя «белых и пушистых» невинных овечек, на которых «злобная ФСБ» устроила охоту.
Полагаю, что исполнительницы будут пожинать плоды победительниц, хотя бы для мотивации других кандидаток на подобные акции. Напомню, что только при сдаче «Азовстали» вместе с ВСУ и полком «Азов» сдалось 86 женщин.
За восемь лет нацисткой пропаганды этим женщинам так промыли мозги, что оторопь берет. При этом воздействовать на женщин через партнера, сожителя, любовника очень даже просто. То есть найти новых кандидаток для очередной диверсии СБУ и ГУР смогут легко.
Вопросы без ответов
Возникают вопросы. Например, к ФСБ. Разве они не отслеживают участников националистических формирований? Не ведут соответствующую картотеку? Разве списки и фотографии не разосланы на все погранпереходы?
А как пограничники пропустили диверсанток через границу? Очень не хотелось бы подозревать кого-то в коррупции на границе. Хотя слухи ходят разные.
И еще. Разве местные органы власти, полиции не интересуются, кто снимает жилье в Москве? Разве терорганы ФСБ и полиции не имеют агентуру в среде национальных диаспор, в том числе и украинской?
На эти и другие вопросы, безусловно, придется находить ответы. Чтобы свести к минимуму риски новых диверсий.