Не территориальный конфликт

Не территориальный конфликт

Как СВО формирует новые принципы мироустройства
Извлечение неразорвавшейся авиабомбы, пробившей крышу жилого дома в Харькове.
© wikipedia.org
Как СВО формирует новые принципы мироустройства
' + '' + ' ' + ''+ ' Извлечение неразорвавшейся авиабомбы, пробившей крышу жилого дома в Харькове.
30 октября 2023, 11:10
Реклама

Запертый внутри сектора Газа ХАМАС вырвался на время наружу, вызвал в ответ разрушительные ракетные удары Израиля и изменил информационную повестку мировых СМИ. На фоне показанных в прямом эфире беспрецедентных актов насилия, допущенных с обеих сторон, военный конфликт на Украине временно отошел на второй план. Но никуда не делся. «Армейский стандарт» разбирался в вариантах хода и исхода СВО.

Когда закончится война

На вопрос, как и когда закончатся боевые действия на Украине, откровенный ответ дал министр обороны Великобритании Грант Шэппс (Grant Shapps) британской телеведущей Камилле Томини (Camilla Tominey): «Я не могу вам точно сказать, как, где и когда закончится... но я абсолютно уверен и это ясно, что, так и будет, это не закончится победой Путина».

Нельзя не заметить, что фраза делится на две части: в первой выражается растерянность, во второй — мантра, которая косвенно подтверждает, что на Западе, во-первых, слабо верят в победу Киева, а во-вторых, никто не знает о планах Владимира Путина, который заявил на заседании дискуссионного клуба «Валдай» 5 октября: «Мы спокойно идем к достижению своих целей и, уверен, их добьемся — реализации этих задач, которые мы перед собой ставили».

После достижения целей и решения задач должен наступить мир. История войн и вооруженных конфликтов знает только одну форму завершения боевых действий: полная победа и политическое урегулирование. Промежуточной стадией можно считать временное перемирие, которое является отложенной войной с временным политическим урегулированием или без такового.

Завершение военного конфликта по так называемой «формуле мира» Зеленского — это не более чем украинский театр политического абсурда. О временном перемирии до сих пор никто не говорил и вряд ли заговорит, пока по обе стороны линии боевого соприкосновения сохраняются оптимистические ожидания победы. Значит, война продолжится до полной и окончательной победы, которую будет сопровождать на международном уровне политическое урегулирование российско-украинских отношений.

«Что касается длительности процесса СВО, я имел в виду длительность процесса урегулирования… процесс урегулирования в целом, да, он, наверное, будет непростым и потребует определенного времени. Но, так или иначе, всем участникам этого процесса придется согласиться с реалиями, которые складываются на земле», — сказал Владимир Путин на пресс-конференции в Бишкеке 9 декабря 2022 года. Иными словами, президент России ясно дал понять: для начала процесса политического урегулирования нужна победа. Конечно, победа России.

Третий лишний

Дальнейшее развитие вооруженного конфликта неизбежно пойдет по одному из трех сценариев. Первый: затяжная позиционная война до полного истощения украинских сил. Второй: резкая эскалация конфликта Киевом с целью скорейшего достижения неопределенных результатов без окончательной победы. Третий, наименее вероятный, — ответная эскалация со стороны Москвы. Почему последний вариант наименее вероятный, об этом потом. А сейчас важно отметить, что все три варианта не исключают появления на украинском поле боя новых участников с целью предотвращения полного разгрома ВСУ.

Вовлечение третьих сторон повышает вероятность разрастания конфликта с применением оружия массового поражения. Это не устраивает официальный Вашингтон, о чем неоднократно заявляли в Белом доме. До сих пор руководство США предпочитало изыскивать способы балансирования на тонкой грани, отделяющей сдерживание боевых действий в рамках украинской территории от их территориального разрастания с одновременным снижением порога применения ядерного оружия. Это происходит не из-за человеколюбия и гуманизма американских политиков, а из рационального, холодного расчета: в огне ядерной войны можно потерять всё.

Лидеры стран НАТО услышали предупреждение российского президента о невмешательстве третьих стран в украинский конфликт: «Ответ России будет незамедлительным и приведет вас к таким последствиям, с которыми вы в своей истории еще никогда не сталкивались», — сказал Владимир Путин в своем обращении 24 февраля 2022 года. На третий день СВО, 27 февраля, Владимир Путин в прямом телевизионном эфире отдал приказ министру обороны и начальнику Генерального штаба «перевести силы сдерживания в особый режим несения боевого дежурства».

Возможно, некоторые западные лидеры не до конца осознали прозвучавшее в их адрес предупреждение. Действительно, как следует из документа «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», Россия оставляет за собой право «применить ядерное оружие в ответ на применение против неё и (или) ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового поражения».

Запорожская АЭС.
© wikipedia.org
Запорожская АЭС.

Теракт на Запорожской АЭС и последующее за ним радиоактивное заражение территории новых российских регионов вполне подходят под это определение. Стоит напомнить, что, согласно 65-й статьи Конституции РФ, в составе Российской Федерации находятся: Донецкая народная республика, Республика Крым, Луганская народная республика, Запорожская область, Херсонская область и город федерального значения Севастополь. За исключением Крыма и Севастополя перечисленные выше субъекты Российской Федерации остаются частично занятыми укронацистскими войсками. С точки зрения российского права, применение киевским режимом оружия массового поражения на занятых ВСУ территориях будет считаться ударом по территории России.

Чтобы окончательно рассеять иллюзии западных политиков об устаревании доктрины применения ядерного оружия и ослаблении ее сдерживающего значения, но в то же время чтобы не загонять противника в тупик, российский президент только пообещал задуматься о внесении поправок в российский доктринальный документ о возможности нанесения превентивного ядерного удара. «Если потенциальный противник считает, что возможно использование теории превентивного удара, а мы — нет, то все-таки это нас заставляет задуматься о тех угрозах, которые создаются такого рода идеями в сфере обороны других стран. Вот и всё», — сказал Владимир Путин на пресс-конференции в Бишкеке 9 декабря 2022 года.

Обещание российского президента, очевидно, охладило пыл некоторых лидеров западных стран немедленно вмешаться в украинский конфликт. Его могли проигнорировать только главы государств-лимитрофов, те же прибалты, которые почему-то решили, что их не заметят, хотя они постоянно путаются в ногах ядерных держав.

Оружие возмездия

В октябре американское политическое болото вновь всколыхнули слова российского президента о доктринальных основах создания, распространения и применения ядерного оружия. Выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай» 5 октября, Владимир Путин допустил возможность отзыва ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний: «Теоретически можно отозвать эту ратификацию», — сказал президент.

Он обосновал это тем, что в России практически закончили работу по созданию современных видов стратегического оружия, и теперь «нужно уже просто чисто административно-бюрократически закончить некоторые процедуры, перейти к их массовому производству и постановке на боевое дежурство». «Мы сделаем это в ближайшее время», — заявил президент. При этом он оставил открытой дверь для переговоров с Вашингтоном о судьбе Договора, который США подписали, но не ратифицировали.

Отзыв ратификации на Западе оценивают как прямой путь к выходу России из Договора, началу испытаний, и, что еще хуже, — выходу из Договора о нераспространении ядерного оружия. Ирану и КНДР только этого и надо для создания собственной атомной бомбы.

Масла в огонь подлил еженедельник The New York Times, опубликовавший 2 октября спутниковые снимки предположительно полуострова Панькова Земля острова Южный в архипелаге Новая Земля. Как утверждало издание, на снимках зафиксирована подготовка к очередным испытаниям новой крылатой ракеты с ядерной энергетической установкой «Буревестник» (по терминологии НАТО: SSC-X-9 Skyfall).

Полуостров Панькова Земля острова Южный в архипелаге Новая Земля.
© wikipedia.org
Полуостров Панькова Земля острова Южный в архипелаге Новая Земля.

31 августа российские  власти выпустили NОТАМ (NOtice To Air Missions — извещение летному составу) о «временной опасной зоне», рекомендуя пилотам избегать части Баренцева моря у побережья и в 12 милях от места запуска, известного как Паньково. Закрытие зоны продлевалось несколько раз, и с 1 октября должно было действовать до 6 октября.

Очередной этап испытаний новой ракеты неограниченной дальности вызывает повышенный интерес американских военных и специалистов в области ракетостроения. В отчете «Новые российские системы доставки ядерного оружия» американского внешнеполитического аналитического центра «Инициатива по сокращению ядерной угрозы», опубликованном в ноябре 2019 года, «Буревестник» назван оружием «второго удара стратегического радиуса действия такого типа, который не был применен ни одной другой страной». То есть это оружие возмездия. Его развертывание планируется в 2025 году. Новая ракета кардинально изменит ядерный пасьянс в ответно-встречном ударе, хотя и без «Буревестника» такой удар не оставит агрессору шансов на выживание.

«Хочу заверить всех, что на сегодняшний день ответ является абсолютно неприемлемым для любого потенциального агрессора, потому что с момента обнаружения старта ракет, откуда бы это ни исходило, из любой точки Мирового океана либо с какой бы то ни было территории, в ответ... в воздухе появляется такое количество, столько сотен наших ракет, что шансов на выживание ни у одного противника не останется, причем сразу на нескольких направлениях», — заявил Владимир Путин на заседании дискуссионного клуба «Валдай». Он знал, о чем говорил, потому что испытания «Буревестника» к этому дню уже, вероятно, состоялись. Таким образом, Москва еще раз предупредила Запад о последствиях в случае, если он вмешается в конфликт на финальном этапе СВО.

Сама Москва, судя по всему, не торопится с эскалацией, полагая, что украинский плод должен созреть. Тем временем на Западе должны осознать: даже худой мир с Россией лучше санкционных войн, не говоря уже о прямом военном противостоянии на поле боя.

Не повторять ошибок

Есть еще одна причина, по которой Москва, наверное, не будет торопиться. Она сугубо внутриукраинская. Как известно, «идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной». Эти слова прозвучали с трибуны Верховного Совета СССР 31 октября, на 27-й день после завершения Освободительного похода Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. 3 ноября газета «Советская Сибирь», и не только она, вышла с двусмысленным, как теперь кажется, заголовком «Наши братья с нами». («Советская Сибирь», №255, 3 ноября 1939 года).

Действительно, танки не раздавили бандеровскую идеологию. «Братья» воевали с советской властью до 1955 года. На пике активности численность Украинской повстанческой армии (УПА, признана террористической и запрещена в РФ) достигала 400 тыс. человек. Тех же, кто ей сочувствовал и помогал, было в несколько раз больше. Даже Сталин не решился расстрелять всех бандитов из УПА и Организации украинских националистов (ОУН, признана террористической и запрещена в РФ). Только 1% населения Западной Украины был депортирован в Сибирь (вот почему кажется теперь двусмысленным заголовок «Советской Сибири»).

Масштаб репрессий против бандитов был значительно сужен из-за оглядки на международную реакцию и безуспешные попытки «замирения» с западными украинцами.

Ликвидация схрона оуновского бандформирования войсками НКВД в Карпатах.
© waralbum.ru
Ликвидация схрона оуновского бандформирования войсками НКВД в Карпатах.

Если накладывать старую политическую кальку на современную карту, то вывод напрашивается сам собой: не надо торопиться с освобождением территорий, особенно ее западных областей, от организованных отрядов укронацистов. Можно не сомневаться, что националистическое, бандеровское подполье сильно осложнит процесс денацификации страны. Надо ли торопиться сейчас, чтобы потом заплатить высокую цену? Достаточно вспомнить, что за 10 лет борьбы с бандеровским подпольем, с 1945 по 1955 год, погибли 25 тыс. военнослужащих, сотрудников милиции, органов госбезопасности и пограничников, а также 32 тыс. человек из числа советского партийного актива.

Как прежде, так и сейчас за укронацистами стоит коллективный Запад во главе с США. «Не ясно ли, что цель теперешней войны в Европе не в том, о чем говорят в официальных выступлениях для широкого круга слушателей во Франции и Англии, то есть не в борьбе за демократию, а в чем-то другом, о чем не говорят эти господа открыто», — сказал на той самой сессии Верховного Совета СССР председатель правительства Вячеслав Молотов. Звучит потрясающе актуально, как будто речь о сегодняшнем дне.

«Это не территориальный конфликт и даже не установление регионального геополитического баланса. Вопрос гораздо шире и фундаментальнее: речь о принципах, на которых будет базироваться новое мироустройство», — сказал Владимир Путин.

На украинском перекрестке столкнулись Восток и Запад, Глобальный Юг и Глобальный Север. Это уже не просто спецоперация Вооруженных сил РФ на Украине, а вооруженное противостояние с НАТО за новый миропорядок. Быстро такое противостояние не заканчивается.

Реклама
Реклама