Руль, колеса и броня

Руль, колеса и броня

Автомобилисты в зоне СВО получили надежную защиту от пуль и осколков
Комплект дополнительного бронирования для УРАЛ-4320.
© npo-sm.ru
Автомобилисты в зоне СВО получили надежную защиту от пуль и осколков
' + '' + ' ' + ''+ ' Комплект дополнительного бронирования для УРАЛ-4320.
23 ноября 2023, 10:33
Реклама

Современный бой требует все больше внимания уделять защите экипажей танков, расчетов самоходных ракетных и артиллерийских установок, средств ПВО и РЭБ. Но ведь рискуют и воины-автомобилисты, доставляющие как можно ближе к передовой боеприпасы, продовольствие, топливо и различное имущество. Как защитить от пуль и осколков грузовые автомашины, которые в большинстве своем создавались для эксплуатации в мирных условиях? Ведь теперь и они становятся целью для артиллерии и беспилотников противника, за ними охотятся диверсионно-разведывательные группы. Оказывается, эффективное решение найдено.

Бронежилет — хорошо, но…

Армейские ветераны боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе могут рассказать, как водители тех же «Уралов» использовали подручную защиту — попросту вешали на двери кабины бронежилеты, а вынутые из них пластины подкладывали на сиденье. Эффективность так себе, но все-таки…

Уже тогда, в 1980-е годы, в порядке эксперимента пытались разработать защитные средства для серийного выпуска в заводских условиях. Но наступили мирные будни, и злободневную для автопарка войскового тыла тему, что называется, задвинули за неактуальностью. Дескать, есть задачи поважнее.

Обратились к подзабытой проблеме с началом специальной военной операции. Тем более что условия службы военных водителей стали опаснее в связи с развитием средств разведки и нападения противника: ударные дроны, дальнобойная артиллерия, кассетные боеприпасы. Да и мины на дорогах никто не отменял. Тут уж дедовские «самодеятельные» способы защиты кабины и важнейших агрегатов автомобиля в должной степени не спасают.

Защита двери.
© npo-sm.ru
Защита двери.

Понятно, что в нынешних условиях свое слово должны были сказать настоящие профессионалы, имеющие опыт создания изделий этого профиля и соответствующие производственные мощности. В НПО специальных материалов, где давно и плодотворно занимаются средствами защиты, начиная от бронежилетов и заканчивая сложными инженерными объектами, для военных автомобилей разработали комплект легкого фрагментарного дифференцированного бронирования (КДБ). Название довольно длинное, но по сути речь о навесной броне.

5% для «КамАЗа»

Как следует из названия, комплект устанавливается (навешивается) на наиболее важные части автомобилей «КамАЗ», «Урал» и «УАЗ «Патриот», что в значительной степени способствует сохранению жизни экипажей и повышению живучести техники. Кабина (двери, лобовое стекло, пол, задняя стенка), радиатор, картер, борта капота, аккумуляторный отсек, топливный бак — все это требует надежной защиты.

Что представляет собой комплект? Как уже говорилось, защита фрагментарная, заточенная на конкретную часть (деталь, устройство) автомобиля. Плюс высокотехнологичные материалы (в частности, сверхмолекулярный полиэтилен), которые и обеспечивают эффективную защиту по классу БР4 и БР3 — от огня из пистолетов, АК-74 и АКМ, из снайперской винтовки и даже пулемета (если стрельба из него ведется с большого расстояния и под рикошетным углом), а также от осколков рядом взорвавшихся снарядов.

Комплект дополнительного бронирования для КАМАЗ-53501.
© npo-sm.ru
Комплект дополнительного бронирования для КАМАЗ-53501.

Немаловажно, что у КДБ сравнительно небольшой вес. Это для автомобиля серьезный фактор в ходе эксплуатации, так как влияет на проходимость, расход топлива и пр. Судите сами, вес комплекта — 650 кг при общей массе того же «КамАЗа-53501» в 8550 кг и грузоподъемности 12 тонн. Иными словами, навесная броня составляет лишь чуть больше 5 процентов от грузоподъемности и, что называется, погоды не делает.

Модульный состав комплекта дает еще одно преимущество: процесс установки не требует заводских условий. При этом каждый фрагмент не влияет на саму конструкцию автомобиля, а лишь органично дополняет ее. Со всей операцией без проблем справляется бригада из трех-четырех человек из ремонтного подразделения.

На обратной связи

В НПО спецматериалов прекрасно понимают, что лучшая проверка изделия — эксплуатация в реальных условиях. Да, испытания дают определенное представление о технических характеристиках и влиянии тех или иных факторов, но многое значат и отзывы тех водителей, на чьи автомашины КДБ был установлен и за плечами которых десятки рейсов в зону СВО.

Собственно, это обычная практика для конструкторов и производственников. Другое дело, что сегодня обстановка требует ускорить привычный процесс, оперативнее вносить коррективы в изделие. Кстати, тут навстречу пошли командиры профильных подразделений, выполняющих задачи в зоне СВО. Прослышав о «броне для автомобиля», сами вышли на связь с предприятием и предложили выступить в роли добровольных испытателей. Естественно, с разрешения вышестоящего командования. Разработчики охотно откликнулись на просьбу и привезли комплекты навесной брони в зону СВО.

Бронезащита для картера при компьютерном моделировании и после установки.
© npo-sm.ru
Бронезащита для картера при компьютерном моделировании и после установки.

В числе первопроходцев оказался один из водителей подразделения по ремонту и обслуживанию техники (по понятным причинам его имя и фамилию мне не назвали). Это профессионал, способный вполне квалифицированно оценить новинку. В течение шести месяцев его «КамАЗ-5350» с комплектом навесной брони колесил по дорогам в зоне СВО. Вывод? По мнению опытного водителя, к фронтальной защите (картер, баки, днище) никаких претензий. Не влияет КДБ и на управляемость, маневренность машины. Есть и еще один важный момент — чисто психологический: броня дает чувство уверенности, так как человек за рулем теперь защищен. В чем-то ситуация схожа с пехотинцем, который раньше ходил в атаку без бронежилета, а теперь он у него появился.

Водители дают «добро»

Собственно, мнение подчиненного подтвердил и непосредственный начальник этого водителя-«испытателя» — командир ремонтного подразделения. Тем более что у него накопилось больше информации: комплект навесной брони у него получили десять «КамАЗов» и один «УАЗ «Патриот». Мнения и этих водителей, и самого офицера практически аналогичны вышесказанному.

Как рассказал Игорь Сек, сотрудник НПО спецматериалов, курировавший установку КДБ в воинских подразделениях, сначала среди водителей находились скептики: стоит ли заморачиваться? Это понятно: управлять автомашиной несколько непривычно — все-таки защита лобового стекла и окон дверей ограничивает обзор. Но бойцы быстро привыкают. Да и сравнение в их пользу: у механиков-водителей танков или боевых машин пехоты панорама и того меньше. Тем более одному из водителей уже довелось убедиться в надежности КДБ: осколки разорвавшегося рядом снаряда лишь застряли в броне, а пробить ее не смогли. Не будь такой защиты, события развивались бы по куда более драматичному сценарию…

Защита лобового стекла (заслонка защиты водителя в открытом положении).
© npo-sm.ru
Защита лобового стекла (заслонка защиты водителя в открытом положении).

Есть ли альтернатива? Да, имеются еще бронекапсулы, которые в ряде случаев необходимы. Например, для перевозки особо опасных грузов. Но, помимо более высокой стоимости (кроме самой цельной брони, требуется усиление ходовой части: рессор, амортизаторов), при эксплуатации в сложных дорожных условиях возникают проблемы. Все-таки вес бронекапсулы втрое превышает КДБ. Значит, на пересеченной местности, на полевых дорогах зоны СВО езда значительно осложняется, а то и вообще становится невозможной.

По словам заместителя директора завода спецматериалов Антона Бровкина, работа в подразделениях войскового тыла позволила убедиться, что комплект защиты быстро монтируется, для его установки не требуется какой-то особенной квалификации или дополнительной подготовки: отвертка, шуруповерт и собственные руки. Тем более к изделию прилагается обстоятельная инструкция по монтажу.

КДБ подходит ко всей штатной автомобильной технике Российской армии. Даже если тот же «КамАЗ» имеет отличия в конфигурации в зависимости от года выпуска, комплект навесной брони будет установлен без проблем. Кроме того, практика эксплуатации подтвердила: на обслуживании и вождении защита не сказывается — это проверено.

Ну и нельзя не сказать, что войсковые испытания позволили внести в КДБ ряд усовершенствований, которые подсказаны повседневными буднями армейских водителей. Например, достаточно быстро разобрались с шумом в кабине: до миллиметра уточнили размеры капотов; рамки, в которые вставляются бронестекла, проложили уплотнителем — и они перестали дребезжать.

Защита задней стенки кабины.
© npo-sm.ru
Защита задней стенки кабины.

…Как и многие другие средства в зоне спецоперации, элементы навесной брони совершенствуются, создаются все более оптимальные условия для эксплуатации. И, конечно же, важно поскорее обеспечить столь эффективной защитой профильные подразделения Минобороны РФ, Росгвардии и других силовых структур. Затраты многократно окупятся, а самое главное — будет обеспечена безопасность военнослужащих.

Реклама
Реклама