«Наша цель - обеспечить стабильность и порядок»

«Наша цель - обеспечить стабильность и порядок»

Военный полицейский рассказал о службе в зоне СВО
© Лина Корсак
Военный полицейский рассказал о службе в зоне СВО
25 декабря 2023, 10:25
Реклама

Обеспечение правопорядка и общественной безопасности на освобожденных территориях — одна из важных задач Вооруженных сил России в ходе спецоперации. Установлением и поддержанием законности и правопорядка в зоне проведения специальной военной операции занимаются подразделения военной полиции. Корреспондент «Армейского стандарта» пообщалась с офицером военной полиции одной из группировок войск и узнала, как «красные береты» взаимодействуют с другими правоохранителями и силовиками, чем отличается деятельность ВП в зоне СВО от службы в глубоком тылу, а также с какими неожиданными просьбами к военным стражам порядка обращаются местные жители.

Мой собеседник — начальник отделения гарнизонной и патрульной служб военной комендатуры с позывным «Магадан». Офицер рассказывает, что здесь, на освобожденных территориях, военным правоохранителям приходится в большей степени работать непосредственно с местным населением, чем во время работы на «большой земле», где ключевая задача — поддержание воинской дисциплины среди военнослужащих.

— Наша цель здесь — обеспечить мир, стабильность и порядок, — поясняет «Магадан». — Чтобы любой гражданин мог не бояться на улице ни за себя, ни за своих детей, родственников.

Для выявления преступных элементов, рассказывает «Магадан», по всем населенным пунктам передвигаются патрули военной полиции. Наряды тесно взаимодействуют с представителями иных правоохранительных структур. Огромную роль играет взаимодействие с гражданским населением, из числа тех, кто хочет, чтобы мир и порядок пришли на эти земли как можно быстрее.

© Лина Корсак

— В местах постоянной дислокации наша служба в первую очередь связана с военнослужащими, — говорит он. — Здесь же нам приходится работать больше с местными жителями, гражданскими администрациями, помогать, взаимодействовать, тем самым приближая нашу общую победу.

Реалии таковы, продолжает собеседник, что среди мирного населения все-таки остались еще лица, лояльные «киевскому режиму», в том числе завербованные украинскими спецслужбами. Случаются мелкие диверсии, закладки взрывных устройств, поджоги. Таких персонажей военнослужащим с эмблемой ВП вместе с другими силовыми структурами приходится выявлять, пресекая их преступную деятельность.

— Какие правонарушения, совершаемые гражданскими лицами, чаще всего приходилось выявлять «красным беретам»?

— Список довольно обширен, степень тяжести совершаемых деяний тоже очень разная. Зачастую, например, приходится брать на себя функции участковых и выявлять как лиц, продающих алкоголь, так и тех, кто его употребляет. Раньше, когда на освобожденных территориях не было органов самоуправления и правопорядка, люди вообще с любой проблемой шли в военную комендатуру. Где-то кто-то пропал, что-то кто-то украл, присвоил чужое имущество... Мы стараемся своими силами каждому помочь.

Офицер вспоминает случай, когда женщина привела супруга в военную комендатуру, чтобы пожаловаться на него. Мужчина, рассказала она, не хотел помогать ей по хозяйству и постоянно выпивал. Попросила оказать помощь. Пришлось стать ее семейным психологом. И смех, и грех.

Не менее важна и работа с органами местной администрации. Офицер вспоминает случай, произошедший полтора месяца назад. Тогда в подразделение ВП поступила информация о том, что в одном из населенных пунктов на побережье Азовского моря гуляет какая-то сомнительная компания. Люди распивали спиртное, пели песни и выкрикивали бандеровские лозунги. Военнослужащие военной полиции совместно с сотрудниками ФСБ выехали на место происшествия.

© Лина Корсак

Оказалось, что в компании никто не имел российских паспортов, только украинские. Сын одной из женщин служит в ВСУ. Когда правоохранители изучили ее переписку с сыном в мобильном телефоне, оказалось, что она регулярно передавала информацию о перемещении российских войск, а также о кораблях в порту. Присылала сыну фотографии и описывала свои наблюдения. В доме обнаружили несколько единиц огнестрельного оружия, средства наблюдения, квадрокоптер.

— Военнослужащие военной полиции, которых откомандировывают в зону СВО, проходят какую-то специальную подготовку?

— Да, но в целом эти люди уже готовы. У многих за плечами опыт Сирии, Нагорного Карабаха, работа в зоне боевых действий. Для понимания, сейчас только на территории Донецкой народной республики мы представлены несколькими десятками подразделений военной полиции и большим количеством военных комендантов. Несут службу военнослужащие военной полиции не только в тыловых районах, но и непосредственно в максимальной близости к переднему краю. Ведь даже в тех неспокойных местах остались люди, не пожелавшие покидать родные дома. И они еще больше нуждаются в помощи.  Здесь уже приходится решать задачи посерьезнее. Это и эвакуация гражданских, и обеспечение подвоза гуманитарной помощи. И все это часто под обстрелом противника.

Обеспечение контроля пропуска автотранспорта на блокпостах — еще одна из важных задач, стоящих перед военными правоохранителями. Я попросила собеседника отдельно остановиться на этом моменте и рассказать, по какому принципу работает пропускная система и на какие моменты особенно стоит обращать внимание.

— Вы, наверно, сами замечали, что при пропуске одних машин ограничиваются просто проверкой документов и багажника, а какие-то просят отъехать немного в сторону, чтобы не мешать основному движению, и досматривают уже досконально. Факторов, влияющих на это, много. Порой уже само поведение водителя или пассажиров наводит военнослужащего ВП на мысль, что что-то не так.

Опять же помогают профессиональные навыки, опыт работы в других «горячих точках». Как правило, нарушители выдают себя нестандартным поведением. Человек либо нервничает (бегающие глаза, подергивание рук, дрожь, несвязная речь), либо, наоборот, он слишком активен, пытается увести разговор в другое русло, умышленно выдает себя за другого, много смеется. Необходимо обращать внимание на состояние машины и, естественно, на документы, удостоверяющие личность водителя и пассажиров, а также и на саму машину.

По словам собеседника, раньше неоднократно были случаи, когда нарушители пытались проскочить на авто через блокпост и скрыться. Военнослужащим ВП приходилось останавливать таких, используя все имеющиеся средства. Неудавшиеся попытки «водителей-камикадзе» незаконно пересечь блокпост, по всей видимости, сделали свое дело. Сейчас желающих испытать судьбу нет.

© Лина Корсак

Приходится «красным беретам» участвовать и в борьбе с мародерством, которое, к сожалению, на освобожденных территориях явление не такое редкое. Нечистые на руку люди, зная, что их соседи покинули родной дом, оставив часть нажитого, нередко присваивают чужое имущество, а то и вовсе занимают брошенные жилища. Выявляют таких людей в ходе адресной проверки совместно с другими силовыми ведомствами. Если человек не может документально подтвердить свое право на нахождение в том или ином доме, то его доставляют в органы МВД ДНР для дальнейшей проверки. Подобные адресные проверки проводятся регулярно по всем домам и квартирам без исключения.

Военнослужащие военной полиции оказывают людям и бытовую помощь. К примеру, берут шефство над одинокими стариками или многодетными семьями с низким уровнем дохода.

— Часто действуем в инициативном порядке, без всяких просьб, — поясняет «Магадан». — Наши военные в ходе беседы понимают, что нужна определенная помощь, и оказывают ее.

Помощь может быть самой разной. Например, привезти продукты питания, наколоть дров, натаскать воды из колодца, отвезти на машине в медицинское учреждение. Случается, сотрудники ВП участвуют в разборе завалов после обстрелов или ликвидации последствий стихийных бедствий.

— Мы стараемся, чтобы люди поняли, что Россия делает все для улучшения условий жизни населения своих новых регионов, — подвел итог нашему разговору «Магадан».

Реклама
Реклама