Спускаться не должен…

Спускаться не должен…

Без единого выстрела морской офицер Геннадий Невельской присоединил к России громадный и богатейший край
Памятник адмиралу Г.И. Невельскому в Южно-Сахалинске.
© culture.yuzhno-sakh.ru
Без единого выстрела морской офицер Геннадий Невельской присоединил к России громадный и богатейший край
' + '' + ' ' + ''+ ' Памятник адмиралу Г.И. Невельскому в Южно-Сахалинске.
28 декабря 2023, 11:25
Реклама

Вместо того чтобы наградить и прославить как национального героя, его, капитана 1 ранга, хотели разжаловать в матросы. Спасло вмешательство самого императора Николая I, который по достоинству оценил вклад замечательного военного моряка и исследователя Геннадия Невельского в развитие государства и укрепление его обороноспособности.

Равнение на Крузенштерна!

На Дальнем Востоке его знает каждый, но родился Геннадий Невельской в 1813 году и провел первые шестнадцать лет вдали от морской стихии — в Костромской губернии. Зато его отец, Иван Алексеевич — в прошлом морской офицер — много рассказывал сыну о своем флотском прошлом. Видел Геннадия продолжателем династии.

Так и случилось: в 1829 году юный Невельской поступил в Морской кадетский корпус. Начальником его в ту пору был не кто иной, как вице-адмирал Иван Крузенштерн — руководитель первой русской кругосветной экспедиции. Его рассказы об острове Пасхи, Канарах, Гавайях, Бразилии, Японии и Китае способствовали тому, что и Геннадий стал мечтать о дальних морских походах и даже видел себя таким же отважным первооткрывателем.

Однако выпускали из корпуса не путешественников, а флотских офицеров. Как окончивший учебное заведение в числе лучших, мичман Невельской в 1832 году сразу же был зачислен в Офицерский класс — прообраз будущей Военно-морской академии. Спустя четыре года в чине лейтенанта начал службу. Служил на кораблях «Беллона», «Князь Варшавский», «Аврора», «Ингерманланд». Познакомился с адмиралом Фёдором Литке, который тоже отметился кругосветным путешествием на шлюпе «Синявин» в 1826–1828 годах. С его подачи стал известен и будущему императору Николаю I, так как Литке был его наставником и часто выходил с великим князем в море.

Не карьеры ради

В 1846 году капитан-лейтенанту Невельскому предложили повышение — службу на фрегате «Паллада». Что и говорить, корабль известный всему флоту, и здесь открывались перспективы быстрого карьерного роста. Достаточно сказать, что первым командиром «Паллады» в 1831–1834 годах был не кто иной, как будущий флотоводец Павел Нахимов. Однако этот «придворный» фрегат ходил по морям вокруг Европы, а Невельской мечтал о дальних походах.

К удивлению многих, он отказался от должности командира «Паллады», а попросился на строящийся небольшой транспорт «Байкал», которому предстояло везти груз из Кронштадта на Камчатку.

Адмирал Геннадий Невельской (портрет Петра Бажанова)
© wikimedia.org
Адмирал Геннадий Невельской (портрет Петра Бажанова)

Маршрут был известен, но Невельской хотел его существенно изменить, чтобы обследовать устье реки Амур, а также лично выяснить, существует ли проход по морю между материком и Сахалином. Дело в том, что тогда считалось, что там лишь залив. При этом ссылались на авторитетных иностранцев, ранее побывавших у берегов Сахалина. Первым такой вывод сделал француз Жан-Франсуа де Лаперуз, который еще в 1787 году пытался пройти из Японского в Охотское море, но у него не получилось — остановило мелководье. Из чего он заключил, что существует перешеек, связывающий Сахалин с материком.

В 1796 году по тому же маршруту попытался пройти англичанин Уильям Броутон, но у него тоже случилась осечка: отправленный на шлюпке на разведку помощник доложил, что берега соединяются — это залив.

Во всем мире и в России в том числе позднее никто не оспаривал такое заключение известных европейских мореплавателей.

Флаги над Амуром

Понимая, что отклонение от маршрута на заключительном этапе похода — это нарушение, Невельской заранее уведомил и морское начальство — начальника Главного морского штаба адмирала Александра Меншикова, и гражданское — губернатора Восточной Сибири Николая Муравьёва. Разрешение от них было получено.

Первое открытие Геннадий Невельской сделал летом 1849 года: между Сахалином и материком существует пролив, по которому благополучно и прошел его «Байкал». Затем был найден вход в устье реки Амур и тщательно обследовано побережье.

Транспорт «Байкал», на котором Г.И. Невельской исследовал дальневосточные моря.
© giaso.ru
Транспорт «Байкал», на котором Г.И. Невельской исследовал дальневосточные моря.

В итоге Невельской доложил сразу о двух важнейших открытиях: Сахалин — это остров, а не полуостров, и Амур — река судоходная, что позволяет ее использовать как транспортную артерию Дальнего Востока. В Санкт-Петербурге это оценили: в декабре 1849 года офицеру присвоили чин капитана 2 ранга, а спустя два месяца — капитана 1 ранга. Редкий случай такого роста в званиях!

Казалось бы, надо продолжать двигаться по Амуру дальше, но в адрес Муравьёва свыше пришло строжайшее указание прекратить исследование. Обоснование сугубо дипломатическое: дескать, не стоит раздражать такими изысканиями японских и китайских соседей…

Понимая, что ослушание чревато, Невельской тем не менее летом 1850 года основал в обследованном устье Амура военное поселение — Николаевский пост, впоследствии ставшее городом Николаевск-на-Амуре. Над постройками демонстративно подняли российские флаги. Более того, капитан 1 ранга Геннадий Невельской взял на себя смелость объявить о том, что отныне в состав Российской империи вошел Амурский край «от корейской границы до острова Сахалин».

Без императора не обошлось

Дурные предчувствия офицера не обманули: по возвращении в Санкт-Петербург его самоуправство срочно разбиралось на заседании «Особого комитета для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия». Эта инстанция в Российской империи обладала большими полномочиями и реальной властью. Среди предложений о мере наказания дерзкого капитана 1 ранга было и разжалование его в матросы.

К счастью, Невельского спасло вмешательство самого императора Николая I. Он, конечно же, помнил толкового офицера по совместным походам с адмиралом Литке. Но самое главное, император оценил важность сделанных Невельским открытий. Именно тогда и прозвучало из уст Николая I: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!» Император наградил первооткрывателя орденом Владимира 4-й степени и назвал его поступок «молодецким».

Такая поддержка способствовала тому, что уже в начале 1851 года Невельской вполне официально и при должном обеспечении отправился в Амурскую экспедицию. В ходе нее был всесторонне исследован бассейн нижнего Амура. Затем столь же обстоятельно подготовлена и проведена Сахалинская экспедиция. Важное значение имели точные топографические съемки территорий этих регионов.

Без единого выстрела!

Уже во время Крымской войны (1853–1856) исследования Невельского позволили по Амуру доставлять воинские части и осуществлять их снабжение на Тихоокеанском побережье. Николаевский пост в 1855 году принял защитников Петропавловска-на-Камчатке и силы русского флота, сорвав планы неприятеля по его уничтожению. Ведь англичане и французы в тот период не знали об открытиях Невельского: ни о том, что Сахалин — это остров и между ним и материком возможно судоходство (на картах противника там так и значился залив), ни об особенностях устья реки Амур, где укрылась и наша эскадра.

Позднее открытия начальника Амурской и Сахалинской экспедиций позволили заключить выгодные пограничные договоры: Симодский с Японией в 1855 году, с Китаем Айгунский и Тяньцзинский в 1858-м и Пекинский в 1860-м.

© Соцсети

В целом случай уникальный. Ведь Россия прирастала территориями в результате войн и нередко тяжелых военных походов, встречая яростное вооруженное сопротивление местных правителей или сторонних зарубежных заинтересованных сторон. Геннадию Невельскому удалось мирным и бескровным путем присоединить к Российской империи огромную территорию: южная часть Хабаровского края, Приморский край, остров Сахалин. Площадь последнего вдвое больше двух Бельгий, существенно превышает каждое из трех государств Балтии и сравнима с Чехией!

«Одаренный патриотизмом»

Бороться Невельскому приходилось разве что с невежеством и завистью царских чиновников, их саботажем, а то и явной враждебностью. К счастью, это сопротивление благодаря настойчивости, целеустремленности и поддержке просвещенной части общества удалось преодолеть. Лично знавший Невельского известный гидрограф вице-адмирал Карл Сиденснер писал, что его выдающаяся деятельность как начальника Амурской экспедиции — это поразительный пример того, «…какие великие дела могут совершать люди с самыми ничтожными средствами и при непреоборимых, казалось бы, препятствиях, если они одарены врожденным патриотизмом, сильной волей, благородным характером и безграничной энергией…»

Контр-адмиралом Геннадий Иванович стал в 1854 году. В июне 1855-го он был назначен руководителем Штаба морских сил в Восточной Сибири.

В 1856 году Невельской вернулся в Санкт-Петербург, где вскоре получил руководящую должность в Морском ученом комитете и звание вице-адмирала. Адмиралом стал в 1874-м.

Памятник адмиралу Г. И. Невельскому во Владивостоке.
© Виктор Прохоров
Памятник адмиралу Г. И. Невельскому во Владивостоке.

…Геннадий Иванович Невельской скончался в Санкт-Петербурге 29 апреля 1876 года и был похоронен на одном из самых престижных кладбищ столицы на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря. Спустя три года в возрасте 44 лет умерла и его супруга Екатерина Ивановна — ее могила рядом. До своей кончины она успела издать главную книгу мужа — «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России. 1849–55 гг.», в которой подробно описана Амурская экспедиция. Кстати, о чете Невельских рассказывает вышедший на экраны в 1988 году художественный фильм «Залив Счастья».

Имя великого русского исследователя Дальнего Востока увековечено не только в памятниках — во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Хабаровске и других городах, но и в более чем десяти названиях географических пунктов в Охотском и Японском морях.

Реклама
Реклама