«Умная» ПВО против «умной» бомбы

«Умная» ПВО против «умной» бомбы

Киеву Запад пообещал еще одно «чудо-оружие»
HIMARS.
© U.S. Army
Киеву Запад пообещал еще одно «чудо-оружие»
' + '' + ' ' + ''+ ' HIMARS.
23 января 2023, 14:58
Реклама

Из-за океана в очередной раз пришла новость о поставках Украине американского вооружения, способного существенно осложнить нашим военным выполнение задач в зоне специальной военной операции (СВО). Речь о новейшей разработке — американской планирующей бомбе GLSDB. Отправить Киеву их собираются чуть ли не весной. Такой боеприпас можно запускать с наземных установок реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS («Хаймерс») или MLRS, уже имеющихся в ВСУ. Дальность стрельбы при этом сразу увеличивается до 150 км, что может представлять непосредственную угрозу Крыму и приграничным российским областям.

Насколько эффективно российская ПВО сможет справиться с планирующими американскими бомбами GLSDB, «МК» рассказал экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (округ ПВО Москвы) полковник в запасе Сергей Хатылев.

Для начала о том, что известно об этом оружии. Бомбу GLSDB, разработанную фирмой «Боинг», называют всеракурсной, так как она способна подходить к уничтожаемому объекту — как стационарному, так и движущемуся — с любого ракурса, используя головку самонаведения.

GLSDB — сочетание бомбы GBU-39 (SDB) диаметром 227 мм и ракетного двигателя М26. Вес заряда — 16 кг. Запускать с наземных установок РСЗО эту бомбу можно целыми пакетами, что, по мнению специалистов, существенно усложнит работу нашей ПВО. Наводится бомба GBU-39 по сигналам GPS и, как утверждают, способна пробивать бетонные укрепления толщиной до 90 см.

— Безусловно, сочетание в едином боеприпасе давно известной авиационной планирующей бомбы и ракетного двигателя — неплохая инженерная находка, позволяющая использовать этот тандем с пусковой установки «Хаймерс», — считает полковник Хатылев. — Однако возможности борьбы с этим оружием у нас есть, а в перспективе будут выработаны еще и дополнительно.

Заявленные американцами характеристики по дальности GLSDB в 150 и даже 180 километров — это пока лишь желаемый результат. Теоретически возможный. Испытания, проводившиеся по уничтожению морских целей, подтвердили дальность только в 130 километров, что тоже немало.

Ракетный двигатель М26.
© topwar.ru
Ракетный двигатель М26.

В целом испытания этих боеприпасов еще не закончены. Но американцы собираются запустить их производство уже в январе и получить какое-то количество GLSDB к весне, видимо, чтобы продолжить испытания в реальных боевых условиях на Украине, которая уже официально превратилась для них в испытательный полигон.

В любом случае дальность систем «Хаймерс» в 90 км благодаря поступлению GLSDB сразу увеличится почти в полтора-два раза.

— Чем это нам грозит? Какие должны быть наши ответные действия?

— Прежде всего мы должны все свои тыловые объекты отодвинуть от линии соприкосновения на дальность 150–180 километров. Нам придется понести некоторые затраты, убрав склады техники и вооружения в глубь территории, чтобы противник не смог их обстреливать.

— Будем только прятаться? Бороться никак?

— Ну почему? Бороться с ними можно используя ряд особенностей таких боеприпасов. К примеру, известно, что в старой модификации планирующей бомбы для передачи данных применялись спутниковая навигационная система GPS и интеллектуальная система наведения, то есть это ракета наводилась на цель по известным координатам.

Затем, после 2008 года, была проведена доработка ракеты. Сегодня она имеет тепловую головку самонаведения и канал радиолокационного наведения. А это означает, что мы можем ставить для этого боеприпаса помехи и по каналу радиолокации, и по тепловому каналу головки самонаведения.

— Как это примерно выглядит?

— Примерно так же, как если бы вертолет отстреливал тепловые ловушки, внешне напоминающие фейерверк. Примерно такие же ловушки для этой планирующей бомбы можно отстреливать с земли. То есть уже сейчас можно вырабатывать меры борьбы с этим боеприпасом. И одновременно нужно будет усилить наши системы радиоэлектронной борьбы и ПВО.

Кроме того, известно, что этот снаряд — я называю его так потому, что это и бомба, и ракета одновременно, — будет запускаться по баллистической траектории на максимальную высоту, а дальше уже планировать к назначенной цели по заданным координатам. Об этом пишут американские СМИ.

— Как это может помочь в борьбе с такой планирующей бомбой?

— Получается, цель должна быть заранее задана и координаты ее должны быть известны. То есть эта бомба не ищет сама цель в полете, как это было у них в предыдущих версиях, а идет именно к заданной цели.

Кроме того, известна ее баллистическая траектория на начальном этапе полета. Таким образом, при обнаружении такого боеприпаса мы сразу понимаем, с какой точки он стартует, предположительно можем рассчитать траекторию полета, по которой бомба будет двигаться, и, соответственно, уже примерно понимаем, что является целью удара.

То есть у нас появляется возможность маневрировать, поставить помеху и обстрелять этот боеприпас. Надо понимать, что это не какая-то там выдающаяся система или супероружие. С ней можно проводить меры оперативного тактического и технического характера. Люди у нас везде умные и обязательно придумают необходимые меры противодействия.

— Пишут, что эти бомбы якобы можно будет запускать сразу пакетами, что серьезно осложнит работу нашей ПВО.

— Да американцы говорят, что могут запускать пакеты по 6 и 12 штук. Но четких результатов таких испытаний пока нет. Как себя поведет этот боеприпас при стрельбе пакетами, не ясно.

Их военные аналитики заявляют, что это оружие поставит под удар конкретно север Крыма и сухопутную дорогу на полуостров. Но, товарищи, извините, мы свои комплексы ПВО можем подвинуть куда нам нужно, на 50 километров назад или вперед. Мы можем совершить маневр, поставить комплексы малой дальности. Есть способы и методы борьбы именно с этими ракетами. Их много.

С-300.
© mil.ru
С-300.

Кстати, для украинцев, которые будут их использовать, появляется некоторое противоречие. С применением этого оружия они теряют обычные преимущества системы «Хаймерс», там, где она работает на дальности 90 км. Там у нее есть возможность стрелять с высокой точностью по наземным объектам. И если они полностью переоборудуют эти РСЗО под новую GLSDB, значит, прежние преимущества потеряют.

— А какие российские комплексы способны эффективно противодействовать GLSDB?

— Все, что и раньше. Это и С-300, и С-400, и «Тор», и «Панцирь». Пожалуй, только у старых комплексов типа «Оса» возникнут проблемы. Все остальные могут бороться с этими боеприпасами с такой же эффективностью. Ведь все равно известно, как и с помощью чего они летят к цели, с какими скоростями… Причем я считаю, что скорости этих новых бомб уменьшатся, так как вес боевой части боеприпаса увеличен. Это, скорее всего, повлияет на траектории и скорости полета, облегчив задачу для нашей ПВО.

Реклама
Реклама