Тандем Украина - НАТО: путь к эскалации
Последний саммит НАТО, а также экспресс-туры президента Зеленского в США, Великобританию, Францию и Брюссель подтвердили: коллективный Запад, взявший курс на военную поддержку Киева, намерен лишь повышать эскалацию. О том, к чему может привести такой гибельный курс, рассказывается в статье ветерана войсковой разведки, Героя России Рустема Клупова.
От Союза к прокси-войне
Специальная военная операция на первый (и очень поверхностный) взгляд напоминает локальный вооруженный конфликт между двумя государствами, ограниченный территорией, привлекаемыми силами и средствами и военно-политическими целями. На самом деле, конфликт этот куда более масштабный и далеко выходит за территориальные рамки СВО.
Со стороны Украины, которая для вооруженной борьбы против России и части своего народа задействовала весь военный, экономический, мобилизационный потенциалы, это, конечно, полноценная война. Подготовка к ней началась 30 лет назад, с распадом СССР и реанимацией старого западного проекта «Украина — АнтиРоссия».
Ускорились эти процессы после государственного переворота 2014 года в Киеве, когда новая власть стала пресекать силовым способом, с привлечением экстремистски настроенных националистических элементов, протест русскоязычного населения восточных областей, пожелавшего сохранить свою русскую национальную идентичность.
После того, как в руки банд националистов попало боевое оружие украинских силовых структур, они выступили в роли карателей всех несогласных с установками новой киевской власти. Внутренний гражданский протест перерос сначала в политическое противостояние, а затем во внутренний вооруженный конфликт.
Особенность вооруженного противостояния усугублялась острым экстремистско-националистическим содержанием политики киевских властей, приведшим часть населения Украины к идеалам нацизма.
В то же время вся ответственность за начало внутреннего вооруженного конфликта на Украине лежит на руководстве США и других стран НАТО, поддержавших политически и финансово государственный переворот 2014 года в Киеве. С того времени смысловая и пространственная эскалация вооруженного конфликта только росла и сегодня имеет формат прокси-войны против нашей страны, обнажившей противоречия цивилизационного характера между англосаксами и евроазиатскими народами, населяющими обширные территории России.
То, как шла подготовка Украины к войне, видно по динамике военного бюджета страны. Он вырос с 1,11% ВВП в 2013 году до 9,3% в 2020-м. То есть за 7 лет темпы роста увеличились более чем в 8 раз.
За это время ВСУ приняли на вооружение и поставили в войска целую линейку новых систем. В том числе 500 модернизированных танков; до 150 новых РЛС «Малахит» для войск ПВО; РЛС «Минерал-У» для наведения противокорабельных ракет «Нептун».
Были сформированы дополнительно более 30 танковых батальонов, пять отдельных артиллерийских бригад и один отдельный артиллерийский полк, два батальона оперативно-тактических ракет «Точка-У». В сухопутных войсках количество артиллерийских дивизионов удвоилось.
Были приняты на вооружение и поставлены в войска американские станции контрбатарейной борьбы AN/TPQ-36; 150 пусковых установок противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) и 1200 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Джавелин»; 2000 ПТУР NLAW; 650 ПТРК «Стугна-П» и «Корсар», а также 7000 ПТУР для них и 1600 ПТУР для модернизированного танка Т-64БМ «Булат».
Отремонтированы авиационная и аэродромная техника, взлетно-посадочные полосы и стоянки с укрытиями для боевых самолетов на военных аэродромах. И много чего еще было сделано в интересах повышения боеготовности ВСУ после 2014 года под неусыпным кураторством США и НАТО.
Об этом часто пишут в западной прессе, совершенно не переживая о том, что сами подтверждают свое участие в подготовке Украины к войне под прикрытием Минских соглашений. Как выяснилось теперь, весь этот «мирный переговорный процесс» в рамках Нормандской четверки был камуфляжем для военных приготовлений Киева.
30 лет подготовки
Если рассмотреть сложившуюся военно-политическую обстановку в рамках стратегического и исторического аспекта новейшей истории, то картина выглядит примерно так. В 1946 году началась «холодная» война. О ней объявил Уинстон Черчилль в Вестминстерском колледже, в Фултоне (штат Миссури, США). Экс-премьер Великобритании заявил, что отношения между СССР с одной стороны и США с Великобританией с другой должны строиться на военном превосходстве стран, говорящих на английском языке. Он выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран для борьбы с мировым коммунизмом.
В 1949 году был создан Североатлантический альянс — военный блок НАТО.
«Холодная» война велась капиталистическими странами во главе с США против СССР и государств социалистической ориентации. Причиной противостояния считались идеологические разногласия.
Наличие ракетно-ядерного оружия у обеих сторон несло угрозу взаимного гарантированного уничтожения. И это сдерживало противников от прямого столкновения.
Мы помним, что прецедент применения ядерного оружия был создан американцами в 1945 году в войне с Японией. Пока США единственная страна, применившая ядерное оружие в войне.
Региональные вооруженные конфликты того времени были проявлением «холодной» войны СССР и США. Они проходили на территории третьих стран с применением обычного оружия и с переменным успехом. Это войны в Корее, на Кубе, во Вьетнаме, Анголе, Египте, Афганистане...
Это были полноценные сражения с применением всех самых современных видов вооруженной борьбы, кроме ядерного. В конфликтах совершенствовались обычные вооружения, развивались тактика и оперативное искусство.
Глобальное противостояние завершилось развалом соцлагеря, Варшавского договора и СССР. Впервые со Второй мировой, не без помощи англосаксов, боевые действия были перенесены на территорию стран бывшего СССР, в том числе России. Последствия для нашей страны были настолько сильными, что мы оказались на грани потери суверенитета. Этому способствовало тотальное разграбление государственной собственности.
Затем последовало расширение НАТО. После Мальтийского саммита 1989 года, ознаменовавшего окончание «холодной» войны, альянс присоединил 14 стран и подошел к границам России.
Тем не менее наша страна выдержала удар. Нашла в себе силы навести порядок в внутри, укрепила государственность, проявила решительность в войне «08.08.08» с Грузией, отстояла независимость Южной Осетии и Абхазии. В 2015 году пришла на помощь властям Сирии в борьбе с международным терроризмом.
В декабре 2021 года Россия потребовала прекратить западную экспансию и, после того как это законное требование было проигнорировано, нанесла стратегический контрудар в том месте, где уже было «горячо» и где под угрозой уничтожения находились русские люди.
С точки зрения стратегии мы нанесли удар по ВСУ как передовым войскам НАТО. Сегодня главные силы альянса осуществляют стратегическое развертывание в Восточной Европе.
Конечно, Украина не страна НАТО де-юре, но де-факто она стала главным союзником альянса на восточном направлении с 2014 года. Тогда было принято совместное секретное решение о подготовке ее к войне против России под прикрытием Минских переговоров и под руководством США.
С 2018 года планирование действий Объединенных оперативных сил (ООС) ВСУ на Донбассе проходит под руководством Пентагона. Летом 2022 года США и НАТО полностью взяли на себя планирование операций, обеспечение ВСУ вооружением и боеприпасами, разведывательное, тыловое и техническое обеспечение боевых действий, подготовку кадров и укомплектование специалистами НАТО. Это проявилось в том числе при контрударах ВСУ под Херсоном и Харьковом.
На истощение
Исходя из анализа военно-политической и стратегической обстановки на восточноевропейском театре военных действий, можно сделать вывод, что своими главными долгосрочными целями наш противник определил войну на истощение РФ и нанесение ей такого ущерба, после которого Россия не сможет больше оправиться, преодолеть демографический и экономический кризисы, прекратит существование как федеративное государство.
Война на Украине, по их планам, должна стать триггером развала Российской Федерации, так же, как в свое время война в Афганистане стала, по их мнению, одной из причин развала СССР.
При этом оккупации нашей территории они постараются избежать: им не нужна Отечественная война с предсказуемым результатом, им нужна смена политической власти в России.
В интересах достижения этих целей удары средствами дальнего огневого поражения, вероятно, будут наноситься по военным объектам и административным центрам на всю глубину нашей страны. Украина получит для этого все необходимое оружие. Противник будет стремиться дозированно обеспечивать ВСУ всем необходимым для продолжения вооруженного противодействия Вооруженным силам РФ с задачей нанести критический урон в живой силе и технике, измотать наши войска и создать условия внутриполитической нестабильности.
При этом с потерями Украины США не считаются. Напротив, складывается впечатление, что большое количество потерь с украинской стороны даже приветствуется. Элементы скрытого геноцида со стороны Запада направлены против многонационального населения России.
Помощь США режиму Зеленского идет не от большой любви к Украине, а от огромной ненависти к России. Поэтому эскалация будет нарастать. На смену украинцам придут другие «туземцы», которых не жалко, поляки, румыны, затем дойдет очередь до других европейцев, которых принесут в жертву американской экспансии.
Продолжается развертывание на территории Польши, Румынии, Словакии и стран Балтии трех полнокровных дивизий США, а также всей необходимой инфраструктуры Объединенных ВВС и Объединенных ВМС НАТО.
Отмобилизованы и доукомплектованы две дивизии Войска польского. Одна дивизия проходит формирование. Срок готовности апрель 2023 года.
Постоянно прибывает в польские, прибалтийские и нидерландские порты американская военная техника. Осуществлена переброска самолетов AWACS США в Румынию.
Весной 2023 года в странах Восточной Европы ожидается сосредоточение огромных коллективных сил стран НАТО. Приводятся в высшие степени боевой готовности 9 дивизий НАТО. В том числе соединения и части 5-го армейского корпуса США в составе трех дивизий: бронетанковой, механизированной, воздушно-десантной. Готовятся три польские дивизии, в том числе две механизированные и одна пехотная. Румынию представляют две механизированные дивизии. Кроме того, в готовности многонациональная дивизия «Северо-восток» в составе прибалтийских и английских частей и подразделений.
Налицо все элементы последовательного стратегического развертывания. Применение этих соединений возможно в случае прорыва нашими войсками обороны ВСУ. Другой вопрос, решатся ли на это США и НАТО.
Оценивая потенциальные угрозы, нельзя не отметить и ряд неблагоприятных для НАТО факторов. Во-первых, армии многих европейских стран блока НАТО не боеготовы и разоружены за счет утилизации их вооружения на Украине. Во-вторых, экономический и энергетический кризисы приводят к проявлениям массового недовольства их беднеющего населения.
Далеко не все страны НАТО готовы воевать с Россией. Турция, Венгрия, Хорватия не поддерживают политику альянса в отношении России. К тому же Турция имеет ряд принципиальных противоречий с другими странами альянса, такими, как Греция, Франция, Швеция, США (после попытки государственного переворота в Турции в 2016 году).
Серьезные политические противоречия, способные привести даже к вооруженному конфликту, зреют между Германией и Польшей, где агрессивную позицию занимает Варшава. По мере того, как ее вооруженные силы становятся при помощи США все могущественнее, официальная риторика этой страны по отношению к Германии и России становится жестче.
Мировой военно-политический кризис выражается в обострении религиозных противоречий, активизации старых вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке, Южном Кавказе, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Налицо дестабилизация системы международной безопасности при полной неэффективности ООН и ее Совета Безопасности.
В этих условиях вероятность применения войск НАТО единым фронтом против России не так велика. Можно признать, что прямое военное столкновение между блоком НАТО и Россией маловероятно.
Но, вместе с тем, не исключено столкновение Российских Вооруженных сил с войсками отдельных стран блока НАТО. Например, с войсками Польши, Румынии, Великобритании, Канады, стран Балтии или с объединенными вооруженными силами этих стран в случае создания ими новой антироссийской военной коалиции. В этом случае вслед за солдатами ВСУ на поле боя начнут гибнуть поляки, румыны, канадцы... И все под чутким руководством и при всеобъемлющей помощи США.
Столкновение наших войск с войсками стран НАТО возможно при ряде условий. Например, при попытке объединенных ВВС НАТО оспорить наше господство в воздухе над полем боя или установить бесполетную зону над любой частью Украины или Белоруссии.
Еще одна опасная ситуация возможна на море, в случае если противник попытается войти в территориальные воды РФ, например в Черном, Балтийском, Баренцевом морях или на Тихом океане, чтобы изолировать наш флот в базах. Поводом эскалации может стать выход авианосных ударных групп США и боевых кораблей с управляемым ракетным оружием на дистанцию нанесения ударов по нашей территории.
Вступление сухопутной группировки войск любой страны НАТО на территорию Украины, России или Белоруссии под любым предлогом, даже если они выступят в роли миротворческих сил ООН, тоже потребует соответствующего ответа.
Наиболее вероятные направления действий сухопутных группировок вооруженных сил Польши — Львовское, Брестское и Калининградское. Для армии Румынии это Одесское и Кишиневское направления.
Думаю, войска США и Великобритании будут использоваться для демонстрации решимости и проведения специальных операций молниеносного военно-политического характера. Таких, например, как эвакуация правительства Владимира Зеленского из Украины. В числе других задач — разведывательно-информационное обеспечение и поддержка наземных сил союзников в продвижении на сопредельных территориях. Но этих сил недостаточно для похода на российский Крым.
Важный вопрос — условия применения российской стороной тактического ядерного оружия. Полагаю, это возможно при следующих условиях: вскрытие подготовки противника к нанесению ядерного удара или применению химического или биологического оружия; полный всеобъемлющий разгром наших сил; невозможность достижения поставленных военно-политических целей с применением только обычного оружия по причине явного количественно-качественного превосходства сил противника.
В то же время, надо понимать, что применение тактического ядерного оружия может повлечь цепную реакцию ответных мер противника, при котором переход к ограниченному ядерному конфликту, а затем и к полномасштабному станет неотвратимым.
Мы находимся на этапе цивилизационного развития, который включает отстаивание своих национальных интересов военным способом. Нельзя рассматривать СВО как отдельный локальный эпизод, касающийся только России или Украины. Это, скорее, внутренний российский конфликт, с элементами интервенции со стороны стран Запада. Конфликт, к сожалению, имеет все признаки перерастания в полноценную региональную и мировую войны. При этом возможность применения ядерного оружия какой-либо стороной пока оценивается как маловероятная.