Киевские полеты во сне и наяву

Киевские полеты во сне и наяву

Выпросит ли Украина у Запада авиатехнику
F-16.
© wikipedia.org
Выпросит ли Украина у Запада авиатехнику
' + '' + ' ' + ''+ ' F-16.
16 марта 2023, 10:15
Реклама

Планы поставок Украине истребителей НАТО, о которых много было сказано в последние недели, похоже, постепенно сдуваются. Слово «нет» становится ключевым в ответе Запада на настойчивые требования Киева дать ВСУ самолеты. Недавно президент США Байден в интервью телеканалу ABC News в очередной раз заявил, что американские истребители F-16 Киеву не нужны — кому, как не ему, решать, что украинцам нужно, а что нет?

Правда, в Вашингтоне поначалу и про реактивные системы HIMARS, и про танки Leopard с Abrams говорили примерно так же. Но как только стало ясно, что их поставки выгодны американскому оружейному лобби, все они были сразу включены в очередные пакеты военной помощи Киеву. В том, может ли по аналогичному сценарию развиваться тема поставок Украине западных истребителей, — разбирался «Армейский стандарт».

Пока тема поставки боевых самолетов Киеву с повестки дня не снята. Недавно, к примеру, министр обороны Словакии Ярослав Надь сообщил о скором решении вопроса о поставке Киеву десяти истребителей МиГ-29, которые до прошлого года входили в состав ВВС этой страны. Это, конечно, не американские F-16, но все же почти целая эскадрилья.

Если вопрос поставки западной авиатехники рассматривать не с точки зрения финансовой выгоды, а с точки зрения здравой логики и безопасности в мире, то ответ, безусловно, будет таким: поставки боевых самолетов Киеву приведут к серьезной эскалации украинского конфликта, вплоть до ядерного, и при этом коренной перелом ситуации на фронте в пользу Украины не обеспечат.

Это понимает даже не всегда пребывающий в уме и памяти президент Байден. Именно поэтому в интервью телеканалу ABC News он сказал, что на данный момент он исключает поставки Украине американских самолетов F-16. И тут же уточнил: «Есть вещи, в которых она (Украина) нуждается сейчас, чтобы добиться успеха этой весной и этим летом, переходя к осени. ...Ей нужны танки, ей нужна артиллерия, ей нужна противовоздушная оборона, HIMARS».

Правда, в этой речи Байдена все-таки напрягают некоторые фразы. Такие, как «в данный момент» или «сейчас». То есть надо понимать, что «момент» может ведь и измениться, а «сейчас» сменится на «потом», и тогда история с теми вооружениями, которые поначалу не собирались давать Киеву, но позже все-таки начали поставлять украинской армии, снова может повториться.

И для этого есть предпосылки. Из Вашингтона уже звучат робкие высказывания, что если конфликт затянется, то США все-таки передадут Украине F-16 и тем более не будут препятствовать реэкспорту этих самолетов. В частности, Нидерланды и Польша уже открыто заявляли, что готовы отправить ВСУ свои истребители F-16. А британский премьер-министр Риши Сунак сообщил, что Лондон поддержит те страны, которые передадут Киеву истребители, добавив, что Британия уже занимается подготовкой украинских пилотов к управлению истребителями НАТО.

Артель «Напрасный труд»

В России ряд политиков, оценивая возможность передачи Украине западных самолетов, отметил, что такой шаг будет означать вступление НАТО в открытую войну с Россией. В частности, так считает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Пушков.

Как написал он у себя в telegram-канале, в случае поставки истребителей ВСУ странами НАТО их придется отправлять на Украину вместе с экипажами. Украинские летчики не смогут управлять натовскими самолетами без должной подготовки, для которой потребуется несколько месяцев, если не целый год.

Найти иностранных летчиков-наемников будет не так просто, считает Пушков, так как это товар штучный, в отличие от простых наемников-пехотинцев. А если Запад отправит вместе с F-16 военных летчиков из своих регулярных армий, то это будет означать официальное начало войны НАТО с Россией, чего там пока опасаются.

Кроме летного состава нужны будут и авиатехники по обслуживанию истребителей F-16. В украинской армии их нет.

F-16 в Польше.
© wikipedia.org
F-16 в Польше.

Экс-начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов считает, что подготовить технический и аэродромный состав для ВСУ для обслуживания F-16 будет намного сложнее и дольше, чем летчиков. А потому проще будет воспользоваться уже готовыми натовскими специалистами, что также скрыть невозможно.

Кроме того, говорит генерал, под натовские самолеты потребуется заново оснащать украинские аэродромы. Доставить на них западное оборудование для обслуживания этих самолетов: переходники для топливозаправщиков, передвижные источники питания, заправщики спецжидкостями. И при этом, считает генерал Попов, абсолютно нет никаких гарантий, что в какой-то момент на уже оборудованный по новым стандартам украинский аэродром не прилетит российский «Калибр» или «Герань» и не сровняет с землей все натовские технические навороты.

Организация базирования и обслуживания F-16 выглядит настолько затратно, сложно, а главное, бессмысленно и ненадежно, что в случае появления на вооружении ВСУ этих истребителей было бы куда проще использовать инфраструктуру и аэродромы соседней Польши. Однако это будет означать — о чем российский МИД уже предупредил Запад — непосредственное участие в конфликте со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Именно поэтому ряд военных экспертов уверен, что как бы Зеленский ни просил и ни требовал для Украины западные истребители, получит он в лучшем случае только старые советские.

На последнем издыхании

Мы часто говорим о том, что все последние годы, начиная с 2014-го, Украина активно готовилась к военному противостоянию с Россией. Но, пожалуй, единственный вид ее вооруженных сил, который к началу нашей спецоперации находился в плачевном состоянии, это украинские ВВС, или, как их называют на Украине, — «Повитряни силы». Их обновить Киев так и не успел.

К концу февраля 2022 года украинские ВВС имели на вооружении 43 МиГ-29, 34 Су-27, а также порядка 30 штурмовиков Су-25 и 16 бомбардировщиков Су-24. Все это старые советские машины, возраст которых составлял 30 и более лет.

Страны Восточной Европы — бывшие члены Варшавского Договора, а ныне страны НАТО, после начала спецоперации стали щедро делиться с Киевом своими старыми запасами не только запчастей, но и самолетов, особо это не афишируя. Но все равно за год спецоперации все эти запасы на Украине изрядно истощились.

Советский авиапарк украинских ВВС уже фактически утерян в воздушных боях, уничтожен ударами по аэродромам российскими «Калибрами» и ракетными атаками наших зенитных ракетных комплексов ПВО. Летный состав ВВС ВСУ также основательно выкошен. Сейчас в своей основе это молодые летчики, лишь недавно окончившие летный вуз и имеющие минимальный опыт налета.

Именно поэтому Зеленский так активно напирает на своих западных партнеров, буквально требуя от них поставок самолетов и организации обучения летчиков, без чего авиация ВСУ является фактически небоеспособной. То есть она не сможет обеспечить авиационную поддержку формируемых новых армейских корпусов ВСУ, которые готовятся к анонсированному весеннему наступлению.

Украинские летчики «повитряных сил» ВСУ.
© Соцсети
Украинские летчики «повитряных сил» ВСУ.

Однако, как пишет в своем telegram-канале военный эксперт Илья Крамник, «авиационные поставки Киеву, если предположить их развитие в рамках тех же политических и экономических ограничений, что приняты НАТО сейчас, не будут ни быстрыми, ни масштабными». По его мнению, число свободных и исправных самолетов, которые можно было бы передать, не изымая из частей первой линии, «в Европе стремится к нулю».

А так как для них на Украине нет ни аэродромной инфраструктуры, ни подготовленного обслуживающего персонала, то из того, что Запад готов передать Киеву прямо сейчас, Зеленский может рассчитывать лишь на оставшиеся советские истребители. К примеру, польские или словацкие МиГ-29.

Сливной бачок

Все эти доводы о невозможности поставки западных самолетов Киеву уместны лишь в том случае, если, как было сказано, подходить к этой проблеме с точки зрения здравого смысла. Но война не всегда укладывается в такие смыслы. И в первую очередь потому, что среди причастных к организации боевых конфликтов по всему миру есть немало людей и группировок, зарабатывающих на войне огромные деньги.

Украинский конфликт — не исключение. Всем давно уже понятно, что выгоду от этого кровопролития в центре Европы получают в первую очередь американские оружейные концерны.

Украина давно уже превратилась не только в полигон для испытания нового оружия, но и в сливной бачок для старого. Принцип такой: тот, кто отдает Киеву свое устаревшее вооружение, взамен со временем получает от хозяина новое. Хозяин, естественно, — США, и именно они решают, сколько и какого оружия производить, какова будет его стоимость и кому из членов НАТО оно достанется в первую, вторую и третью очередь.

«Сливному оружейному бачку» — Украине — в этой схеме отводится довольно важная роль. Ведь чтобы какая-то из европейских стран получила на вооружение своей армии новое оружие, нужно под убедительным предлогом избавиться от старого, что не так просто.

Советского Союза нет уже больше тридцати лет, при этом армии восточноевропейских стран — бывших членов Варшавского Договора — нередко до сих пор еще используют старое советское (правда, модернизированное под стандарты НАТО) вооружение, включая самолеты. Чтобы наконец-то от него избавиться и заполучить новое, хорошим поводом стала «братская помощь» Украине.

Боевой самолет — дорогой, высокотехнологичный продукт. Военный заказ на производство партии таких машин хотели бы получить многие оборонные предприятия. Конечно, на это могут рассчитывать лишь те страны, где имеется свое собственное авиационное производство. Это, например, Франция и Великобритания, производившие многоцелевой истребитель 4-го поколения Eurofighter Typhoon.

Однако с нынешними ценами на газ массовое производство боевых самолетов Европе, судя по всему, уже не потянуть — слишком затратно. А вот американскому оборонному комплексу это под силу и сулит громадные прибыли. Значит, если Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Польша и другие европейские страны сплавят в виде помощи Украине старые американские истребители F-16, родом из 80-х годов прошлого века, где они возьмут новые самолеты для своих ВВС? Конечно, в США. Это будут F-35 производства американской военно-промышленной корпорации Lockheed Martin Corporation.

F-35.
© wikipedia.org
F-35.

Новейший стелс-истребитель 5-го поколения принято считать лучшим в мире, но при этом одновременно и самым дорогостоящим оружейным проектом в истории США. На реализацию проекта США затратили баснословные $55,1 млрд. Один час полета F-35 обходится американскому бюджету в $41,9 тыс. (для сравнения: час полета F-16 стоит около $22 тыс.).

Lockheed Martin Corporation стремится снизить закупочную цену этих машин, для чего требуется производить и продавать их как можно больше. И здесь большую помощь как раз могут оказать европейцы, которые своих собственных самолетов с каждым годом выпускают все меньше из-за высоких цен на энергоносители.

Кстати, Польша — та страна, которая одна из первых стоит в списке заказчиков на F-35. Партию из 32 единиц F-35 «Lightning II» на замену истребителей F-16 Варшава должна начать получать в 2026 году. Поляки очень хотели бы ускорить этот процесс, избавившись от старых самолетов, сбагрив их в качестве помощи ВСУ.

Аналогично пытаются действовать и Нидерланды, где на вооружении ВВС из двух сотен F-16 осталось не более 70 штук. Отдать Киеву, предварительно слегка подлатав, свои снятые с вооружения машины — хороший план, чтобы ускорить поставку новых F-35 для своих ВВС. Потому, видимо, именно Нидерланды и Польша оказались в числе тех, кто активно ратует за то, чтобы передать Киеву F-16.

Но пока их энтузиазм не находит полного понимания в США — производитель не успевает за аппетитами ретивых европейцев. И поэтому Байден на бесконечные публичные призывы президента Украины Зеленского предоставить ему F-16 заявляет, что «по мнению наших опытных военных, это ему сейчас не нужно».

Таким образом, Байден считает, что «сливать» на Украину старые F-16 еще несколько преждевременно. Пока. И вряд ли в обосновании такого решения на первом месте стоит забота о судьбе Украины или опасность эскалации конфликта и его расширения на всю территорию Европы. На первом месте здесь явно подразумевается экономический интерес оборонного комплекса США. И как только этот интерес окончательно совпадет с аналогичным интересом политической верхушки ряда европейских стран, то нет сомнения, что настойчивые просьбы Зеленского о поставках Киеву американских истребителей F-16 будут услышаны.

Реклама
Реклама