Иран объявил о покупке в России партии боевых самолетов Су-35. Это многофункциональныt сверхманевренные истребители поколения «4++». О том, что все детали контракта уже «технически согласованы», на днях сообщило информационное агентство IRNA со ссылкой на заявление миссии Исламской Республики при ООН. Прокомментировать эту сделку «Армейский стандарт» попросил российского военного аналитика, директора московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслана Пухова.
О том, какое именно количество самолетов собирается приобрести в России Иран, в представительстве миссии ООН не сообщили. Однако там напомнили, что в соответствии с резолюцией 2231 Совета Безопасности ООН запрет на продажу обычных вооружений Ирану с октября 2020 года снят, и потому ничто не мешало Исламской Республике заключить сделку на покупку истребителей Sukhoi-35.
Как сообщил агентству Tasnim член комиссии по национальной безопасности и внешней политике исламского совета (парламента) страны Шахриар Хейдари, первую партию этих самолетов Тегеран получит уже в конце марта.
Самолет Су-35 предназначен для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей, находящихся на значительном удалении от аэродрома базирования. Применяется для поражения объектов важной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО.
Истребители Су-35 не раз применялись во время спецоперации на Украине, о чем сообщали официальные лица военного ведомства.
— Иран более 40 лет находится под жесткими западными санкциями, — говорит Руслан Пухов. — Именно поэтому самолеты боевой авиации он мог покупать только в России либо в Китае. Долгое время Россия сама колебалась относительно поставок вооружения Ирану, поддаваясь давлению Запада. Однако сейчас, учитывая ту поддержку, которую нам теперь оказывает Иран, Россия отбросила все сомнения и приняла решение продать Тегерану эти самолеты.
— Почему именно истребители Су-35, а не какие-то другие машины?
— Иран выбрал самый современный наш самолет, который сейчас мы экспортируем, — Су-35. Это, безусловно, усилит иранские ВВС. Иранцы летают либо на еще советских самолетах типа МиГ-29, которые они закупили в начале девяностых, либо еще на старых американских машинах, купленных еще при иранском шахе до 1979 года. Иранцы самыми разными способами с огромным трудом пытаются поддерживать их летную годность. Но все-таки с каждым годом делать это становится все трудней.
— Сообщается, что первая партия самолетов будет получена Ираном уже в конце марта. Не окажется ли для нас самих это слишком накладно? Нам ведь самим сейчас очень нужны самолеты для проведения спецоперации на Украине.
— Да, самолеты нам действительно нужны. Однако основная нагрузка во время проведения спецоперации ложится все-таки не на истребители Су-35, которые предназначены для несколько других задач. Но главное здесь то, что применение таких современных самолетов, как Су-35, в зоне спецоперации ограничивается наличием количества высокоточного оружия. Крайне глупо было бы самолет Су-35 стоимостью в несколько миллиардов рублей использовать для того, чтобы опускаться на нем до высоты в 800 метров и сбрасывать с него неуправляемые бомбы. Он явно предназначен не для таких задач. К тому же у ВСУ на вооружении имеется большое количество переносных зенитных ракетных комплексов, и было бы неоправданно рисковать таким самолетом.
Кроме того, по слухам, — эта пока не подтвержденная информация — Су-35, которые продают Ирану, изначально были изготовлены для Египта. Однако Египет под давлением США отказался их покупать. Так что эти самолеты, предназначенные для Ирана, это не те машины, которые пришлось изымать из каких-то запасов наших Вооруженных сил. Они не были построены в условиях и для использования в период специальной военной операции. Скорее, все происходит в рамках той самой нашей знаменитой пословицы: не было бы счастья, да несчастье помогло.
Справка «АС»
Су-35 — глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++». Су-35БМ — первоначальное название программы модернизации самолета Су-27 — «большая модернизация». В дальнейшем пошел в серию как Су-35. В варианте Су-35С использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги. Су-35С совершил первый полет в феврале 2008 года.
Боевая нагрузка самолета — 8000 кг, куда входит вооружение из ракет «воздух–воздух» средней, малой и большой дальности, а также ракет «воздух–земля» большой дальности, противокорабельных ракет, высокоточных и неуправляемых боеприпасов.