Взрыв, погубивший надежду

Взрыв, погубивший надежду

В апреле 1904 года погиб выдающийся русский флотоводец вице-адмирал С.О.Макаров
Гибель броненосца «Петропавловск» (картина А.В. Ганзена).
© Соцсети
В апреле 1904 года погиб выдающийся русский флотоводец вице-адмирал С.О.Макаров
' + '' + ' ' + ''+ ' Гибель броненосца «Петропавловск» (картина А.В. Ганзена).
17 апреля 2023, 11:38
Реклама

13 апреля (по новому стилю) 1904 года недалеко от крепости Порт-Артур подорвался на японской мине и затонул эскадренный броненосец «Петропавловск». Вместе с флагманским кораблем русской Тихоокеанской эскадры погибли большая часть его команды и знаменитый художник-баталист Василий Верещагин. Тяжелой потерей для России стала и гибель находившегося на борту броненосца легендарного вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Эта трагедия во многом предопределила последовавшую катастрофу русского флота в той войне. Статья «Армейского стандарта» — о взрыве, погубившем надежду на победу.

Теоретик и практик

В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года, еще до официального объявления Японией войны России, вражеские миноносцы внезапно атаковали корабли нашей Тихоокеанской эскадры, беспечно стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура без боновых заграждений и без соблюдения светомаскировки.

С.О. Макаров (портрет неизвестного автора).
© Соцсети
С.О. Макаров (портрет неизвестного автора).

Находившийся тогда в Кронштадте вице-адмирал С.О.Макаров предвидел подобное развитие событий. Узнав, что эскадра остается ночами на внешнем рейде, он немедленно отправил в Порт-Артур срочную телеграмму. В ней Макаров указал на недопустимость столь пренебрежительного отношения к мерам безопасности. К сожалению, телеграмма дошла до адресатов только утром 9 февраля, уже после того, как наши лучшие броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан» получили торпедные попадания.

Через месяц Степан Осипович, назначенный командовать эскадрой, прибыл в блокированный пока только со стороны моря Порт-Артур. С ним приехал талантливый инженер-кораблестроитель Николай Кутейников. Благодаря этому ремонт поврежденных торпедами кораблей заметно ускорился. Еще более важным обстоятельством стало то, что на невиданную прежде высоту поднялся боевой дух русских моряков-тихоокеанцев.

Н.Е. Кутейников.
© wikipedia.org
Н.Е. Кутейников.

Имя Макарова давно уже было овеяно легендами. Он являлся признанным авторитетом не только для российской, но и для мировой военно-морской науки. При этом он был не только известным теоретиком, а еще и опытным практиком. Сражаться под командованием Макарова почитали за честь все наши офицеры и матросы.

Эскадра стала регулярно выходить в море и вступать в перестрелки с врагом. Дать японцам генеральное сражение с надеждой на успех без двух сильнейших броненосцев пока не представлялось возможным, однако в скоротечных боях приобретался необходимый для личного состава опыт и отрабатывались практические навыки. Макаров готовил подчиненных к активным действиям, и нет никаких сомнений в том, что добился бы своей цели — превратить эскадру в единый организм, способный успешно биться с врагом не на жизнь, а на смерть.

Черный день русского флота

Японские миноносцы регулярно ставили по ночам мины на внешнем рейде Порт-Артура. Наши моряки столь же регулярно эти мины тралили. В общем, это была рутинная боевая работа. После траления наша эскадра выходила на чистую воду и, описав «восьмерку», возвращалась во внутреннюю гавань.

Эскадренный броненосец «Петропавловск».
© wikipedia.org
Эскадренный броненосец «Петропавловск».

Небольшой район плавания не позволял особо разнообразить маршрут движения кильватерной колонны русских кораблей. И противник, проявив наблюдательность, этим обстоятельством воспользовался. Минный транспорт «Корю-мару» выставил 48 мин на обычном пути следования нашей эскадры…

13 апреля Макаров в очередной раз вывел все свои броненосцы и крейсера в море. На обратном пути примерно в точке пересечения линий «восьмерки» шедший головным флагманский броненосец «Петропавловск» наскочил на мину. Взрыв одной мины был опасен, но далеко не обязательно смертелен для большого военного корабля. Случилось, однако, наихудшее из того, что могло произойти, — сдетонировал боекомплект, находившийся в погребе. От взрыва страшной силы броненосец затонул в считаные секунды.

Гибель броненосца «Петропавловск».
© wikipedia.org
Гибель броненосца «Петропавловск».

Степан Осипович в момент взрыва находился на мостике и сразу погиб, сраженный осколками. Недалеко от него находился Василий Верещагин, как обычно писавший этюды для батальных полотен в обстановке реальных боевых действий. Автор многих картин, известнейшей из которых является, пожалуй, «Апофеоз войны», ушел из жизни как настоящий воин. Верещагин на многих полотнах живописал ратный труд простых русских солдат, не боялся находиться под обстрелами, и в смерти своей разделил участь сотен матросов и офицеров, погибших вместе с «Петропавловском».

Если просто сказать, что в тот день русский флот и Россию в целом постигла ужасная трагедия, то это будет совершенно недостаточным отражением сути случившегося. Как вскоре оказалось, вместе с Макаровым погибла надежда на победу в войне с японцами на море.

За «Петропавловск» наши моряки всего через месяц с небольшим отплатили врагу сторицей — 15 мая в минную ловушку, мастерски выставленную на пути японской эскадры командой минного заградителя «Амур», угодили сразу два японских броненосца — «Хатсусе» и «Яшима». Первый затонул всего через 50 секунд после взрыва, второй не смог добраться до берега на буксире и тоже пошел ко дну.

Памятник С.О. Макарову в Кронштадте.
© wikipedia.org
Памятник С.О. Макарову в Кронштадте.

Месть за погибший русский корабль свершилась, но, увы, это было слабым утешением, ибо не было у России второго Макарова. После гибели Степана Осиповича Тихоокеанская эскадра стала неким малоактивным придатком к Порт-Артурской крепости, что в итоге привело к ее затоплению в гавани. Так порой гибель одного человека может повлиять на ход всей войны…

Реклама
Реклама