Ту-160. Реинкарнация

Ту-160. Реинкарнация

Общественный совет при Минобороны побывал на заводе, где создают стратегические ракетоносцы
Владимир Путин наблюдал за демонстрационным полётом нового Ту-160М «Петр Дейнекин».
© kremlin.ru
Общественный совет при Минобороны побывал на заводе, где создают стратегические ракетоносцы
' + '' + ' ' + ''+ ' Владимир Путин наблюдал за демонстрационным полётом нового Ту-160М «Петр Дейнекин».
18 апреля 2023, 09:27
Реклама

Гордость отечественного авиастроения и ужас противника — стратегический ракетоносец Ту-160. Эти носители ядерных ракет способны достать до любой точки земного шара. И все эти стальные птицы, которых за красоту форм называют «белые лебеди», построены на Казанском авиазаводе.

Общественный совет при Минобороны РФ побывал на стратегическом предприятии, где создают удивительные машины, ломающие законы природы. Корреспондент «Армейского стандарта» сопровождал общественников в поездке.

Великолепная машина

Справка «АС»

Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова — одно из крупнейших самолетостроительных предприятий страны. Завод выполняет ремонт и модернизацию ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-160, производит самолеты специального назначения Ту-214 для Управления делами Президента России, Минобороны, Федеральной службы безопасности.

Попасть на авиазавод с улицы невозможно. Это стратегическое предприятие, которое работает под бдительным оком службы безопасности, мимо которой не проскочит даже мышь. По заводской территории перемещаемся на микроавтобусах. Здесь, похоже, никто не перемещается пешком — масштабы аэродромные.

Делегацию встречает директор программы «Ту-160» Вадим Королев. Он будет нашим гидом при посещении цехов и ангаров. В первую очередь всех интересует, конечно, могучий Ту-160.

Пять минут на микроавтобусе, и вот уже мы на месте. Под ногами провода, в воздухе пыль, в ушах — шум работающих инструментов. В ангаре пахнет грандиозной стройкой. И вот оно, детище завода, — Ту-160.

Владимир Путин с директором завода Николаем Савицких.
© kremlin.ru
Владимир Путин с директором завода Николаем Савицких.

— Какой же он красивый! — невольно вырывается восторг при виде огромного самолета.

— Это правда. Он очень красивый, — понимающе поддерживает Вадим Королев. — Мне посчастливилось общаться с главным конструктором этого самолета Валентином Ивановичем Близнюком, который, к сожалению, умер три года назад...

Вадим вспомнил трогательный момент, который, по-моему, ярко демонстрирует, с какой любовью создавался самолет:

— Как-то захожу по рабочему вопросу в кабинет к Валентину Ивановичу. А он стоит у чертежа главного вида с закрытыми глазами и водит руками по рисунку, будто гладит... Я на цыпочках вышел из кабинета, чтобы не мешать. Машина и вправду получилась великолепная.

Сейчас Ту-160 переживает второе рождение. Первую партию из нескольких десятков самолетов выпустили лет 30 назад. Но не так давно поступил приказ: возобновить производство модернизированных самолетов. А это значит, надо по новой осваивать подзабытые технологии, например, технологию титановой сварки. Но заводчане справились.

Первый модернизированный Ту-160 новой серии пока еще в строительных лесах и не покрашен — его вернули в ангар на штатную доработку. На самом верху, на высоте в несколько этажей, трудятся механики — нам видны облепившие машину фигуры.

Сопровождающий нас специалист разрешает с «правильного» ракурса сделать фотографию на память и подняться по лесам, чтобы рассмотреть кабину. Кабину, кстати, фотографировать категорически запрещено — это уже гостайна.

Чтобы забраться на Ту-160, нужно преодолеть несколько лестничных пролетов — примерно как на третий этаж жилого дома. Наверху суета. На носу рабочие колдуют возле топливозаправочной штанги. В полете с ее помощью ракетоносец может получить топливо от летающего танкера.

Оглядываюсь назад и понимаю, насколько грандиозен самолет, — его хвост едва виднеется вдали. Длина самолета от носа до киля — больше пятидесяти метров.

— Вообще, весь самолет — это большой топливный бак. Взлетный вес машины 271 тонна, из них 180 тонн занимает топливо полной заправки. Его хватает на 12 часов полета. И еще полезная нагрузка — два «барабана» с шестью ракетами каждый, — объясняет причину габаритов самолета директор программы стратегического ракетоносца.

© kremlin.ru

Пока мы крутимся у кабины, сзади подходит человек в черном пальто и вежливо просит удалить фотографию, которая была сделана минут десять назад.

— Но нам же разрешили!..

— Удалите, пожалуйста, — тихо и уверенно повторяет просьбу сотрудник безопасности завода, которому виднее, что можно фотографировать, а что должно остаться за кадром.

Возможно, раньше самолет и можно было бы сфотографировать, но сейчас, в условиях проведения СВО, бдительность повышенная.

Так, по словам сотрудников завода, всю технику в рамках «антидронных мероприятий», рассредоточивают и не держат в одном ангаре. Кроме того, здесь не недооценивают противника и понимают, что тот же чужой дрон может прилететь и атаковать новые машины в любой момент. Поэтому самолеты дорабатываются в крытых, защищенных помещениях.

Справка «АС»:

Рекорды Ту-160.

В 2008 году стратегические ракетоносцы Ту-160 установили два рекорда во время перелета с авиабазы Энгельс в Венесуэлу и обратно. Маршрут полета проходил над нейтральными водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Бомбардировщики прибыли в Венесуэлу 10 сентября, совершив 13-часовой беспосадочный перелет. На борту Ту-160 ядерного оружия не было.

Впервые на самолете Ту-160 продолжительность полета составила более 15 часов, впервые дозаправка топлива в полете была выполнена в районе Великобритании, где самолеты приняли на борт по 25 тонн горючего. Экипажи самолетов осуществили ночную дозаправку в воздухе с помощью танкеров Ил-78. Процесс происходил на высоте несколько тысяч метров на огромной скорости.

А в 2009 году российские стратегические ракетоносцы Ту-160 впервые совершили посадку в Южно-Африканской Республике. «Стратеги» за 13 часов преодолели 11 тыс. км. Во время своего путешествия ракетоносцы пролетели над акваториями Каспийского и Аравийского морей, а также над Индийским океаном. Находясь в пути, они также выполнили дозаправку.

Единственная в мире технология

Рассмотрев самолет вблизи, быстрым шагом двигаемся вперед, минуя один ангар за другим. В лабиринтах завода без сопровождающего можно легко потеряться.

— Мы с вами видели первый самолет. Второй также уже собран. Третий в производстве. А еще у нас заказ на десять таких машин, — рассказывает наш сопровождающий. — На всех них, так же как и на дальнем бомбардировщике Ту-22М3, более чем на 90% заменен состав оборудования. Все полностью новое. Радиоэлектроника также меняется полностью. В связи с этим боевая эффективность самолета превышена более чем в два раза.

О том, что конкретно поменяется в самолете, тут не распространяются — тоже тайна. Знатоки говорят, что самолет будет менее заметен для радаров противника благодаря специальному покрытию. С этой же целью экранируются некоторые узлы двигателей, а на остекление кабины монтируются сетчатые противорадиолокационные фильтры.

Ту-160М2 будет менее досягаем для систем ПВО противника. Главным образом за счет сверхзвукового высотного полета или полета на крейсерской скорости у земли.

Владимир Путин наблюдал за демонстрационным полётом нового Ту-160М «Петр Дейнекин» с министром обороны Сергеем Шойгу.
© kremlin.ru
Владимир Путин наблюдал за демонстрационным полётом нового Ту-160М «Петр Дейнекин» с министром обороны Сергеем Шойгу.

Благодаря новым двигателям самолет сможет достигать высот более двадцати километров. Все это в совокупности делает Ту-160 очень сложной целью для американского зенитного ракетного комплекса Patriot.

Строительство такого великана требует и сил гигантских. На одной машине занято до 300 сотрудников. График работы напряженный — либо две продленные смены по 12 часов, либо три смены по 8 часов.

Цикл строительства одного самолета несколько лет. Сначала — создание планера, затем — установка оборудования, рассказывают сотрудники.

Фюзеляж, крыло, шасси — все из отечественных материалов. Поставщики электронной компонентной базы тоже есть, с ними сейчас работают.

Достижение мирового уровня — это восстановленная электронно-лучевая сварка самого твердого и легкого металла — титана. Без этой сварки, уверяют на заводе, было бы невозможно создать такую машину, как Ту-160. Титан, как известно, невозможно варить на воздухе — металл начинает гореть. Поэтому сварку можно осуществлять только в вакууме.

— Электронно-лучевая сварка в вакууме — наша гордость. Никто не верил, что такую технологию вообще можно восстановить, но у нас это получилось. В мире всего две такие установки. Одна маленькая опытная стоит в Москве, вторая — у нас на заводе, — рассказывает Вадим Королев.

Если честно, то далекий от авиастроения человек может пройти мимо уникальной камеры электронно-лучевой сварки в вакууме. На вид ничем не примечательный ангар. Однако без него «Белый лебедь» не смог бы взлететь.

— По большому счету без электронно-лучевой сварки в вакууме не было бы и самолета. Потому что основные силовые агрегаты — из титана. Вакуум, кстати, у нас в очень высокой степени, близкой к космосу, — рассказал Вадим Королев.

Наш экскурсовод, что называется, на пальцах объясняет технологические секреты. Итак, «хребтом» бомбардировщика Ту-160 является центральная титановая балка — это основной силовой элемент самолета, на который «вешается» все остальное — крыло, шасси, хвост, пилотская кабина. Для их крепления как раз и нужна эта уникальная технология сварки в вакууме.

Во время беседы с работниками Казанского авиационного завода имени С.П.Горбунова.
© kremlin.ru
Во время беседы с работниками Казанского авиационного завода имени С.П.Горбунова.

В 90-е она была практически утеряна. Однако после того, как в военном ведомстве поставили задачу восстановить Ту-160, смогли снова запустить в дело.

Во времена СССР разработкой уникальной технологии занимались 25 научно-исследовательских институтов, в том числе и киевский Институт сварки имени Патона.

— В судостроении есть такие же установки для сварки отсеков подлодок. Правда, они маленькие. У нас же самая большая установка в мире, больше ни у кого нет, — заверили нас.

Молодежь

В цехах завода много молодежи. В кабине Ту-160, на которую мы забирались, самым возрастным был механик на вид не больше 50 лет.

— Действительно, молодежи очень много. С одной стороны, это вселяет оптимизм, с другой — молодые люди в силу возраста не могут быть опытными работниками, — поделился Вадим Королев.

По его словам, сотрудники 24–26 лет в основном трудятся в сборочных цехах, в механических цехах уже спецы постарше.

— Но опять же молодежь работает на станках с числовым программным управлением, а вот на универсальном оборудовании — в основном «старички», потому что молодые люди уже не умеют.

Наш сопровождающий, пока мы быстрым шагом двигаемся по ангарам, рассказывает, что молодых ребят начинают отбирать едва ли не со школьной скамьи.

— Мы начинаем отбирать свои будущие кадры со школы, через олимпиады, смотрим, выбираем самых способных. Затем они вне конкурса попадают на бюджетные места в авиационные институты. Мы их сопровождаем, все это время следим за их успехами, они проходят у нас практику. А потом выпускники приходят к нам на завод или на другие авиационные предприятия.

На заводе довольно приличная, даже по московским меркам, средняя заработная плата. И если раньше молодежь стремилась за легкими деньгами, даже устраиваясь на работу не профилю в торговлю или банки, то сейчас ситуация начинает потихоньку меняться.

С работниками Казанского авиационного завода имени С.П.Горбунова
© kremlin.ru
С работниками Казанского авиационного завода имени С.П.Горбунова

Кроме того, в филиалах в Самаре, Ульяновске, Таганроге, Москве завод старается держать зарплату процентов на 10 больше, чем средняя в регионе, чтобы у людей сохранялся интерес к крайне важной и увлекательной работе.

Военный эксперт Алексей Леонков:

— Отечественным авиаконструкторам удалось возродить авиастроительную отрасль, которая когда-то у нас была передовой. Во-первых, удалось восстановить технологию производства центральной балки Ту-160, которая идет вдоль всего фюзеляжа, — это основная конструктивная деталь. Благодаря ей получился такой изящный самолет, который несет бомбовую нагрузку или крылатые ракеты с обычной или специальной частью.

Кроме того, доработан двигатель — он стал более экономным. На Ту-160 также поставили комплекс РЭБ, который будет защищать самолет от ракет противника. В принципе, самолет стал более цифровым благодаря таким вещам.

Обновленный вариант самолета может брать больше топлива, чуть экономичнее двигатель, ну и его характеристики в целом улучшились. Но самая главная особенность Ту160 в том, что он может поддерживать скорость более двух чисел Маха (1 Мах — скорость звука на определенной высоте. — «АС») в крейсерском полете в течение 45 минут. Ни один бомбардировщик в мире такого делать не может.

Кроме того, у него есть возможность дозаправляться в воздухе. Дозаправка в воздухе позволяет продлить автономный полет. Ту-160 могут выйти на боевое дежурство в районе Тихого океана. Там будет летать пара ракетоносцев, имеющих на борту оружие, о котором супостат не догадывается, и периодически дозаправляться в воздухе.

Дозаправка в воздухе — это такой важный элемент, который увеличивает дальность и время полета самолета. У Ту-160 устройство для дозаправки находится в носовой части. Это специальная разработка, которая позволяет «стратегу» запитываться от самолетов-заправщиков Ил-78.

Церемония подписания государственного контракта между Министерством обороны и ПАО «Туполев».
© kremlin.ru
Церемония подписания государственного контракта между Министерством обороны и ПАО «Туполев».

Сейчас у нас выпускаются новые Ил-76 и Ил-78 с двигателями ПС-90. Обновленный танкер может нести запас авиационного топлива в 60 тонн. Он может «скинуть» их Ту-160, и тот на 60 тоннах будет летать еще очень долго.

Запланировано, что Ту-160М, а потом Ту-160М2 станут нашими основными стратегическими бомбардировщиками. Общее количество самолетов к 2040 году должно составлять 66 единиц.

Модернизированные Ту-160 уже участвовали в специальной военной операции и наносили по важным объектам удары ракетами Х-555, Х-101. Находясь еще на территории Российской Федерации, не входя в зону действия ПВО противника, они запускали эти ракеты, которые точно попадали в цель. И украинская ПВО ничего не могла с ними сделать. Несмотря на то что противник утверждал, что ракеты якобы сбили. Ничего подобного. Все ракеты долетели до цели и попали в нее.

Реклама
Реклама