Мы верили, что мир возможен
В июне 1973 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, фактический лидер советского государства, впервые посетил США. За год до этого визит в СССР нанес американский президент Ричард Никсон. Лидеры двух сверхдержав в ходе этих поездок подписали несколько важных документов, официально остановивших гонку ядерных вооружений. Это дало основание находившемуся в США советскому генсеку 24 июня во всеуслышание заявить, что с «холодной войной» навсегда покончено. Весь мир вздохнул с облегчением. Угроза ядерного апокалипсиса, дамокловым мечом висевшая над человечеством, перестала ужасать своей реальностью. Случилось это 50 лет назад. С тех пор многое изменилось. Советского Союза давно уже нет, а человеческая цивилизация вновь стоит на краю пропасти взаимного ядерного уничтожения…
Без оглядки на идеологию
26 мая 1972 года в Москве во время визита Ричарда Никсона в СССР было подписано соглашение «Об ограничении стратегических вооружений», ставшее широко известным под аббревиатурой ОСВ. Составной его частью являлся Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).
Ответная поездка Леонида Брежнева в США стала логическим завершением начатого в Москве продуктивного диалога, ограничившего у обеих сторон общее количество баллистических ракет и пусковых установок для них на уровне 1972 года. Это соглашение стало возможным из-за понимания мировыми державами полной бесперспективности дальнейшей гонки ядерных вооружений.
Дело в том, что к 1973 году перестало быть важным, где именно базируются советские ракеты. Потребность размещать пусковые установки в Западном полушарии (например, на Кубе, как в период Карибского кризиса октября 1962 года), для того чтобы зона поражения перекрывала всю территорию США, окончательно отпала. К концу 60-х годов ХХ века дальность полета баллистических ракет исключила наличие на планете точек, недостижимых для их смертоносных боеголовок, мощность которых исчислялась уже мегатоннами в тротиловом эквиваленте.
С 1968 года СССР ежегодно развертывал по 200 новых баллистических ракет, а количество ядерных боеголовок у двух сверхдержав в 1972 году превысило отметку в 40 тысяч! Примерно равное их число у обеих сторон упразднило американское превосходство в оружии массового поражения, которое «ястребы» из Пентагона всерьез намеревались использовать в случае конфликта между НАТО и Организацией Варшавского Договора.
Правящие круги США осознали невозможность победы в ядерной войне и огромную опасность колоссального разрушительного потенциала, которым обладали две сверхдержавы. Сценарий гибели человеческой цивилизации из-за какой-то непредвиденной случайности отнюдь не был фантастическим.
Ричард Никсон, оставаясь рьяным антисоветчиком, тем не менее относился к числу людей здравомыслящих. Кроме того, большое влияние на него имел Генри Киссинджер (поныне здравствующий), занимавший тогда должность госсекретаря США и выражавший интересы глобальной финансовой элиты. А элита эта в случае ядерного апокалипсиса теряла больше всех остальных.
Сложившаяся ситуация диктовала необходимость отбросить идеологические разногласия и создать основу для прочного мира между сверхдержавами. На этом был сделан главный акцент в ходе визита Брежнева в США. Более того, стороны пришли к историческому соглашению о предотвращении ядерной войны, договорившись сообща предупреждать угрозу ядерного конфликта не только между СССР и США, но и между третьими странами.
Лидеры двух держав подчеркнуто демонстрировали миролюбие. Наряду с официальными они провели несколько встреч в неофициальной дружеской обстановке, порой даже откровенно играли на публику, изображая полное взаимопонимание. Апогеем всех мероприятий стало 47-минутное выступление Леонида Брежнева по американскому телевидению, в котором он с большим удовлетворением заявил о том, что «холодная война» окончена. Прозвучало заявление 50 лет назад, 24 июня 1973 года, за день до окончания визита…
Прагматичность против наивности
Ошибался ли наш «дорогой Леонид Ильич», говоря об окончании «холодной войны»? Вряд ли. На тот момент он, пожалуй, был абсолютно прав и искренен. Ядерную гонку удалось остановить, а отношения между СССР и США на какое-то время заметно потеплели. Иное дело, что все мы, советские граждане, посчитали такие изменения началом новых реалий, в которых никогда больше не будет непримиримых врагов и неразрешимых противоречий. Увы, мы были очень наивны…
А американцы, всегда отличавшиеся прагматизмом, смотрели на события тех лет как на сделку. Да, тогда это было им выгодно, но после, когда результаты подрывной работы их спецслужб в странах бывшего соцлагеря стали давать плоды и когда власть в СССР оказалась в руках человека, явно не способного управлять огромной страной, они без зазрения совести отказались от всех своих обещаний, данных Брежневу, а потом и Горбачеву. Их прагматичный до цинизма подход можно выразить словами нашей поговорки: обещать – не значит жениться.
Подрывная работа против СССР после заключения исторических соглашений отнюдь не прекратилась. Лишившись преимущества в ядерных вооружениях, правящие круги США пошли другим путем. Они не только не ослабили, но даже значительно усилили натиск на идеологическом фронте. Потепление отношений между странами способствовало этому. Граждане нашей страны искренне поверили в возможность не просто мирного сосуществования, а и сотрудничества с американцами в самых различных областях.
Именно в этот период была реализована космическая программа «Союз – Аполлон» («Рукопожатие на орбите»). В 1974 году МОК принял решение провести Олимпиаду-80 в Москве. В крупных советских городах прошли американские выставки. В продаже появились джинсы и т.д. Образ врага сменился образом чем-то похожего на нас, неплохого простого американского парня, который, как и мы, стремится к миру, сотрудничеству и дружбе.
На этом фоне вещание на СССР умело и тонко сочетавших правду с ложью радиостанций «Свобода», «Свободная Европа», «Радио Монте-Карло» и «Немецкая волна» находило все более живой отклик у «продвинутой» советской молодежи и интеллигенции, сея в доверчивых умах семена когнитивного диссонанса.
…А потом случился ввод наших войск в Афганистан. Сегодня мало кто готов спорить с тем, что это был глубоко ошибочный шаг «кремлевских старцев». Но давно не является секретом также и то, что американские спецслужбы приложили немалые усилия, чтобы спровоцировать принятие ими такого решения. Оно дало великолепный повод администрации Рональда Рейгана развязать новую «холодную войну» и начать новый виток гонки вооружений, спасший американскую промышленность от начавшегося большого кризиса. У нас же подлинный кризис наступил в умах с приходом к власти Горбачева. Это стало началом конца СССР и переходом к однополярному миру…
Когда в начале 90-х США остались единственной в мире сверхдержавой, у них появился уникальный шанс закрепить такое положение дел на многие десятилетия, может, даже на века. Но их не прельстила роль справедливого гегемона, которая в долгосрочной перспективе была бы им очень выгодна. Они купились на принцип «всё и сейчас», без всякого стеснения ускорив темпы ограбления остального человечества. Этим они занимались с начала ХХ века, на этом сказочно разбогатели и посчитали, что остановить их более никто не в силах и так будет теперь всегда.
Они явно не ожидали, что Россия возродит свое военное могущество, а Китай проснется от двухвековой спячки и потеснит их в экономическом доминировании на планете.
Теперь они спохватились и пошли ва-банк, невзирая даже на угрозу мировой ядерной войны, вновь ставшей сегодня более чем реальной. И, судя по оглашенной ими доктрине «обезглавливающего удара», они надеются в этой войне победить!
Завершившиеся 23 июня масштабные военные учения НАТО с задействованием в них сотен самолетов, способных нести ядерное оружие, и одновременным выходом в открытое море почти всех подводных ядерных ракетоносцев — наглядное тому подтверждение.
В этой связи очень хотелось бы, чтобы наша дипломатия отреагировала на столь грандиозную провокацию чем-то более категоричным, чем очередное «выражение озабоченности», и напомнила коллективному Западу о том, что мир, в котором нет места для России, нам не нужен!