Не перестающий удивлять
В Книгу рекордов Гиннесса Т-72 вошел как самый массовый танк второго поколения — было выпущено около 30 тысяч(!) машин. Кроме нашей страны по лицензии его производили в пяти странах — Индии, Ираке, Польше, Чехословакии и Югославии. Это тоже показатель качества и доказанной эффективности. Еще убедительнее тот факт, что Т-72, вернее, его современные модификации, до сих пор в строю и достойно воюют в ходе специальной военной операции.
В поисках замены
Впервые Т-72 — тогда еще новинку увидел на стажировке в 1-й гвардейской мотострелковой Пролетарской Московско-Минской дивизии в Калининграде. Впечатления сохранились до сих пор: в парке боевых машин эти танки стояли рядом с моими самоходными артиллерийскими установкам (САУ) «Акация» и выглядели куда элегантнее самоходок, да и вообще сразу привлекали внимание.
Опять же — было с чем сравнивать: в военном училище нам давали водить Т-62, который по всем параметрам уступал «семьдесятдвойке».
Конечно же, в первую очередь речь не о внешней красоте, а о тактико-технических характеристиках. Само появление Т-72 связано с тем, что потребовалось на качественно новый уровень вывести в целом неплохой предыдущий основной танк Т-64, принятый на вооружение в 1968 году. У военных и производственников к нему были вопросы по надежности в эксплуатации и двигателю. Неудивительно, что хотя Т-64 выпускали в течение шести лет — с 1963-го по 1969-й, в войска поставили всего около 1200 единиц. Причем его предшественника — танк Т-62 — производили вплоть до 1975 года и выпустили порядка 20 тысяч единиц.
Улучшил характеристики Т-64А: появилась 125-мм пушка, более мощная броня, удельная мощность двигателя выросла с 15,7 л.с. до 18 л.с. Это позволило танку и его модификации (Т-64Б) несколько лет оставаться основным — всего было выпущено около 13 тысяч машин.
С прицелом на перспективу
Тем не менее Минобороны СССР требовался качественный скачок — танк на длительную перспективу, сочетающий высокую надежность, огневую мощь и максимальную защищенность. Уже в 1967 году конструкторы Харьковского КБ машиностроения и Уралвагонзавода (Нижний Тагил) приступили к созданию такой машины, где были бы устранены выявленные недостатки Т-64 и заложен фундамент базовой модели танка. Эту задачу совместными усилиями удалось решить: Т-72 на десятилетия опередил своих зарубежных конкурентов и блестяще проявил себя в целом ряде вооруженных конфликтов.
В чем его наиболее значимые преимущества? При классической конструкции Т-72 весьма невысок — 2190 мм, что само по себе снижает риск обнаружения. У него мощная толщина комбинированной лобовой брони — от 310 мм до 1100 мм (в различных модификациях вплоть до сегодняшнего дня), плюс ювелирно рассчитанная полусфера башни, увеличивающая вероятность рикошета снарядов противника.
Калибр пушки остался прежним — 125 мм. Механизм заряжания позволил обойтись в кабине тремя членами экипажа. Наводчик получил основной многоканальный комбинированный прицел с оптическим и тепловизионным каналами, а чуть позднее — с лазерным дальномером и лазерным каналом управления ракетой, независимой двухплоскостной стабилизацией. Ночной прицел наводчика позволял опознать цель на расстоянии в 3–3,5 км. Командир танка имел круглосуточный прицельно-наблюдательный комплекс с дальностью опознавания 4 км днем и 1 км — ночью.
Существенно возросла мощность двигателя: установленный первым В-46 выдавал 780 л.с. При том, что Т-72 был на 2,5 тонны тяжелее Т-64А, на пересеченной местности он двигался куда быстрее: 60–65 км/ч против 25–45 км/ч (скорость по шоссе 70–85 км/ч и 45–50 км/ч соответственно). Кроме того, Т-72 преодолевал со специальным оборудованием брод глубиной до 6 метров (Т-64А — только 1,9 метра).
В числе других плюсов — невысокая стоимость в производстве, что при массовом выпуске весьма важно. Для экипажа существенный фактор — ремонтоспособность: значительную часть поломок можно устранить на месте. Те же иностранные конкуренты из стран НАТО («Абрамс», «Леопард» и др.) требуют куда более затратного и долговременного ремонта при обязательной эвакуации в соответствующие мастерские или на завод.
Достоинства Т-72 позволили ему стать базовой моделью при разработке бронетехники самого различного назначения. Среди них — боевая машина тяжелой огнеметной системы ТОС-1 «Буратино» и ТОС-2 «Солнцепек», а также транспортно-заряжающая машина к ней ТЗМ-Т; боевая машина поддержки танков «Терминатор-2»; бронированная машина разминированная БРМ-3.
Омолодился и порядок!
Полвека службы — срок немалый для бронетехники. Не пора ли на покой? Вопрос, который периодически звучит и из уст специалистов, но каждый раз находятся варианты «омоложения» Т-72.
Так в 1989 году появился модернизированный вариант Т-72Б (объект «184»), где применена встроенная динамическая защита второго поколения «Контакт-5» и усилен состав лобовой брони. Последнее — ответ на возросшие огневые возможности кумулятивных и подкалиберных противотанковых боеприпасов.
Уже в постсоветский период в 2012 году начались поставки танка Т-72Б3, год спустя впервые показанный на полигоне в Алабине на «Танковом биатлоне». На этой машине установлен заметно более мощный двигатель В-84-1 — 840 л.с.
Для наводчика появился многоканальный прицел «Сосна-У», позволяющий обнаружить танк противника на дальности до 5 км днем и до 3,5 км — ночью. Кроме того, можно использовать дублирующий прицел-дальномер 1А40-4.
Предусмотрен ввод в стабилизатор вооружения углов прицеливания и бокового упреждения, а также автомат сопровождения целей. Еще один плюс — за люком наводчика размещены стойка датчика ветра с решеткой забора воздуха и датчик температуры окружающей среды — эти данные также необходимы для точности стрельбы. Более современным стал автомат заряжания, а ходовую часть оснастили гусеничными лентами с параллельным шарниром.
Крайняя модификация — Т-72Б3М образца 2016 года отвечает самым последним требованиям. Новая пушка 2А46М-5 имеет улучшенную баллистику и больший ресурс, а также автомат сопровождения целей.
К двигателю В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. прилагается автоматизированная коробка передач — это возможность быстрее давать задний ход. В числе новинок — цифровой дисплей и телевизионная камера заднего обзора. Комплекс модульной динамической защиты «Реликт» серьезно улучшил безопасность экипажа — он пришел на смену «Контакт-5.
На должном уровне и средства связи — установлена цифровая танковая радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук», отвечающая всем требованиям, в том числе к кодированной приемо-передаче. Актуальны и новые системы дымовых гранат. Три года назад французские тепловизоры заменили на отечественные аналоги.
Не так давно для защищенности башни сверху стали использовать так называемый скворечник для танков. Это довольно несложный для изготовления противокумулятивный козырек «Контакт-1» из прочной решетки с прикрепленными рядами контейнерами динамической защиты. Общий вес чуть более 200 кг. В результате после попадания сверху или по крутой навесной траектории боеприпас противника (кумулятивная граната, дрон и т.п.) срабатывает преждевременно, не нанося существенного вреда броне танка.
Еще в 2020 году на «Армейских играх–2020» министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, говоря о танке Т-72Б3М, заявил, что в планах Министерства обороны провести модернизацию всех имеющихся на вооружении танков Т-72 до данной модификации. Эта работа продвигается, наряду с появлением такой новинки, как Т-90.
…Нет сомнения в том, что Т-72 в различных модификациях еще послужит и вполне вероятно установит еще один рекорд для Книги рекордов Гиннесса — на этот раз по долговременности эксплуатации. Особенно если учесть, что он до сих пор в строю не только в России, но и в полусотне других стран.