РГО открывает сезон экспедиций

РГО открывает сезон экспедиций

Профессионалы и любители острых ощущений вновь отправятся в самые далекие точки России
© Дарья Федотова
Профессионалы и любители острых ощущений вновь отправятся в самые далекие точки России
28 июля 2023, 09:35
Реклама

Русское географическое общество (РГО) провело заседание медиаклуба, которое впервые в выездном формате прошло на Алтае. В обществе рассказали о предстоящих в этом году научно-туристических экспедициях в самые труднодоступные точки нашей страны. Центральными и самыми сложными экспедициями в этом сезоне станут поездки в суровую Арктику и на Курильске острова.

Кроме того, РГО дало старт Всероссийской акции «Лучший гид России». Мастер-класс по тому, как увлекательно и непринужденно проводить экскурсии, показал член попечительского совета общества Герман Греф. Экономист показал журналистам один из своих любимых маршрутов Алтая и рассказал о личном — рыбалке, экстриме, медитации и местах силы в России.

Не хуже Альп

Старт экспедиционному сезону впервые в этом году было решено дать на курорте Манжерок на Алтае — в «месте силы» многих туристов. Благо, добираться до заповедных мест (к слову, здесь находятся пять объектов всемирного наследия ЮНЕСКО) несложно — всего четыре часа лета из столицы и 25 минут на машине из аэропорта Горно-Алтайска.

Настоящие фанаты познавательного отдыха из РГО не могли упустить шанс и не провести мини-экспедицию по горам Алтая. Задача минимум — подняться на гору Малая Синюха, пройти по горным тропам.

Выход из гостиницы в 8.00. Учитывая разницу во времени с Москвой, подъем оказался очень ранним, в столице было 4.00. Но волшебный алтайских воздух и бодрящие 16 градусов за окном делают свое дело — сон снимает как рукой. Перед выходом туристам из Москвы раздают плащ-палатки, самые опытные берут с собой еще и зонты. Неопытные наивно рассчитывают на удачу и стойкость тряпочных кед.

На прохождение маршрута выделяется час. Если бы не конвейер фуникулеров, то подъем на гору высотой 1210 метров занял бы день. Но с этим чудом техники в гору можно подняться всего за 15 минут. Кто-то от аттракциона пищит от восторга, кто-то от ужаса... Верхушки темно-синих сосен и вековых берез под ногами вдохновляют не всех.

© Дарья Федотова

— Когда-то, еще в советское время, этот курорт был исключительно летним. Потом сюда стали приезжать любители зимнего отдыха, горы здесь не хуже Альп. И вот теперь курорт становится круглогодичным, — старается сопровождающий отвлечь внимание особенно чувствительных к высоте туристов. Но его, похоже, никто не слушает.

Фуникулер тормозит на первой стоянке — отель и частные домики, которые остались внизу, исчезли с поля зрения. А впереди туристов ждет зарядка для суставов — примерно 30 минут быстрым шагом до следующей остановки фуникулеров. Там акрофобов ждет очередной сюрприз: вторая часть поездки пройдет в... открытых подъемниках.

Неожиданно меняется погода, и пространство вокруг как будто «запотевает». Подъемники врываются в туманное «молоко». Максимум что можно увидеть — встречные кабинки, выныривающие из тумана на секунду рядом с нашей.

«Куда еще выше?!» — проносится в голове.

— Кстати, можно полетать на аэроплане. Очень красивые виды открываются. Кто-нибудь хочет? — произносит гид, который, кажется, умеет читать мысли.

Буквально за десять минут подъемник доставляет на конечную точку.

— Быстро-быстро, выходим! — руководит процессом выгрузки туристов из конвейера кабинок специально обученный работник.

Ноги вроде бы снова чувствуют твердую поверхность, но ощущение нереальности не покидает. Впереди резаный горизонт из сине-зеленых гор, яркое солнце и воздух, своей чистотой обжигающий легкие.

То ли экономист, то ли зоогеограф

Очередная кабинка доставляет на вершину Малой Синюхи и нашего гида. В человеке в спортивных кроссовках и удобных джинсах не каждый распознает бывшего министра Минэкономразвития Германа Грефа.

— Нам сегодня крупно повезло с погодой. Здесь очень быстрые ветра, которые и гоняют тучи. Из-за этого погода меняется очень быстро. Никогда не угадаешь, какие погодные условия ждут в горах, — отмечает экскурсовод, уводя толпу журналистов в горы.

Погода в горах действительно как капризная женщина — то яркое солнце, то дождь, то туман. И все это в течение получаса. Нам повезло, мы получили полный спектр услуг: погрелись на солнце, искупались в ливне (кеды, как и предполагалось, пали на второй минуте ливня) и освежились в горном тумане. Урок на будущее — экипироваться лучше на все случаи жизни.

Все экотропы, которые когда-то прокладывали еще советские туристы, здесь делают максимально удобными для избалованных современных людей. При этом обустраивают только сами тропы — ландшафт оставляют в первозданном виде.

За фауной здесь можно наблюдать, не сходя с тропы. Неожиданно высокая трава при полном отсутствии ветра вдруг начинает ходить ходуном. В «зеленке» мелькает ярко-рыжий хвост, а следом появляется полосатая спинка бурундука. На «кис-кис» (первое, что приходит в голову при виде грызуна) тот поворачивает острую мордочку, разрешает себя сфотографировать и снова ныряет в траву. Еще одна зооудача встречает нас буквально через считаные минуты — с горы, как в русских сказках, кубарем летит заяц… Экскурсовод тем временем рассказывает, что когда-то на Алтае были даже тигры:

— Тут была довольно большая популяция тигров. Но, говорят, что они исчезли 800 лет назад. Причины исчезновения нам неизвестны. В любом случае алтайского тигра здесь больше нет, — разводит руками Герман Оскарович.

Есть, правда, у экскурсовода и «хорошие новости»: здесь все еще обитает не менее прекрасное животное — алтайский снежный барс.

— Ирбис — огромная кошка. Просто потрясающее животное. Я его видел сам и даже успел снять на фотоаппарат. Из 70 оставшихся особей примерно 40 обитают на Алтае, — с интонацией Николая Дроздова рассказывает гид.

По словам экскурсовода, неравнодушные люди помогают восстанавливать поголовье горных кошек. То, что кошки, наконец, стали размножаться, радует зоологов, а вот местных — не очень.

© Дарья Федотова

— К сожалению, местным жителям снежные барсы доставляют неудобства, — поясняет наш гид. — На прошлой неделе они задрали несколько овец, которые паслись на пастбищах… Сейчас ведутся переговоры, чтобы расширить территорию заповедников, потому что, к сожалению, снежным барсам не хватает места для охоты. Поэтому они выходят на пастбища для овец. Но, согласитесь, это прекрасные хлопоты — сохранять краснокнижные виды животных.

Еще одна местная достопримечательность — горный баран Аргали.

— Потрясающе красивое животное, с огромными завитыми рогами, — экономист окончательно перевоплощается в знаменитого биогеографа и ведущего «В мире животных». — Это самый крупный горный баран из всех существующих. Взрослая особь весит до 80 килограммов. Его популяцию также бережно восстанавливают, в алтайских заповедниках их сейчас более двух тысяч.

По словам Грефа, Алтай богат и лосями, но они не совсем обычные:

— Они имеют совершенно другой вид, не такие, как, скажем, под Санкт-Петербургом. Алтайский лось, судя по всему, животное древнее. Об этом свидетельствуют его изображения на гигантском комплексе наскальных рисунков в Кош-Агачском районе Алтая. Рисунку, на котором изображен лось, более пяти тысяч лет. Видимо, здесь была огромная популяция.

От животного мира Алтая медленно переходим к волшебному миру растений.

— Прямо у нас под ногами находится фито-аптека, — говорит чиновник.

Смотрю под ноги — трава как трава. Но, как оказалось, это от ограниченности моих познаний.

— Вот эндемичное, редкое растение, произрастающее только на Алтае, — Кандык сибирский. Из более чем двух тысяч видов растений на Алтае 200 являются редкими или эндемиками. Чтобы далеко не ходить, вот у нас на скале растет редкий Маральник. Он уже отцвел — в этом году раньше, чем обычно, — рассказывает гид.

Кстати, в этом растительном буйстве немало ядовитых растений — что попало есть не стоит. Если ты не медведь.

— У медведей есть такой период, когда они питаются только токсичными растениями, чтобы очистить свой организм. В медведя заложена такая генетическая программа. Здесь, кстати, очень много медведей, — улыбается гид и тут же успокаивает. — На этом курорте их нет.

Рассказал Герман Оскарович и про личный лайфхак. Чиновник, к примеру, регулярно пьет настой из алтайского Красного корня, который обладает «мощным энергетическим потенциалом».

— Не всем известный Золотой корень, а именно Красный. Мне он подходит идеально.

Знакомство с Алтаем

По словам экономиста-экскурсовода, россияне в своей массе предпочитали отдыхать за рубежом, вывозили из страны 50 миллиардов долларов ежегодно.

— Эти деньги мы должны вернуть домой, — уверенно заявляет гид. — Люди едут в Индию, Латинскую Америку, Африку, Турцию... Нет, я хорошо отношусь к Турции. Но какая Турция может сравниться с Алтаем?! Патриотизм — это когда мы понимаем, что можем лучше. А не когда мы отвозим свои деньги за границу, а они на них строят курорты, и мы ими восхищаемся.

Гид обводит руками пространство — горы, нависшее над головой небо, нереальное буйство зелени... Журналисты только одобрительно кивают. Чиновник признается, что отдыхает и восполняет энергетику только в России. Алтай, Крым и Сахалин — вот три места силы. Но сегодня мы говорим только об Алтае.

— Здесь представлен весь спектр развлечений – можно изучать историю, археологию, философию, заняться экстремальным туризмом. На Алтае, кстати, один из самых экстремальных спусков — по реке Катунь. По своему опыту скажу, для любителей адреналина приключение то еще. Единственное, чего здесь нет, это моря. Все остальное, что наши люди ищут в других странах мира, можно найти здесь. Начиная с горных лыж и заканчивая любым видом туризма.

Кстати, на курорте Манжерок горнолыжный спорт развивается семимильными шагами.

— Бытует мнение, что на Алтае нечего делать зимой. Но это не так. Зимой он не менее прекрасен. Мы катались тут зимой на лыжах. Несмотря на то что было минус 23, было великолепное катание. У меня есть с чем сравнить. Я катался на Камчатке в минус 20. На Алтае зимой температуры низкие, но воздух сухой, поэтому даже в такую погоду кататься очень комфортно.

Комфорта для катающихся добавит беспрецедентный уровень безопасности, который здесь хотят создать с помощью нейросети. Несмотря на то что туристы чаще стали посещать Алтай зимой, количество травм снизилось на треть. А все потому, что специалисты активно обучают нейросеть распознавать в новичках потенциальных пациентов травмпунктов.

© Дарья Федотова

Оказывается, по первым шагам и по тому, как спускается с горы неопытный горнолыжник, можно определить вероятность получения им травм в будущем. Говорят, что такого опыта работы с нейросетью нет ни на одном мировом горнолыжном курорте. Для этого на трассах будут расставлены камеры наблюдения, которые будут выискивать таких горе-туристов. Инструкторы будут получать сигналы и более внимательно работать с такими людьми. Сейчас на горе Малая Синюха запущены 23 километра трасс, зимой прибавятся еще 13 километров. Конечная же цель 67 километров хорошо оборудованных трасс.

Бывший министр рассказал и про свой топ-список любимых мест на Алтае. В первую очередь это горы.

— Я много отдыхал в горах высотой до 3,5 тысячи метров. Занятие суровое. Потому что такой отдых предполагает проживание в палатках или в необустроенных домиках. Два-три раза за ночь надо встать, чтобы растопить буржуйку...

Зато есть и свои преимущества — лазурные озера алтайских гор.

— На Алтае более семи тысяч озер, и каждое из них — потрясающее. Просто можно сидеть на берегу и ничего не делать. Для меня это самый лучший вид медитации.

Можно сидеть, а можно купаться. Но занятие, прямо скажем, экстремальное. Ведь вода в этих сказочных озерах — далеко не парное молоко.

— Позавчера, например, я плавал в горном озере с температурой +4. Потрясающие ощущения. Потом восстанавливали энергетику с помощью медных чаш. Жутко начала болеть голова, но через несколько минут я отключился и проснулся совершенно в другом состоянии. Это местные традиции, и это находка для туристов. Не нужно здесь ничего европейского — наши традиции и есть настоящий кладезь.

Кроме того, выясняется, что Алтай — рай для рыбаков.

— Рыбачу и на горных озерах, и на реках. Позавчера, например, был на одной из горных речек. Сейчас не очень хорошо клюет, — печально сообщил гид.

«Не очень хорошо клюет», как оказалось, это 20 «рыбешек» хариуса по 400 граммов каждая.

— А потом сварили уху, поджарили рыбу на костре. Что может быть прекраснее? — задумчиво продолжил гид.

Кроме того, по словам Грефа, на Алтае можно лечиться просто дыша местным воздухом.

— Здесь растут вечнозеленые можжевельник, пихта, кедр – это основные источники фитонцидов. Отсюда здесь такой чистый воздух. Просто неделю подышать — будет большая польза для организма. Как в Крыму. Там удивительный крымский бриз дают ветра, которые дуют с гор. Фитонциды соединяются с отрицательными ионами, сдуваемыми с поверхности моря. Здесь то же самое происходит. Здесь очень большая влажность и огромное количество фитонцидов. Не зря же здесь говорят, что воздух на Алтае пьют, — рассказал чиновник, продемонстрировав запас очень специфичных слов. — На Алтай обязательно возвращаются. Причин может быть множество. Но ясно одно: не отделаться от Алтая, вы будете сюда возвращаться. Даже если вы здесь пробыли всего три дня, несмотря на разницу во времени, вы вернетесь с другой энергетикой, — заключил опытный гид.

Экспедиции

Лето и осень в РГО — горячая пора, которая посвящается практике, а именно: экспедициям в самые далекие точки нашей страны. Всего в этом году будет организовано 19 экспедиций. На заседании медиаклуба рассказали только о самых «топовых» путешествиях.

Основное внимание в этом году (впрочем, как и ранее) будет уделено проекту по очистке Арктики «Арктика. Генеральная уборка».

— Проект по очистке Арктики мы проводим не первый год. Наши специалисты не только наводят порядок, но и создают насыщенные туристические маршруты. Этот проект настолько перспективен и интересен, что эксперты решили совместить научную программу с туристической, — рассказала советник президента РГО по информационной политике, телеведущая и журналист Анастасия Чернобровина.

Зам. исполнительного директора РГО Сергей Корлыханов рассказал, что организация не только набирает добровольцев, которые вместе со специалистами собирают и утилизируют пластиковый мусор, но и привлекают научное сообщество, которое изучает уникальный мир Арктики.

В этом году добровольцы и профессионалы отправятся в поселок Хатанга, который находится на севере Красноярского края. Это что ни наесть настоящая Арктика. Отсюда долгие годы уходили арктические экспедиции, так как это наиболее прямой и быстрый способ попасть на Северный полюс.

По словам Корлыханова, если в прошлом году на заповедном острове Кильдин собранный мусор оценивали в тоннах, то в этом метод будет иным.

— Нам очень важно оценить экологический ущерб и методы, которые мы используем. В прошлом году на острове Кильдин мы собрали 300 тонн мусора, еще 300 тонн там находилось в собранном состоянии, в итоге было вывезено и утилизировано 600 тонн. В Хатанге будут другие измерения. Нам предстоит очистить 60 квадратных километров.

Одной из первых станет и экспедиция на труднодоступные и эндемичные Курильские острова. В рамках экспедиции «Восточный бастион — Курильская гряда» ученые и волонтеры отправятся на остров Симушир. Специалисты проведут археологические, ботанические, ихтиологические, ландшафтные и орнитологические исследования острова и его акватории, чтобы расширить картину флоры и фауны острова.

© Дарья Федотова

Кроме того, в рамках экспедиции «Маяки России» специалисты и любители посетят маяк «Анива», построенный в 1939 году и являющийся одной из визитных карточек острова Сахалин. Изучить историю маячных башен, оценить их техническое состояние — основные задачи этого проекта. Специалисты проведут инженерное обследование маяка, фотограмметрические работы и лазерное сканирование, чтобы создать детальные трёхмерные модели, которые позволят разработать рекомендации по их содержанию или реставрации.

Экспедиция в Калининград «Тайны янтарного края» проводится совместно с Центром современной истории уже не первый год. В этот раз участники научно-исследовательской экспедиции продолжат изучать уникальный памятник истории — Балтийскую крепость, построенную в XVII веке. Участники вновь займутся очисткой территории и внутренних помещений от завалов и мусора, проведут обследование фортификационного сооружения.

С 2022 года в рамках этой экспедиции организуют добровольческие лагеря: студенты и молодые специалисты со всей России помогают ученым и экспертам исследовать старинную цитадель, принимают участие в поисковых и архивных работах, лазерном сканировании и фотограмметрии.

Туры

А еще с этого года РГО запускает первые туры с научно-популярной составляющей по самым удаленным точкам страны. Некоторые путешествия, предусматривают присоединение к настоящим экспедициям РГО.

Не все экспедиции легкие, предупреждают в РГО. Некоторым из них присвоен самый высокий класс сложности. Такой, например, является экстремальная 13-дневная экспедиция на остров Александры архипелага Земля Франц-Иосифа в Северном Ледовитом океане.

Тех, кого влечет романтика Мирового океана и исследование старинных крепостей, заинтересует более легкое путешествие — «Калининград. Полное погружение».

Не таким сложным, но увлекательным может оказаться путешествие с РГО на Анабарское плато, которое состоится в формате большого таймырского летнего фотосафари.

На Алтае во время медиаклуба был также дан старт пятому сезону всероссийского конкурса «Лучший гид России». Как рассказали в РГО, участвовать в конкурсе может любой желающий. Для участия в конкурсе необходимо прислать двухминутный рассказ о любой российской достопримечательности — это могут быть как малоизвестные места, о которых хотел бы рассказать автор ролика, так и всем известные памятники истории и культуры.

При этом в РГО отметили, что приветствуется оригинальный подход к делу. В пошлом сезоне кто-то рассказывал о любимом городе, стоя на крыше, другие верхом на велосипеде, а кто-то полностью погружался в эпоху, меняя современную одежду на наряды времени, о котором шла речь.

Реклама
Реклама