За полчаса до ядерного апокалипсиса

За полчаса до ядерного апокалипсиса

Сорок лет назад советский офицер уберег мир от третьей мировой
© joyreactor
Сорок лет назад советский офицер уберег мир от третьей мировой
29 сентября 2023, 13:37
Реклама

40 лет назад, в ночь с 25 на 26 сентября 1983 года, на командном пункте советской космической системы обнаружения стартов ракет сработала  система предупреждения о ракетном нападении. Подполковник Станислав Петров, исполнявший обязанности оперативного дежурного, смог сохранить хладнокровие и в течение нескольких минут разобраться в ситуации. Вопрос о нанесении ответно-встречного ракетно-ядерного удара по США был снят. Об этом и других похожих эпизодах, случившихся в годы «холодной войны» — статья «Армейского стандарта».

В обстановке крайней напряженности

Отношения между СССР и США были в ту пору очень напряженными. В марте 1983 года американский президент Рональд Рейган (бывший актер вестернов и довольно-таки ограниченный человек, из всех книг осиливший только Библию) во всеуслышание назвал нашу страну «империей зла». Видно, по аналогии с лексикой  голливудской саги «Звездные войны». Лидеры СССР в долгу не остались. Рупор советского правительства — агентство ТАСС в ответ констатировало, что «администрация Рейгана способна думать только в терминах конфронтации и воинственного, безумного антикоммунизма».

На фоне взаимных обвинений в эскалации напряженности 1 сентября 1983 года произошел из ряда вон выходящий инцидент. Советская ПВО сбила над Сахалином упорно не реагировавший на требования покинуть воздушное пространство СССР южнокорейский аэробус «Боинг-747». Погибли 269 человек.

Рональд Рейган.
© wikipedia.org
Рональд Рейган.

Наши военные действовали в строгом соответствии с инструкциями, однако гибель такого большого количества людей вызвала громкий международный скандал. Вулкан политических страстей изо дня в день извергался с давно уже невиданной силой и был на грани того взрыва, после которого, в соответствии с известным определением Карла фон Клаузевица, политика могла перейти в стадию «привлечения других средств», то есть в фазу войны.

Только понимание ее последствий при наличии у обеих сторон колоссального ядерного арсенала, способного несколько раз уничтожить человеческую цивилизацию (хотя и одного раза было бы более чем достаточно), оставалось сдерживающим фактором…

Оповещение о ракетном нападении

В начале первого часа ночи 26 сентября 1983 года в подмосковном военном городке Серпухов-15 привычное и рутинное течение очередного дежурства на командном пункте космической системы обнаружения стартов ракет прервалось громкой сиреной и появлением на мониторе зловещих красных титров «СТАРТ».

Введенная за год до того в эксплуатацию новая спутниковая система обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет «Око-1» сообщила таким образом о запуске с территории США ракеты шахтного базирования «Минитмен». Такая ракета несет три ядерных заряда, каждый из которых на порядок превышал мощность бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму в 1945 году.

Сигнал дублировался в вышестоящем штабе. Согласно инструкции, старший оперативный дежурный в Серпухове-15 должен был сразу позвонить туда и подтвердить оповещение. Но подполковник Станислав Петров не спешил. Его смутила нелогичность происходившего. Запускать по СССР всего одну ракету американцам не было никакого резона: в ответ ведь в любом случае стартовали бы сотни наших ракет. Но система выдавала данные, что запуск точно произошел!

…Дежурный в вышестоящем штабе не выдержал напряжения и сам позвонил дежурному по КП по телефону правительственной связи. Петров, взяв на себя ответственность, доложил, что сигнал ложный. «Понял», — спокойно ответили на другом конце провода. Петров впоследствии говорил, что был благодарен этому человеку за то, что тот не стал нагнетать и без того нервную обстановку, позволив ему без ажиотажа проанализировать ситуацию.

А тем временем система стала выдавать сигналы о повторных стартах! Второй, третий… После пятого сигнала титры «СТАРТ» сменились на мониторе словами «РАКЕТНОЕ НАПАДЕНИЕ». Но все эти запуски производились с одной базы, в то время как у американцев таких баз было тогда девять! Петров продолжал считать это нелогичным. И все же надо было убедиться в ложности сигналов системы «Око». Ведь цена ошибки была бы запредельной.

Петров запросил данные у специалистов по визуальному контролю (кстати, рядовых солдат). Они доложили, что не видят на мониторах яркие пятна инфракрасных «хвостов» из сопел ракет. Не смогли обнаружить стартовавшие ракеты и операторы надгоризонтных радиолокационных станций большой дальности. После этого подполковник Петров окончательно убедился в том, что с самого начала оценил обстановку верно, и доложил начальству о ложном срабатывании системы оповещения.

Полчаса на решение

С момента получения первого сигнала оповещения о старте американской межконтинентальной баллистической ракеты до принятия руководством СССР решения о нанесении ответно-встречного ракетно-ядерного удара должно было пройти не более 28 минут. Это примерное время полета американских баллистических ракет до целей на территории СССР. Иначе наши ракеты попросту не успели бы взлететь и поразить цели на территории противника, поскольку значительная часть американских ракет предназначалась для удара по нашим позиционным районам.

Естественно, что из отпущенного на все про все получаса Станислав Петров располагал не более чем половиной, то есть у него было минут 15. Потом решения принимал бы уже не он. Подполковник смог разобраться в происходящем даже быстрее!

Станислав Петров.
© wikipedia.org
Станислав Петров.

Конечно, не все зависело от него одного. Система оповещения включала не только космические средства наблюдения. Прежде чем отдать приказ о запуске тысяч ракет со смертоносными для всего человечества ядерными боеголовками, высшее руководство нашей страны ждало бы доклада об обнаружении летящих вражеских ракет как минимум от командования ПВО. Но можно представить, в каком нервном напряжении все это происходило бы! А вдруг к тому же случилось бы еще что-то непредвиденное или нечто такое, что не позволило бы однозначно исключить факт нападения…

Как показало расследование, причиной сбоя в работе системы «Око» стало срабатывание датчиков из-за отражения лучей солнечного света от высотных облаков. Систему доработали и возможность повторения подобной ошибки исключили. А подполковника Петрова пообещали за принятие единственно верного решения поощрить. Речь шла даже о награждении орденом, но…

Как это, к сожалению, нередко бывало и бывает, сработал «синдром неровно пришитой бирки». Оказалось, что в ту стрессовую ночь Петров не заполнил журнал дежурства, и именно этот факт для членов проводившей проверку комиссии перевесил все его фактические, но не зафиксированные на бумаге действия по предотвращению ядерного апокалипсиса. Подполковник Петров получил в итоге строгий выговор!

Американцы ошибались чаще

Если кто-то думает, что сбой в работе очень важной системы был возможен только у нас, а у американцев ничего подобного случиться не могло, то он будет разочарован. Достоверно известно как минимум о трех случаях, когда ядерная война едва не началась по вине США!

В октябре 1962 года командир базировавшегося на острове Окинава расчета крылатых ракет с ядерными боеголовками Уильям Бассетт получил по радио закодированный приказ: выпустить их по целям на территории СССР, Китая и КНДР. Офицер потребовал подтверждение и получил его! К счастью, он тоже, как и наш Станислав Петров, обратил внимание на нелогичность. Степень боеготовности не была предварительно повышена до уровня, при котором мог быть отдан приказ о фактическом начале ядерной войны. Когда он стал спрашивать у начальства о причинах такого несоответствия, там обнаружили чудовищную ошибку — Бассету вовремя не заменили запечатанный конверт с кодами. В соответствии с новыми кодами приказ был совершенно рутинный.

Запуск ракеты «Тополь-М».
© mil.ru
Запуск ракеты «Тополь-М».

В мае 1967 года перестали работать из-за сильных помех несколько радаров американской системы раннего предупреждения о нападении. Решив, что это результат работы советских средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и за ней вот-вот последует атака наших ракет и авиационных носителей, американцы подняли стратегические бомбардировщики в воздух и уже определили цели для нанесения ядерных ударов по территории СССР. Благо кому-то пришла в голову идея поинтересоваться, нет ли в данный момент аномальной активности Солнца. Оказалось, что есть, и выход из строя радаров произошел именно по этой причине.

Ночью 9 ноября 1979 года компьютер командования воздушно-космической обороны Северной Америки оповестил о запуске 2200 советских ракет по территории США. Американцы уже подготовили к старту многие сотни своих ракет и стратегических бомбардировщиков, когда выяснилось, что один из техников по ошибке загрузил в компьютер учебную программу…

Был случай, когда в США приняли за советские ракеты стаи перелетных гусей. Были и другие эпизоды балансирования всего человечества над пропастью ядерного апокалипсиса.  Сегодня мы тоже стоим на краю этой пропасти. Пронесет ли в этот раз? Как говорится, поживем — увидим. Или нет, скорее не так. Увидим, если еще поживем!  

Реклама
Реклама