ЦАХАЛ против «Хезболлы»: ждать ли наземную операцию
Взаимные ракетные атаки Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) и боевых отрядов «Хезболлы» не прекращаются. По заявлениям руководства Израиля, вопрос наземной операции в южных районах Ливана не снят с повестки дня. В этой связи актуальность приобретает оценка соотношения сил двух сторон конфликта. Статья «Армейского стандарта» посвящена этой теме.
За долгие годы «Хезболла» превратила приграничные районы Ливана в неприступные подземные крепости. Создана система хорошо замаскированных туннелей, которые тянутся на многие километры, построены бункеры на глубине 30–40 метров, где боевики надеются укрыться от ракетных ударов и откуда рассчитывают наносить внезапные ответные удары по израильским войскам вторжения. Оборудованы многие километры минных полей, все узкие горные дороги заминированы и пристреляны.
Практически все приграничные ливанские деревни превращены в опорные пункты боевиков «Хезболлы». В каждой создана сложная система подземных коммуникаций и арсеналов. В подземных укрытиях созданы огромные запасы оружия, продовольствия и всего необходимого для многомесячного вооруженного противостояния.
Первая фаза вооруженного противостояния характеризуется взаимными ракетными ударами. Израильтяне организовали классическое воздушное наступление. В первые несколько суток силы ВВС и армия Израиля наносили поражение пунктам управления, складам и опорным пунктам «Хезболлы» в южной части Ливана. Что дальше? Какими силами располагает ЦАХАЛ для наземной операции?
Всего в составе ЦАХАЛ насчитывается 10 общевойсковых дивизий. Из них, в условиях не до конца решенной проблемы ХАМАС в секторе Газа, израильское командование может применить только пять. Но при условии полного отмобилизования трех дополнительных дивизий резерва — 98-й резервной воздушно-десантной дивизии, 99-й резервной пехотной дивизии и 252-й резервной бронетанковой дивизии. Это потребует дополнительно привлечь до 20 тыс. резервистов.
В прежние Ливанские войны Израиль применял не менее 11 дивизий и 1200 танков. Сегодня на ливанском фронте протяженностью 60 км ЦАХАЛ может выставить только 5 дивизий (48 батальонов) и 900 танков. Это несколько ниже, чем в прежних войнах, но сможет позволить Израилю создать многоэшелонированное оперативное построение и иметь достаточно сил, чтобы прикрыть свой восточный фланг от ударов проиранских боевых группировок с сирийской территории и продолжать контролировать обстановку в секторе Газа.
К сильным сторонам израильской армии можно отнести мощные и хорошо подготовленные ВВС. В их составе до 370 боевых самолетов и 90 ударных вертолетов. Израиль может привлечь 7 ударных кораблей ВМС и 8 ракетных катеров для поражения прибрежных и морских объектов противника.
«Хезболла» получает в год от спонсоров до $970 млн. Эти деньги позволили ей подготовить серьезную армию, намного сильней, чем имел до 7 октября 2023 года ХАМАС. По некоторым параметрам она не уступает израильской армии.
Общая численность вооруженных формирований «Хезболлы» составляет 45 тыс. человек, 25 тыс. из которых служат постоянно. Есть гвардия «Силы Радвана» численностью 2500 бойцов. Известно также о прибытии в Ливан йеменских и иранских добровольцев. Это еще несколько тысяч человек.
Вооружаемая Ираном, Ливаном и Сирией «Хезболла» имеет новейшее вооружение. Общая численность ракетного и артиллерийского вооружения составляет 150 тыс. единиц. 100 пусковых установок способны поражать цели на дальности до 700 км. То есть достают всю территорию Израиля.
Значительная часть ракет — высокоточные, с погрешностью попадания в 20–50 метров. Кроме ракет класса «земля–земля» у группировки есть противокорабельные ракеты.
«Хезболла» также имеет 6 тыс. противотанковых систем, в том числе противотанковые управляемые ракеты 3-го поколения, позволяющие поражать новейшую бронетехнику ЦАХАЛ. Продемонстрирована возможность нанесения массированных ракетных и дроновых ударов по Израилю с территории Ирана и Йемена.
Средства ПВО «Хезболлы» кроме переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) класса «Игла» имеют на вооружении российские установки «Тунгуска» и «Панцирь», в том числе относительно современной модели 2005 года.
Сирийская война позволила «Хезболле» также обучить танковые экипажи на Т-55, Т-62, Т-72, а также на бронетранспортеры и боевые машины пехоты российского и американского производства.
На вооружении «Хезболлы» числится до 200 танков разного типа, в том числе до 60 танков Т-72 сирийской модификации. Есть даже несколько Т-90, закупленных в других странах. Имеются и американские образцы, переданные Ливаном и Сирией.
Имеется также огромное количество мобильных огневых точек с установленными на пикапы, квадроциклы и мотоциклы пулеметами, минометами и легкими пушками. Их сложно поразить, особенно на пересеченной местности.
«Хезболла» имеет на вооружении большое количество иранских дронов различного назначения, включая разведывательные, ударные, дроны-камикадзе «Шахид», противотанковые управляемые фугасы на коптерах.
Высокая плотность войск и вооружений на относительно небольшой территории Ливана, при сложном рельефе и хорошо оборудованной в инженерном отношении местности, может сделать данный конфликт весьма интенсивным и затратным с непредсказуемым финалом.
На первый взгляд Израиль по всем показателям превосходит «Хезболлу» и имеет все шансы в очередной раз дойти до Бейрута и даже оккупировать весь Ливан. Однако поможет ли это Израилю достичь своих военно-политических целей? Какой ценой и надолго ли?
Нельзя исключить, что в войну вступят такие страны, как Иран, Ирак, Турция, Иордания, Египет, Саудовская Аравия, Катар, Йемен, Пакистан, а на стороне Израиля — главный его партнер, США, которые держат на Ближнем Востоке не менее двух авианосных ударных групп, а также Великобритания. Это может обернуться большой региональной войной с участием ядерных держав.
Можно считать, что третья Ливанская война Израиля практически стартовала в сентябре 2024 года. Главные военно-политические цели сторон — уничтожение оппонента. И все это грозит перерасти в ограниченную ядерную региональную войну.
Особенность данного вооруженного конфликта — вооруженное противостояние одного государства и боевого блока религиозной общественно-политической организации, поддерживаемой другими странами в форме прокси-участия. Вероятная форма боевых действий — нанесение высокоточных ударов на расстояние в сотни километров, а также ведение войны на территории страны, не способной отстаивать свои национальные интересы силовым путем.