V-Bat: новая американская игрушка
Всем уже понятно, что Украина взяла на себя роль добровольного помощника западного военно-промышленного комплекса, превращаясь во всемирный полигон для испытаний нового и старого оружия. Нигде в мире невозможно найти такую удобную зону испытаний, как «полигон 404». И чего там только не появляется.
Итак, американская компания Shield AI в партнерстве с оборонным агентством исследований ДАРПА создали новый дрон-разведчик для военного и гражданского применения. Дрон, по заявлению разработчика, доведен до совершенства и проходит боевые испытания в руках ВСУ или, точнее сказать, в руках специалистов Shield AI, которые находятся в рядах ВСУ.
Что собой представляет новый тяжелый разведывательный дрон V-Bat («Ви-Бэт»)? Первое, что отмечается, это уникальный дизайн и гибридная конструкция. Система в форме ракеты «сидит» на большом двигателе с пропеллером. Это позволяет дрону взлетать вертикально и так же приземляться.
При таких параметрах дрону требуется достаточно мало места для взлета: любое плоское место размером три квадратных метра.
Летит дрон параллельно земной поверхности в режиме огибания препятствий. Конструкция платформы и двигателя дарит системе высокий уровень стабильности в условиях непогоды. От взлета до начала полета требуется 15 секунд, и дрон может достигнуть скорости до 167 км/ч. Максимальная высота полета - 6000 метров, что позволяет лететь выше досягаемости многих систем ПВО и позволяет видеть достаточно далеко за линией фронта.
Длина «Ви-Бэт» 3 метра, ширина 3,2 метра. Габариты позволяют перевозить беспилотник в кузове пикапа. Масса (включая топливо) 60 кг. В принципе, один физически сильный человек может установить дрон в оперативное положение, но по нормативу дрону требуется команда из двух операторов. Полноценной команде нужно меньше 20 минут для подготовки дрона к взлету.
Беспилотник несет 12 кг специального оборудования. Система создана так, что модули датчиков можно заменять достаточно быстро. Двигатель двухцилиндровый бензиновый, мощностью 13 л.с. Для бортового оборудования есть аккумулятор с зарядом на 10 часов работы.
Беспилотная система военного и гражданского использования, включая эксплуатацию в морских условиях (дрон стабилизован для взлета с судна).
Система управляется оператором напрямую и по запрограммированному курсу. Используется GPS и внутренняя система навигации, которая читает топографические контуры, отслеживая запрограммированный курс и загруженные карты. Также система позволяет дрону вести цель и передавать координаты цели, даже когда она в движении.
Система датчиков включает электроно-оптические, инфракрасные, ультрафиолетовые системы автоматической идентификации. Также в состав бортового оборудования дрона входят системы связи, которые позволяют держать связь с оператором напрямую и через спутники. Также возможна работа в автономном режиме. Имеются лазерные целеуказатели для ракет. Беспилотник может работать в роли ретранслятора-усилителя сигнала для других дронов.
В случае применения искусственного интеллекта (ИИ) беспилотники могут работать в режиме роя. Один центральный дрон «Ви-Бэт» может контролировать полет других беспилотников и действует как центр сбора данных, которые потом передаются оператору. Пока что система в таком режиме смогла работать только с тремя дронами, но в будущем сможет контролировать больше.
Беспилотная система прошла боевые испытания на Украине. Американцы тайно передали ВСУ пару экземпляров. Система настолько понравилась ВСУ, что они заказали сотни. Сколько они могут получить на деле, пока не понятно.
Испытания проводились на Херсонском направлении в августе 2024 года. У ВСУ тогда были большие проблемы с применением дронов из-за российских систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В этих условиях «Ви-Бэт» себя показали достаточно устойчиво. Возможно, из-за того, что российские установки РЭБ еще с такими беспилотными системами не сталкивались. Но со временем наши расчеты РЭБ научатся блокировать и их.
По некоторым данным, операторы «Ви-Бэт» находились в 40 км от линии фронта. Они смогли найти нашу систему ПВО, которая находилась за 100 км от линии фронта. «Ви-Бэт» навел реактивную систему HIMARS на наш комплекс ПВО.
Что касается перспектив, то глава компании Shield AI Брэндон Ценг похвастался, что его система «Ви-Бэт» будет летать на дальность до 490 км.
Очевидно, что беспилотные технологии развиваются очень быстро. Важно понимать это и готовиться к появлению новых вражеских систем. Любые разработки такого типа должны восприниматься очень серьезно. Необходимо своевременное принятие мер для разработки систем контрборьбы.