Результат Белой Лилии

Результат Белой Лилии

Она вошла в историю Второй мировой войны как летчица, одержавшая наибольшее количество побед в воздушных боях
Истребитель Як-1.
© Министерство обороны РФ
Она вошла в историю Второй мировой войны как летчица, одержавшая наибольшее количество побед в воздушных боях
' + '' + ' ' + ''+ ' Истребитель Як-1.
25 декабря 2024, 12:25
Реклама

Когда заходит речь о летчицах Великой Отечественной войны, то чаще всего вспоминают о пилотировавших бомбардировщики, штурмовики, самолеты связи. Лидия Литвяк совершала боевые вылеты на истребителе Як-1. Ее подвиги по достоинству оценили лишь полвека спустя.

Москва — Херсон — Калинин

О ней были прекрасно наслышаны в германских люфтваффе: женщина, летающая на истребителе, не только одерживала победы над немецкими асами, но и своим примером поднимала боевой дух советских летчиков. Поэтому едва пришло известие о гибели гвардии лейтенанта Лидии Литвяк, как немедленно подключилась вражеская разведка. Через агентуру абвера и гестапо запустили слух, что известная летчица попала в плен, согласилась работать на немцев и даже открыто разъезжает по городам с немецкими офицерами. Конечно же, однополчане в это не поверили. То, что это спланированная дезинформация, вскоре подтвердила и наша контрразведка СМЕРШ. Однако точное место гибели летчицы многие годы оставалось неизвестным.

...Символично, что Лидия  родилась в Москве в День  авиации — 18 августа. Она и профессию чуть ли не с детства выбрала соответствующую: «Стану летчицей!» Благо, во второй половине 1930-х годов в Стране Советов вовсю звучал призыв: «Комсомолец, на самолет!»

В 1935 году четырнадцатилетняя Лида уже занималась в одном из московских аэроклубов, а в пятнадцать впервые самостоятельно поднялась в небо на учебном самолете. В числе лучших она окончила Херсонскую авиационную школу летчиков-инструкторов, после чего работала в Калининском аэроклубе (Тверь). До войны она произвела пять выпусков — 45 ее питомцев получили путевку в небо.

Вместо нахлобучки — похвала

С октября 1941 года Лидия Литвяк в армии. Чтобы попасть в создаваемый 586-й истребительный авиационный полк (ИАП), ей пришлось пойти на хитрость — добавить недостающие сто часов налета для соответствия установленным требованиям командования.

Красноармейская книжка Лидии Литвяк.
© wikipedia.org
Красноармейская книжка Лидии Литвяк.

Но сначала потребовалось пройти доподготовку в Энгельской военной авиационной школе. Там Лидия успешно освоила состоявший на вооружении 586-го авиаполка истребитель Як-1. Примечательно, что еще курсантом она обратила на себя внимание легендарной летчицы, Героя Советского Союза Марины Расковой. Причем рискованным смелым поступком.

В один из зимних дней 1942 года потребовалось доставить в Энгельс винт для потерпевшего аварию самолета. Дело срочное, но осложнялось сильной пургой — нелетная погода. Литвяк без разрешения вылетела, добралась до нужного аэродрома и с требуемой запчастью вернулась обратно. Начальник школы полковник Багаев устроил нарушительнице суровый разнос, но не отчислил, а ограничился выговором. Видимо, сказалось вмешательство находившейся в Энгельсе майора Марины Расковой, которая и отбирала летчиц для формируемых трех женских авиаполков (помимо истребительного полка на Як-1 параллельно создавались бомбардировочный на Пе-2 и полк ночных бомбардировщиков на По-2). Та вызвала проштрафившуюся девушку и вместо ожидаемой нахлобучки сказала: «Я горжусь такой храброй и смелой летчицей!» Мировая рекордсменка по дальности полетов не понаслышке знала, что такое оправданный риск...

Белая Лилия Сталинграда

В феврале 1942 года сержанта Литвяк зачислили в 586-й ИАП, а с апреля она уже совершала боевые вылеты. Всего за последующие пять месяцев их было 35. Ее 586-й ИАП прикрывал с воздуха военные объекты в Саратовской области — немецкие самолеты, несмотря на заслоны наземной ПВО, порой прорывались в глубину нашей территории. В августе 1942 года младший лейтенант Литвяк в группе сбила над Волгой свой первый бомбардировщик Ю-88.

10 сентября восемь лучших  летчиц первой эскадрильи, в том числе Литвяк, перевели в 437-й ИАП под Сталинград, где шли ожесточенные бои. Спустя три дня она сбила еще один Ю-88 и истребитель Мессершмитт-109. Позднее сослуживцы рассказали, что взятый в плен пилот последнего оказался настоящим асом: награжден Рыцарским крестом, сбил свыше 30 самолетов. Когда он попросил показать, кто сбил его в воздушном бою и увидел перед собой двадцатилетнюю девушку — младшего лейтенанта Литвяк, то не поверил.

Истребитель — это огромные скорости и сумасшедшие перегрузки, которые не каждому физически сильному мужчине по плечу. А тут хрупкая представительница прекрасного пола чуть больше полутора метров ростом. Лишь когда Лидия рассказала о нюансах использованных приемов в воздухе, позволивших одержать победу, тот отдал ей должное — в знак уважения хотел подарить свои золотые часы, но летчица отказалась от такого подарка…

Младший лейтенант Лидия Литвяк.
© volgafoto.ru
Младший лейтенант Лидия Литвяк.

27 сентября Литвяк сбила  очередной Ю-88, а через несколько  дней, будучи ведомой у командира  эскадрильи капитана Раисы Беляевой, вместе с ней праздновала победу  над истребителем Ме-109.

Именно в боях за Сталинград на фюзеляже ее Як-1 появилась белая лилия. Этот цветок стал и позывным, и уважительным прозвищем — Белая Лилия Сталинграда. Белокурая девушка любила, когда вместо Лидии ее называли Лилией…

На короткий срок младшего лейтенанта Литвяк перевели в 9-й гвардейский истребительный полк, в который собрали наиболее опытных летчиков для выполнения сложных задач командования. В декабре она сбила бомбардировщик Dornier Do-217.

Шанс на спасение

Дольше всего Лидия  прослужила в 296-м ИАП, куда прибыла в самом конце 1942 года. Прошло полтора месяца, и на ее счету оказались лично сбитый Ю-88 и в группе — истребитель Фоке-Вульф-190. 17 февраля 1943 года лейтенанта Литвяк наградили первым орденом — Красной Звезды.

В одном из воздушных боев с превосходящим противником ее Як-1 подбили, и пришлось совершить вынужденную посадку. Лидия чуть-чуть не дотянула до своих, оказавшись на вражеской территории. Летчицу хотели взять в плен, она уже отстреливалась, но силы были неравны и шансов на спасение не осталось… И тут по залегшим немецким солдатам дал очередь невесть откуда взявшийся наш штурмовик Ил-2 и приземлился рядом с самолетом Лидии. Миниатюрная девушка едва уместилась в кабине пилота. Короткий разбег — и дорога домой. К вечеру лейтенант Литвяк уже была в своем полку.

В марте близ Ростова-на-Дону она летела на перехват бомбардировщиков, один из которых удалось сбить. Но тут же пришлось вступить в бой с шестеркой прикрывавших их истребителей Ме-109. Литвяк тяжело ранило, но на этот раз она дотянула до родного аэродрома.

Почтовая марка 2021 года.
© wikipedia.org
Почтовая марка 2021 года.

Лечилась в госпитале, потом ее отправили в отпуск на реабилитацию домой в Москву. Но отдыхала Лидия всего неделю — вернулась в полк. Там ждал ее муж — Герой Советского Союза, командир эскадрильи капитан Алексей Соломатин, у которого она была ведомой в боевых вылетах.

18 марта 1943 года 296-й ИАП стал гвардейским и переименован в 73-й гвардейский истребительный авиационный полк.

Сопровождая группу бомбардировщиков, 7 мая гвардии лейтенант Литвяк сбила еще один Ме-109. Немецкие асы уже узнавали ее самолет с белой лилией, и чисто психологически это воздействовало: с этой дамой, которая имела свой непредсказуемый летный почерк, по возможности предпочитали не связываться.

Смелость, изобретательность, осторожность

Как опытного пилота гвардии лейтенанта Литвяк зачислили в специально созданную группу «свободных охотников» за вражескими самолетами. Командир полка так характеризовал летчицу: «Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух».

В числе других ей поручили уничтожить аэростат-разведчик противника, который корректировал огонь артиллерии. Помимо сравнительно небольших размеров его прикрывала мощная зенитная группа. Лидия пошла на хитрость: проникнув на малой высоте в глубь территории врага, атаковала аэростат, зайдя против солнца. Пока зенитчики ее обнаружили, цель была уничтожена, а она — вне досягаемости немецких снарядов. Учитывая важность уничтоженного объекта, командование наградило летчицу орденом Красного Знамени.

К несчастью, с высокой наградой ее уже не смог поздравить муж: гвардии капитан Соломатин 21 мая 1943 года погиб в авиакатастрофе при выполнении стрельб на полигоне. Причем произошло это на глазах жены и сослуживцев. После такого жестокого потрясения Лидия долго не могла прийти в себя. Поддержали подруги, в том числе самая близкая — гвардии старший лейтенант Екатерина Буданова. Она была на пять лет старше, обе призывались из Москвы, службу начали одновременно еще в 586-м женском ИАП.

Спасти командира

Очередной бомбардировщик Ю-88 Литвяк сбила 16 июля, а потом вынуждена была вступить в неравный бой с шестью немецкими истребителями, один из которых сумела подбить. Несмотря на ранения в плечо и ногу, смогла дотянуть поврежденный Як-1 почти до самого аэродрома, посадив самолет на «брюхо». От госпиталя отказалась, ограничилась перевязками в полковом медпункте.

Летчицы Буданова и Литвяк.
© ГЦМСИР
Летчицы Буданова и Литвяк.

Уже через три дня она вновь поднялась в небо в паре с Будановой. В неравной схватке с истребителями противника обе были сбиты. Лучшая подруга погибла от полученных ран, а Литвяк смогла невредимой приземлиться на парашюте. На Буданову командир полка отправил представление к званию Героя Советского Союза, но документ вернули: дескать, нет подтверждения гибели — официально она пропала без вести. А вдруг осталась жива и оказалась в плену? Как там себя повела? Лучше подстраховаться…

Вылетев 16 июля в группе во главе с командиром полка гвардии полковником Иваном Голышевым, Литвяк, по сути, спасла ему жизнь. В ходе воздушного боя она заметила, что у комполка выбыл из строя ведомый, и заняла его место. Вовремя: Як-1 Голышева был атакован в хвост вражеским истребителем, самолет Литвяк принял на себя пулеметную очередь и тут же свалился в штопор. Летчица сумела спасти поврежденную машину и произвести вынужденную посадку.

Четвертый роковой…

1 августа 1943 года у гвардии лейтенанта Лидии Литвяк это был уже четвертый вылет. Шли упорные бои в районе реки Миус, и прикрытие с воздуха играло для наших войск важную роль при прорыве вражеской обороны. Но и фашисты направили на этот участок значительные воздушные силы. В тот день Лидия сбила два самолета лично и один в группе. Четвертый вылет оказался для нее последним...

На разборе один из летчиков рассказал, что истребитель Литвяк был подбит. Она, видимо, надеялась добраться до своего аэродрома — самолет с белой лилией на борту ушел в облака. Находившийся поблизости летчик Бондаренко полетел вслед, но Лидии не обнаружил. Хотя и следов падения на земле также не удалось разглядеть. Полной ясности не было, поэтому через полтора месяца в приказе Главного управления кадров значилось: «Пропала без вести 1 августа 1943 года».

Листовка о девушке-герое Лиле Литвяк из серии «Герои боёв за Донбасс».
© wikipedia.org
Листовка о девушке-герое Лиле Литвяк из серии «Герои боёв за Донбасс».

Командир полка представил гвардии лейтенанта Литвяк к званию Героя Советского Союза, но вышестоящее командование, как и в случае с Будановой, решило подстраховаться: летчицу наградили только орденом Отечественной войны I-й степени.

Всего за время участия в боевых действиях Лидия Литвяк совершила 186 боевых вылетов, ее трижды ранило, она сбила лично 11 самолетов противника и еще 3 в группе, один аэростат-разведчик.

Возвращение из неизвестности

После войны поиски самолета Лидии Литвяк продолжились. В ходе них восточнее Мариновки в Донецкой области удалось обнаружить место падения Як-1 с белой лилией на борту. Но саму разбитую машину местные жители давно сдали на металлолом...

В 1969 году возле хутора Кожевня были случайно обнаружены останки летчика. Их захоронили в братскую могилу в соседнем селе Дмитровка. Надпись на скромном памятнике гласила: «Неизвестный летчик».

Но в дальнейшем имя и фамилию смогли узнать юные поисковики одной из близлежащих школ — гвардии лейтенант Лидия Литвяк. Останки изучили специалисты и подтвердили ее личность и выяснили, что летчица была смертельно ранена в голову.

В 1988 году в тот самый приказ Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года внесли изменение: «Погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 года». 5 мая 1990 года Лидии Литвяк присвоено звание Героя Советского Союза.

Мемориальная доска Лидии Литвяк в Москве.
© ast-ohota.ru
Мемориальная доска Лидии Литвяк в Москве.

Не забыта была и ее подруга: 1 октября 1993 года гвардии старшему лейтенанту Екатерине Будановой присвоено звание Героя Российской Федерации. Боевой счет пусть и уступает Литвяк, но тоже впечатляет: 266 боевых вылетов, 6 сбитых немецких самолетов лично и 5 в группе.

…Лидии Литвяк установлены памятники, о ней сняты фильмы, написаны музыкальные произведения. Ее помнят, восхищаются героизмом и преданностью опасной профессии. Причем отдают дань памяти не только отмечая круглые даты. Вот и в августе по случаю 103-й годовщины со дня рождения Лидии Литвяк прошла Межрегиональная акция памяти в Москве, Волгограде и Севастополе. Конечно же, отдадут должное подвигу самой результативной женщине-асу Второй мировой войны и в ходе празднования предстоящего 80-летия Великой Победы — Лидия Литвяк внесла свой весомый вклад в ее достижение.

Реклама
Реклама