История катастрофы Ил-76

История катастрофы Ил-76

Кто и зачем сбил российский самолет с украинскими военнопленными над Яблоновым
Фото работы бригады Следкома РФ.
© СК РФ
Кто и зачем сбил российский самолет с украинскими военнопленными над Яблоновым
' + '' + ' ' + ''+ ' Фото работы бригады Следкома РФ.
21 февраля 2024, 09:43
Реклама

Крушение самолета военно-транспортной авиации Ил-76, выполнявшего 24 января рейс по маршруту Чкаловск — Белгород, в результате попадания в него двух американских ракет MIM-104A Standard ЗРК Patriot (Phased Array Tracking Radar to Intercept of Target) до сих пор вызывает много вопросов. Появились предположения, что гибель 65 украинских военнопленных, находящихся в самолете, должна была послужить спусковым крючком для начала военного переворота в Киеве. Якобы с раскрытием заговора, во главе которого стоял генерал Залужный, связана отставка еще 14 генералов ВСУ. Однако два этих события — гибель 65 военнопленных и отставка генералов — не имеют ничего общего.

«Армейский стандарт» разбирался, зачем киевской власти потребовалось уничтожать своих же солдат.

Преступный приказ

Катастрофу Ил-76 можно было бы назвать одной из трагических случайностей, которые часто встречаются на войне. Или ошибкой командира украинской батареи зенитного ракетного комплекса (ЗРК). Или даже преднамеренным террористическим актом командующего оперативным командованием «Восток» генерал-майора Олега Микаца, виновного в массовых убийствах мирный жителей в Горловке и Макеевке. Его не останавливают нормы морали. Он мог отдать приказ сбить самолет с украинскими военнопленными.

Генерал-майор Олег Микац в плену у Гиви.
© Кадр из видео
Генерал-майор Олег Микац в плену у Гиви.

Однако в этой истории замешан более крупный военачальник. Даже, как многие подумали бы, не командующий ВВС ВСУ генерал-лейтенант Николай Олещук, объявленный МВД РФ в декабре прошлого года в розыск по обвинению в терроризме. Приказ сбить самолет с украинскими военнопленными мог отдать теперь уже бывший главком ВСУ генерал Валерий Залужный с санкции Владимира Зеленского. На это указывает ряд фактов.

Никто из военачальников не имел права самостоятельно перебросить из-под Киева хотя бы часть машин, входящих в состав батареи ЗРК Patriot. А перебрасывать пришлось немало: многофункциональную РЛС AN/MPQ-53, пункт управления огнем AN/MSQ-104, автоматическую станцию коммутации и связи и хотя бы одну пусковую установку М901 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами, а также автономный источник электропитания AN/MSQ-26, комплект для инженерного оборудования позиционного района и комплект маскировки, в том числе радиотехнической и инженерной. Всё это втихаря от начальства не перебазируешь.

Кроме того, Patriot в приграничном районе нуждался в сверхнадежной защите от возможных попыток захвата российскими диверсионно-разведывательными группами и от ударов с воздуха. Позицию ЗРК должны были прикрывать как минимум несколько зенитных самоходных артиллерийских установок Gepard и группа спецназа Главного управления разведки (ГУР) ВСУ, что указывает на причастность к теракту начальника ГУР генерал-лейтенанта Кирилла Буданова. (В России выдан ордер на его арест по обвинению в организации терактов).

Командование ВСУ сильно рисковало, направляя важный компонент противовоздушной обороны Киева непосредственно к границе с Российской Федерацией. ЗРК Patriot — ценный военный приз для российской спецразведки. Таким были первые переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) Stinger во время Афганской войны.

Сейчас, например, за захват пусковой установки HIMARS положено официальное денежное вознаграждение в размере 1 млн руб., за уничтожение той же пусковой установки — 300 тыс. руб. Захват нескольких машин из состава батареи Patriot вместе с пусковой установкой — помимо денежного вознаграждения, тянет на Золотую Звезду Героя. Расположение ЗРК в десяти километрах от границы, а фактически — от линии боевого соприкосновения, свидетельствует о том, что перед украинскими военными была поставлена экстраординарная и архиважная задача, цель которой перевешивала все связанные с ее выполнением риски.

Засада

Всё свидетельствует о том, что кем-то было принято решение применить ЗРК Patriot из засады. Эта тактика известна со времен войны во Вьетнаме и имеет один существенный недостаток: пока ЗРК находится в «засаде», какой-то объект в тылу, который ранее этот комплекс прикрывал, оказывается незащищенным.

Так случилось в июле 1966 года во Вьетнаме. Авиация США нанесла удар по бензохранилищам вблизи городов Ханой и Хайфон в то время, когда значительная часть зенитных ракетных дивизионов, прикрывавших эти города, была выделена для действий из «засады» на другом направлении. Следовательно, ГУР располагало достоверной информацией, что цель появится в нужном месте и в нужное время, когда в засаде будет находиться ЗРК.

Розыскная карточка командующего ВВС ВСУ генерал-лейтенанта Николая Олещука.
© МВД РФ
Розыскная карточка командующего ВВС ВСУ генерал-лейтенанта Николая Олещука.

В современных условиях применения высокотехнологичных средств ведения боевых действий, да еще на виду у противника, долго в засаде не усидишь. Поэтому вся операция должна была длиться менее суток. Из этого следует, что боевой расчет ЗРК знал время и место появления воздушной цели в зоне поражения. Сообщить о ней могло только высшее руководство ВСУ. Доступ к информации о доставке украинских военнопленных для обмена, как не раз повторяли представители СБУ, Офиса президента и других служб, причастных к процессу обмена, строго ограничен. При этом фактический исполнитель теракта — боевой расчет ЗРК — с большой долей вероятности не знал, что в ожидаемом им самолете находятся украинские военнопленные, которых везут для обмена.

Идеальная цель

Самолет Ил-76 российской военно-транспортной авиации, перевозивший украинских военнопленных, представлял собой идеальную цель для украинской ПВО. Из документов IKAO, составленных для каждого аэропорта, террористы, обслуживающие радар, пункт управления огнем и собственно пусковую установку, достоверно знали маршрут подхода воздушного судна к Белгороду со стороны Яблонова и схему захода на посадку.

Условия для поражения цели идеальные, как на учебном полигоне. А стрельба по реальной цели в условиях ведения боевых действий многократно увеличивает ценность оружия с точки зрения его рекламных свойств для продвижения на международном оружейном рынке.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев в день гибели самолета сообщил, что экипаж Ил-76 успел доложить о внешнем воздействии на воздушное судно. Виктор Бондарев не уточнил характер этого воздействия. А специалист по системам ПВО Алексей Леонков сообщил РИА Новости, что «примерно за одну-две минуты до попадания украинских ракет в Ил-76 его экипаж успел доложить на землю, что системы оповещения самолета зафиксировали работу вражеской РЛС, облучающей борт».

Что в эти минуты происходило в воздушном пространстве над Белгородской областью и на сопредельной территории? Получив информацию от внешнего источника, возможно, от американского разведывательного спутника о подлете цели, оператор включил РЛС, расположенную недалеко от границы с Россией, для подсветки цели на предельной дистанции. Дистанция обнаружения самолетов составляет 180 км. В это же время из пусковой установки были запущены две ракеты MIM-104А. Они приняли отраженный от самолета сигнал и ретранслировали его на командный пункт. Управляющий компьютер сопоставил данные, полученные от наземной РЛС и от самой ракеты, и выработал поправку траектории, направляя MIM-104А в Ил-76.

Почему именно две ракеты? Это тоже было важным условием террористического акта. Дело в том, что много десятилетий назад ракета MIM-104A создавалась для поражения целей типа «самолет». При этом, согласно тактико-техническим характеристикам, вероятность поражения составляла 0,8. Другими словами, из 100 выпущенных ракет гарантировано поражает цель 80. Следовательно, для гарантированного, стопроцентного поражения одной цели требуются две ракеты. Всё это и было соблюдено 24 января.

Надо добавить, что предельная дальность для подсветки цели (180 км) в этом террористическом акте тоже выбиралась не случайно. Именно на такой дистанции РЛС AN/MPQ-53 обнаруживает цель, аналогичную бомбардировщику, эффективная площадь рассеяния (ЭПР) которого составляет 10 кв. м. Дальность обнаружения истребителя (ЭПР 1,5 кв. м) — 130 км, ракеты (ЭПР 0,5 кв. м) — 100 км, головной части ракеты (ЭПР 0,1 кв. м) — 70 км. Ил-76 и по этому параметру соответствовал редкой для ЗРК цели «бомбардировщик».

Заказчики и исполнители

Первоначально Patriot был разработан для поражения самолетов, но после войны в Персидском заливе был переделан для нанесения ударов по тактическим баллистическим ракетам, поскольку это оружие становилось всё более распространенным и важным на поле боя. «Украинцы вернули Patriot к его истокам в качестве зенитного средства», — утверждают Джулиан Барнс (Julian E. Barnes) и Марк Сантора (Marc Santora), авторы статьи «Творческое использование оружия Украиной несет в себе как перспективы, так и риски» (Ukraine’s Creative Use of Weapons Carries Promise and Risk), опубликованной 8 февраля в газете The New York Times.

Схема IKAO захода воздушных судов на посадку в аэропорту Белгорода.
© vatrus.info
Схема IKAO захода воздушных судов на посадку в аэропорту Белгорода.

Из заголовка следует, что это был эксперимент, потому что, как пишут авторы, «Patriot — это оборонительная система, обычно используемая для защиты местности, а не для того, чтобы сбивать самолеты». Война на Украине предоставила американским оружейным компаниям прекрасную возможность испытать их продукцию в условиях реальной войны с высокотехнологичным противником.

Авторы статьи в The New York Times напомнили, что это уже не первый случай «тайного» использования ЗРК Patriot из засады по российским самолетам и вертолетам, находящимся в российском воздушном пространстве. Предыдущие были в мае и декабре 2023 года. «Официальные лица США не критикуют Украину за использование системы Patriot для нанесения ударов по российским самолетам в целом. Вместо этого они заявили, что это именно те инновации, которые Украина должна будет принять», — сообщает издание.

Думается, излишне подробно объяснять, зачем производителю ЗРК Patriot — компании «Рейтеон» (Raytheon), входящей в состав американского транснационального аэрокосмического и оборонного конгломерата RTX — требуется такое «творческое использование оружия». До начала боевых действий на Украине американское оружие применялось только против слабого противника на Ближнем Востоке. В 1991 году, во время войны в Персидском заливе, главным достижением ЗРК Patriot стало уничтожение старых иранских ракет Scud, созданных на основе советской Р-11, стоявших на вооружении Советской армии с 1957 года. Настоящий антиквариат! Но даже столь скромный успех привел к значительному увеличению продаж ЗРК за пределами Соединенных Штатов. В 2006 году в компании сообщили о получении $283,9 млн мирового дохода от продажи Patriot.

Теперь нетрудно представить барыши корпорации, если на очередной международной оружейной выставке представители RTX в доверительной беседе с потенциальным покупателем расскажут и покажут подтверждающие документы об эффективном применении Patrion по всем воздушным целям на Украине. Такому оружию просто цены не будет, особенно в период подготовки Европы к войне с Россией, которая начнется, если верить зарубежным СМИ, через пять лет.

Жизнь рабов в обмен на рекламу

У разработчиков ЗРК Patriot никогда не было возможности применить свое оружие по реальному бомбардировщику. Учебные цели на полигоне — это одно, а настоящий современный бомбардировщик или самолет подобного класса — другое.

Российские стратегические бомбардировщики облетают Украину за многие сотни километров, поэтому достать до них у Patriot нет ни единого шанса. Иное дело — «суррогатный» бомбардировщик. Но и в этом случае производителю надо было заранее договариваться с военно-политическим руководством Украины о создании соответствующих условий для испытания ЗРК.

У председателя совета директоров и главного исполнительного директора корпорации RTX Грегори Хейса (Gregory J. Hayes), который планирует уйти с поста генерального директора в мае 2024 года, наверняка есть широкие дипломатические, административные, деловые и иные ресурсы, которые были задействованы для организации экспериментов с ЗРК Patriot на Украине. Информация о характере «груза» в Ил-76 никого не интересовала, в том числе и украинскую сторону. Всё решали деньги.

Посадка военнопленных в самолёт Ил-76.
© СК РФ
Посадка военнопленных в самолёт Ил-76.

Известный британский деятель профсоюзного движения и публицист XIX века Томас Джозеф Даннинг (Thomas Joseph Dunning) в своем труде «Профсоюзы и забастовки: их философия и намерения» за несколько лет до Карла Маркса написал: «Обеспечьте [прибыль] 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами».

Судьба украинских «рабов», возвращавшихся в Ил-76 с самыми теплыми мыслями о «нэньке», которая их выручила из русского плена, не шла ни в какое сравнение с коммерческими интересами американской корпорации. Кто и сколько получил непосредственно в Киеве за эту «услугу», мы никогда не узнаем.

При этом авторы статьи в The New York Times намекают на причастность Германии и Нидерландов, откуда шли поставки на Украину ЗРК и ракет Patriot, открещиваясь от причастности США к убийству военнопленных.

Журналисты подчеркивают, что противоракету (interceptor — перехватчик) предоставил некий «европейский партнер» — в английском тексте использован неопределенный артикль — «a European partner». Откуда журналистам это стало известно? Они явно знают больше, чем разрешила им написать американская цензура.

Пентагон еще в декабре 2022 года объявил, что США предоставят Украине батарею Patriot в рамках пакета помощи стоимостью $1,85 млрд. При этом американцы проливают крокодиловы слезы: «Если в самолете были пленники, что вполне вероятно, американские официальные лица заявили, что гибель людей достойна сожаления».

Иными словами, украинцы сами виноваты, а США здесь ни при чем. А может быть, как раз и причем? Как бы они ни старались свалить вину на неопределенного «европейского партнера», ЗРК и ракеты все равно американские, и переданы они были Украине с разрешения правительства США. Остается выяснить, кто снимал параметры работы зенитно-ракетного комплекса по транспортному самолету Ил-76 для составления отчета о «творческом использовании оружия». Вряд ли такую ответственную миссию доверили украинским военным.

* * *

Настанет день, когда уничтожение 65 украинских военнопленных ради коммерческих интересов американской корпорации RTX будет признано бессмысленным и грубым нарушением международных законов и правил ведения войны. Как только киевская власть пошатнется, ей припомнят и это преступление, о котором на Украине пока молчат с рабской покорностью.

Реклама
Реклама