Тайные смыслы украинского генерала
Противника надо знать. Аксиома, проверенная временем. Именно по этой причине стоит внимательно изучить эссе экс-главкома вооруженных сил Украины генерала Залужного, которое опубликовано на сайте CNN. Ветеран войсковой разведки, Герой России полковник в запасе Рустем Клупов критически разобрал военно-теоретические взгляды украинского генерала специально для «Армейского стандарта».
Генерал Залужный - типичный офицер постсоветской Украины, с образцовым послужным списком и прохождением службы. Прошел служебные ступени карьерного роста, как говорится, без шероховатостей и косяков. Учебные заведения окончил с отличием.
Иметь такие успехи в период строительства «самостийности» на Украине, наверное, было непросто. Замечу, что из тридцатилетнего стажа военной службы на очную учебу у Залужного пришлось почти десять лет, а это треть выслуги.
В 2014 году, окончив Национальный университет обороны Украины имени Ивана Черняховского, как лучший выпускник оперативно-стратегического уровня подготовки был награжден переходящим мечом королевы Великобритании. Уже, судя по этому знаку отличия, понятно, кто и как преподавал слушателям этого вуза.
Как представитель украинских высших офицеров и участник боевых действий на Донбассе, не запятнавший биографии военной службой в Советской армии, Залужный — сторонник обновления кадров и отхода от советской военной науки и практики. Например, один из его первых шагов после назначения на должность главнокомандующего ВСУ — разрешение солдатам на линии соприкосновения открывать огонь без согласования с командованием для минимизации бюрократических проволочек.
Теперь стоит разобрать некоторые тезисы его эссе для CNN.
«Украине лучше избежать втягивания в позиционную войну, в которой она не обладает преимуществом».
Конечно, позиционные боевые действия требуют больших человеческих и материальных затрат, в которых Украина уже испытывает сильный дефицит. Перейти к активным боевым действиям, наподобие «контрнаступа» образца 2023 года, Украина тоже не в состоянии.
Собственно, переход к позиционному противостоянию произошел зимой 2022 года. Избежать его можно только переводом боевых действий в активную фазу. Это возможно сделать путем глубоких прорывов обороны противника с выходом на оперативный простор, системным применением высокоточного оружия и дальнейшим переводом активных боевых действий в сетецентрическое противоборство. Украинская сторона свои наступательные возможности исчерпала в 2023 году.
С другой стороны, Российские вооруженные силы, обладающие стратегической инициативой, стали инициатором перевода боевых действий в позиционное состояние и продолжают диктовать формы и способы боевых действий на поле боя. То есть от пожеланий Залужного в этом вопросе мало что зависит.
«Украина должна бороться с сокращением военной поддержки со стороны ключевых союзников, борясь с собственной политической напряженностью».
Утверждения такого типа — голый популизм. Сентенция на уровне «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». При этом ясно, что, по сравнению с 2022–2023 гг., союзники сажают ВСУ на голодный паек.
Уважающее себя государство поддерживает свой суверенитет и независимость через развитие экономики и строительство национальных вооруженных сил. Что касается Украины, то одна из самых развитых в промышленном и военном отношении республик Союза, обладающая ядерными и космическими технологиями, трудолюбивым населением и профессионально подготовленными кадрами, была разворована, скатилась в прямую зависимость от Запада и превратилась в «анти-Россию».
Благодаря военной поддержке США и их союзников, Киев формирует уже армию «четвертого набора». Три предыдущие были сточены за два года боевых действий. Собственный ВПК в руинах, специалистов нет, рабочие руки на фронте или в эмиграции, а госдолг скоро сравняется с годовым ВВП страны. Причем госдолг продолжает расти, а ВВП — падать. Отсюда и «собственная политическая напряженность», о которой упоминает в своей статье Залужный. С ней тоже надо бороться.
На деле Залужный предлагает набрать армию по новым лекалам, для чего нужна тотальная мобилизация, включая инвалидов, стариков и женщин. Новая армия должна будет сдерживать наш натиск в то время, как ВСУ будут терроризировать наш тыл крылатыми и баллистическими ракетами производства НАТО, огромным количеством воздушных и морских дронов, способных наносить удары на огромную глубину по мирным жителям
«Россия, принимая во внимание то, как события на Ближнем Востоке отвлекли внимание международного сообщества, может попытаться спровоцировать новые конфликты в других местах».
Очень интересная мысль, и автор ее не Залужный. С момента начала противостояния в Газе некоторые западные эксперты заявили, что обострение на Ближнем Востоке выгодно России. Особенно с учетом того, что в процесс ближневосточного конфликта стали втягиваться другие участники, поток оружия США в Израиль стал нарастать в ущерб арсеналам Украины, а хуситы серьезно осложнили логистику западных стран.
Украина уже сорвала голос кричать об этом, чтобы ее, не дай бог, не забыли и не списали с довольствия. Однако не все так просто. К примеру, вывод войск США с Ближнего Востока, о чем периодически объявляет Вашингтон, нам не выгоден. Потому что войска эти вероятно будут выводиться в Европу, скорее всего, в Восточную, в места предполагаемых будущих сражений России и стран НАТО.
Нам было бы выгодно не выпускать американцев с Ближнего Востока, а руками арабов и персов любой ценой покончить с этими группировками и «обнулить» их на месте.
Что касается провоцирования новых конфликтов, то уверенно можно заявить, что по периметру границ России условий для вооруженных конфликтов набирается и без того немало, и главный их инициатор страны НАТО во главе с США.
В этом ряду, например, вступление в НАТО Финляндии и, возможно, Швеции. Это размещение новых военных баз США в арктической зоне на территории Швеции, Финляндии, Норвегии. Это и проведение военных стратегических учений объединенных вооруженных сил НАТО в Европе с агрессивной антироссийской тематикой на северо-западном стратегическом направлении.
А еще прямая подготовка Польши, Румынии и стран Балтии к войне с Россией; всесторонняя поддержка ВСУ; спонсирование антироссийского курса Молдавии; выдавливание России из Закавказья; активное продвижение военных интересов стран НАТО на постсоветском пространстве — в Армении, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане.
И это не говоря о нарастании противостояния в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счет враждебных действий США, Южной Кореи и Японии по отношению к России, Северной Корее и Китаю. При этом в любом из будущих «горячих точек» при возникновении вооруженного конфликта виноватой останется РФ.
«У России имеется значительное преимущество в мобилизации человеческих ресурсов, а на Украине наблюдается неспособность государственных институтов повысить численность вооруженных сил без использования непопулярных мер».
Тоже очевидность. Возможности России и Украины несопоставимы, в том числе и мобилизационные. Обеспеченный мобресурс ВСУ до конфликта оценивался в 2 млн человек, однако на начало 2024 года призвано предположительно 1,4 млн чел.
Подготовленные мобилизационные возможности Украины оцениваются в 600 тыс. человек, с учетом которых число призванных украинцев составит 8% от 25 млн человек (средняя численность населения в 2022–2023 годах).
Мобилизационный потенциал, исходя из численности мужского населения в возрасте от 18 до 60 лет, составляет почти 7,5 млн человек (28% всего населения).
Чтобы такое число мобилизованных одеть, вооружить и обучить, нужно не менее пяти лет. При этом народное хозяйство Украины окажется в полном упадке без специалистов и трудовых рук, призванных в армию.
Ограничения в дополнительной мобилизации кроются в экономике и устойчивости производства. В СССР в период Великой Отечественной войны были призваны в ряды Красной армии 7–8% населения. При этом мы знаем, во что это вылилось: мужчин на заводах и в полях заменили женщины и дети.
Кстати, при тотальной мобилизации в фашистской Германии призыву подверглись до 12% населения — мужчины от 16 до 60 лет. А с учетом демографического кризиса, спровоцированного потерями и эмиграцией, украинское население ждет постепенное вымирание.
Таким образом, грядущую мобилизацию на Украине в 500 тыс. человек можно считать пределом мобилизационных возможностей Украины. Она продлится и в 2025 году. Признаки подготовки мобилизации в России в 2024 году пока отсутствуют.
«Приоритетом номер один является овладение всем арсеналом дешевых, современных и высокоэффективных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и других технологических средств».
Только ленивый сегодня не обращается к теме БПЛА. Залужный не исключение. Но разве «современное» и «высокоэффективное» может быть дешевым? Для этого нужно соизмерить стоимость FPV-дрона c ценой поражаемой им цели.
Если это танк, то эффективность высокая, а если человек? За декабрь Украина произвела 50 тыс. дронов. Средняя боевая эффективность одного FPV-дрона около 0,5. Значит, эти 50 тыс. дронов поразят как минимум 25 тыс. объектов. И это, конечно, проблема.
Расчеты подтверждают практическую и финансовую целесообразность развития технологий FPV-беспилотников и дронов-камикадзе.
Под другими технологиями такого класса, наверное, подразумеваются безэкипажные, дистанционно управляемые катера, эффективность которых в очередной раз подтвердили ВСУ при ударе по ракетному катеру «Ивановец» в акватории Черного моря. В таких условиях на первый план выдвигаются задачи борьбы с дронами.
Ясно, что Британия и США в Черном море отрабатывают дешевые технологии борьбы с нашими Черноморским, Балтийским, Северным и Тихоокеанским флотами. И они будут делать все для максимальной обкатки новых дешевых и высокоэффективных средств вооруженной борьбы.
«В 2024 году ВСУ должны сосредоточить основные усилия на трех направлениях: создание системы обеспечения Вооруженных сил Украины высокотехнологичными активами; новая философия обучения и ведения войны, которая учитывает ограничения в ресурсах и способах их использования; освоение новых боевых возможностей».
Думается, что в последних двух положениях заложен смысл подготовки ВПК Украины и ВСУ в условиях сложного противоборства с Россией к асимметричным действиям. К эффективному применению относительно дешевых боевых систем, отличающихся высокой технологичностью и боевой эффективностью. Залужный требует подготовки ВПК Украины к их массовому производству, с учетом ограничения в ресурсах, к массовому применению, а также выработки новых форм и способов ведения успешных боевых действий в этих условиях.
***
С учетом конфликта между Залужным и Зеленским, который завершился резонансной отставкой главкома, статью генерала можно отнести к программному документу воюющего государства, которому предстоит действовать в сложных условиях ограниченной помощи Запада. Его цель — ослабление России за счет населения Украины на поле боя, чтобы создать лучшие условия войскам НАТО для подготовки к прямому вооруженному противостоянию с Россией.