Гром над Магдебургом

Гром над Магдебургом

В ГСВГ советские истребители не только отгоняли самолеты НАТО от воздушных границ ГДР, но и сбивали нарушителей
Фронтовой истребитель МиГ-19 с подвесными топливными баками.
© propjet.ucoz.ru
В ГСВГ советские истребители не только отгоняли самолеты НАТО от воздушных границ ГДР, но и сбивали нарушителей
' + '' + ' ' + ''+ ' Фронтовой истребитель МиГ-19 с подвесными топливными баками.
20 марта 2024, 09:52
Реклама

Это случилось 60 лет назад, 10 марта 1964 года. Близ Магдебурга в тогда еще Германской Демократической Республике (ГДР) советские истребители сбили американский самолет-шпион RB-66 Destroyer. До этого был еще один подобный случай, завершившийся столь же печально для авиации НАТО.

 «Заблудившаяся» троица

За полтора месяца до магдебургского инцидента, 28 января 1964 года, воздушную границу ГДР в районе Айзенаха нарушил учебно-тренировочный самолет T-39 Sabreliner с опознавательными знаками ВВС Федеративной Республики Германия.

В полет он отправился в 14 часов 10 минут с авиабазы Висбаден-Эрбенхайм. В составе экипажа американцы: достаточно опытный подполковник Джеральд Кей Ханнафорд, капитаны Джон Ф.Лоррейн и Дональд Грант Миллард. С точки зрения сложности этот учебно-тренировочный вылет был вполне привычным. Разве что сам самолет T-39 Sabreliner представлял собой новинку — сертификат летной годности получил в апреле 1963 года.

Почти час летчики выполняли в воздухе плановое задание, а затем неожиданно изменили курс — направились в сторону Германской Демократической Республики. На радиозапросы с авиабазы Висбаден-Эрбенхайм не отвечали. Скорость достаточно большая, 800 км/ч, и в 14 часов 58 минут T-39 Sabreliner уже получил статус нарушителя воздушной границы ГДР.

T-39A Sabreliner. ВВС США.
© wikipedia.org
T-39A Sabreliner. ВВС США.

На перехват с аэродрома Альтенбург подняли пару дежурных истребителей МиГ-17Ф, которые пилотировали старшие лейтенанты Дерий и Кропотов. Встреча с самолетом-нарушителем произошла, когда тот углубился на 100 километров вглубь территории ГДР. Советские летчики подали американцам соответствующие сигналы, но те не отреагировали. Ведущий Анатолий Кропотов открыл предупредительную стрельбу, тоже безрезультатно. С аэродрома дали команду на поражение нарушителя. Огонь из двух 23-мм авиационных пушек сразу же прервал полет T-39 Sabreliner, и его обломки упали в 20 километрах от Эрфурта близ деревни Фогельсберг. Экипаж погиб.

Вскоре было опубликовано заявление ТАСС, в котором говорилось, что самолет иностранного государства вторгся в воздушное пространство Германской Демократической Республики. На предупредительные сигналы и стрельбу не реагировал, а потому поднятые на перехват летчики в качестве защитной меры вынужденно открыли огонь на поражение.

Конечно же, американцы выдвинули свою версию о сбившемся с маршрута вполне мирном самолете без вооружения. Вероятно, на это и был расчет: произвести разведку именно на учебно-тренировочном T-39 Sabreliner, который летчики Группы советских войск в Германии (ГСВГ) сбивать не станут…

Командование признало действия наших пилотов грамотными и соответствующими обстановке. Оба досрочно стали капитанами, Кропотова наградили орденом Красного Знамени, Дерия — орденом Красной Звезды.

Урок не впрок

Казалось бы, из ЧП в небе Тюрингии командование США должно было сделать выводы и не испытывать судьбу: по ту сторону границы шутить не намерены. Но урок не пошел впрок.

Опять сработала не совсем понятная логика. Дело в том, что в марте 1964 года на полигоне под Магдебургом войска ГСВГ проводили масштабное учение. Противник полагал, что все внимание, в том числе средств ПВО ГСВГ, будет сосредоточено на нем. Пока советское командование разберется, что к чему, самолет-шпион успеет благополучно вернуться обратно. Но в реальности ситуация, как известно, иная: в ходе учений боеготовность повышается.

Обломки того самого T-39 Sabreliner.
© wikipedia.org
Обломки того самого T-39 Sabreliner.

Итак, 10 марта самолет-разведчик RB-66 Destroyer ВВС США с экипажем в составе летчика капитана Дэвида Холланда, штурмана-инструктора капитана Мэлвина Кесслера и штурмана лейтенанта Харольда Велча взлетел с одного из аэродромов в Западной Германии. Скорее всего, экипаж был не в курсе, что играет некую вспомогательную роль: RB-66 выступал в роли нарушителя для вскрытия размещения средств ПВО на территории ГДР. Работу средств ПВО должен был засечь и передать на базу добытую информацию американский разведывательный спутник «Феррет», запущенный на околоземную орбиту в январе.

На перехват RB-66 взлетели сразу два истребителя МиГ-19: капитан Федор Зиновьев с аэродрома Виттшток и капитан Виталий Иванников с аэродрома Цербст. Последний вообще не должен был попасть в состав дежурного звена — его определили туда накануне, вечером 9 марта. По должности (начальник парашютно-десантной службы — старший летчик) Иваников вообще редко привлекался к несению боевой службы, а тут, что называется, повезло.

Нарушитель летел на высоте 10 тысяч метров, и первым его настиг Зиновьев. После предупредительной стрельбы он открыл огонь из авиационных пушек на поражение. Получив повреждения, RB-66 снизил скорость до 400 км/час и опустился до четырех тысяч метров, но все равно продолжал лететь на запад, надеясь дотянуть до спасительной границы — до нее оставалось каких-то двадцать километров.

Вполне возможно, что план удался бы, но подоспел МиГ-19 Иванникова. Сначала он поразил цель неуправляемыми реактивными снарядами С-5, повредив левый двигатель американца. Затем уже с дальности около сотни метров произвел стрельбу из авиапушек. Летчики увидели три раскрывшихся парашюта, а затем и взрыв на борту вошедшего в спираль самолета.

Отправка на родину экипажа T-39 Sabreliner.
© wikipedia.org
Отправка на родину экипажа T-39 Sabreliner.

Как вспоминал впоследствии Иванников, от взлета и до окончания воздушного боя прошло не более 7 минут. Кстати, за действиями летчиков на полигоне наблюдали сотни участников учения, которые первоначально восприняли происходящее, как один из запланированных эпизодов. И если стрельбы в ходе воздушного боя на земле не услышали (к тому же в это время атаку со стрельбой вели танковые подразделения), то упавшие горящие обломки самолёта вызвали всеобщее удивление. А тут ещё и трое парашютистов под оранжево-белыми куполами. Их тут же взяли в плен: травму при приземлении получил только лейтенант Велч, а двое других пилотов не пострадали.

Не прошло и месяца, как 4 апреля 1964 года в Доме офицеров гарнизона Ютербог капитанам Федору Зиновьеву и Виталия Иванникову вручили ордена Красного Знамени.

Индульгенция за Тегель

Три года спустя умелые действия капитана Федора Зиновьева в небе над Магдебургом спасли его от неминуемого серьезного наказания. Причем случай произошел невероятный. Впрочем, обо всем по порядку.

Его звено в составе штатных четырех летчиков в феврале 1967 года откомандировали из ГСВГ в городок Луховицы Московской области. Там располагался завод КБ Микояна, где подготовили к передаче в войска новейшие по тому времени и, соответственно, секретные истребители МиГ-21ПФМ. На них установили усовершенствованный прицел, современную систему управления вооружением, в том числе с применением ракет с радиолокационным наведением, а также ряд других новинок. Словом, для вероятного противника приготовили сразу несколько неприятных сюрпризов.

Лётчики с командованием ГСВГ.
© koethen.airforce.su
Лётчики с командованием ГСВГ.

Звену Зиновьева поставили задачу перегнать четыре МиГ-21ПФМ с аэродрома в Луховицах в ГДР. Для достаточно опытных летчиков задача вполне посильная. Без проблем долетели до Минска, переночевали и утром отправились дальше.

По пути четверке уточнили маршрут: приземлиться не на родном аэродроме 787-го истребительного полка в Темплине, что в 80 километрах к северу от Берлина, а в Котбусе, юго-восточнее столицы ГДР.

Аэродром незнакомый, а расстояния по авиационным меркам небольшие, поэтому в пасмурную погоду с низкой облачностью звено «мигов» проскочило пункт назначения, даже не заметив промашки. Спустя несколько минут Зиновьев увидел внизу аэродром. Диспетчер на запрос не ответил, но летчик списал это на неисправность радиостанции «мига». Он дал команду трем своим летчикам на всякий случай повисеть в воздухе, а сам пошел на посадку.

Каково же было его удивление, когда, приземлившись, он увидел стоящие самолеты с опознавательными знаками США и Франции. Оказалось, что это аэродром Тегель во французской зоне Западного Берлина. Что делать? «Друзья» из блока НАТО уже предвкушали невероятную удачу: секретный МиГ сам прилетел к ним в гости! Они тут же перегородили автотранспортом взлётно-посадочную полосу.

Аэродром Тегель на карте Берлина
© wikipedia.org
Аэродром Тегель на карте Берлина

Зиновьев не растерялся: развернулся, включил форсаж и после короткого разбега с рулежки резко взмыл в небо. Повезло, что на МиГ-21ПФМ конструкторы предусмотрели возможность взлета с короткой грунтовой полосы. Через несколько минут его «миг» приземлился в Котбусе, куда чуть раньше прилетели три самолета, остававшиеся в небе над Тегелем. Лётчики поняли: что-то тут не так — и самостоятельно отправились на указанный аэродром.

Командир 16-й гвардейской авиационной дивизии встретил капитана Зиновьева такими словами: «Что сел в Тегеле — дурак, а что удрал — молодец». Учитывая ранее сбитый им американский разведчик, дело решили замять, а смелого и находчивого летчика не наказывать.

Реклама
Реклама