…И взошло над Крымом солнце

…И взошло над Крымом солнце

Десять лет назад в Крыму прошел всенародный референдум о воссоединении с Россией
Митинг на площади Нахимова в Севастополе 23 февраля 2014 года.
© Кадр из видео
Десять лет назад в Крыму прошел всенародный референдум о воссоединении с Россией
' + '' + ' ' + ''+ ' Митинг на площади Нахимова в Севастополе 23 февраля 2014 года.
25 марта 2024, 09:15
Реклама

16 марта 2014 года все жители  входивших в состав Украины Автономной Республики Крым и города-героя Севастополя наконец-то обрели возможность абсолютно свободно выразить свое мнение относительно дальнейшей судьбы полуострова. Инсинуации о том, что референдум был проведен «под дулом автомата» не просто далеки от истины, они являют собой образчики подлой, циничной лжи и оскорбляют лучшие чувства подавляющего большинства крымчан. «Армейский стандарт» делится в этой публикации взглядом очевидца на события Крымской весны.

Антимайдан

К моменту начала так называемого «второго Майдана» законно избранный украинский президент Виктор Янукович и его криминально-олигархическое окружение успели настроить против себя едва ли не все население страны. Фальшивость пророссийской ориентации Януковича давно уже вскрылась, беспрецедентная алчность и наглость, наоборот, стали явственно видны.

Он остался без искренней поддержки народных масс не только центральной части Украины и ее юго-востока, но даже и своей малой родины — Донбасса. Там было немало людей, всеми фибрами души ненавидевших украинских нацистов, но вступать с потомками бандеровцев в открытую и опасную для жизни борьбу ради сохранения власти в руках дискредитировавшего себя златолюбца желающих не нашлось…

После бегства Януковича из Киева в Крыму воцарилась некая растерянность. С одной стороны, сверженного трусоватого правителя было совершенно не жаль, с другой — последние недели Майдана и первые же шаги новой власти показали истинную, прежде всего антироссийскую сущность произошедших в Киеве перемен. Так, в первый же день после победы Майдана Верховная рада сильно ограничила использование русского языка, отменив действие закона «Об основах государственной языковой политики».

Спустя пару дней стало известно и о тщательно замалчивавшейся украинскими СМИ расправе нацистов над возвращавшимися на автобусах в Крым участниками Антимайдана. Все это не могло не вызвать неприятия и настороженности у населения полуострова, в подавляющем большинстве русскоязычного.

Нападение укронацистов на автобусы с крымчанами у Корсунь-Шевченковского.
© Кадр из видео
Нападение укронацистов на автобусы с крымчанами у Корсунь-Шевченковского.

Крымчане и до развала СССР считали свою землю неправомерно переданной Украине частью России, а после предательского провозглашения «братской» республикой «незалежности» чувствовали себя брошенными и обманутыми.

Попытка провести референдум о независимости Крыма в начале 90-х годов была грубо пресечена киевскими властями. А захват власти в Киеве рьяными украинскими националистами и нацистами 22 февраля 2014 года поставил под угрозу ликвидации даже ту тень реальной автономии, что была русскоязычному Крыму оставлена. С этим надо было что-то делать.

Первым против бандеровской власти восстал Севастополь. Многотысячный стихийный митинг избрал народного мэра — бизнесмена Алексея Чалого. На въездах в город добровольцы-активисты организовали блокпосты. Началась подготовка к третьей в истории Севастополя обороне. Следом заволновались Симферополь, Керчь и другие города. На фасаде здания Верховного совета Крыма появился российский триколор. Хотя никто тогда еще не смел всерьез надеяться на прямую поддержку со стороны России, жить в стране, где бал будут править потомки гитлеровских прихвостней, крымчане не пожелали.

25 февраля 2014 года в центре Симферополя прошел митинг с требованием  проведения референдума о выходе Крыма из состава Украины. Парламент автономии согласился рассмотреть вопрос на специальной внеочередной сессии. Ее открытие было назначено на следующий день…

Союзники бандеровцев

Имелись, однако, в Крыму и элементы, на протяжении многих лет дышавшие ядом на все русское и связанное с Россией. Таковыми были прежде всего лидеры экстремистского «Меджлиса крымско-татарского народа» (здесь и далее - экстремистская организация, запрещенная на территории РФ). Они однозначно поддержали переворот в Киеве и рассчитывали после него захватить власть на полуострове в свои руки. Русских людей они хотели превратить в притесняемое и бесправное большинство (по типу апартеида в ЮАР до 1994 года).

Противостояние возле здания Верховного Совета Крыма.
© Соцсети
Противостояние возле здания Верховного Совета Крыма.

Подобно тому, как для западно-украинских неонацистов кумирами являлись Бандера, Шухевич и прочие мерзкие приспешники Гитлера, меджлисовские экстремисты чтили крымско-татарских коллаборационистов, в годы Великой Отечественной войны обагривших руки кровью тысяч крымчан. Поэтому, когда русскоязычное население Крыма стало выступать против «майданной власти», лидеры меджлиса организовали волнения среди своих соотечественников, направленные на поддержку нового киевского режима.

Апогеем противостояния полярно разных сил стали жесткие столкновения у здания Верховного совета Крыма между участниками двух митингов. В ходе давки крымско-татарские экстремисты выкрикивали бандеровские лозунги, размахивали черно-красными знаменами украинских нацистов и, сорвав с фасада российский флаг, сожгли его. Последнее всколыхнуло даже инертных до той поры русских людей, ранее наблюдавших за происходящим как бы со стороны. Это был самый настоящий плевок в русскую душу и намек на то, как меджлисовцы, будь на то их воля, поступали бы с поборниками русской идеи в Крыму. В тот день, 26 февраля 2014 года, стороны удалось успокоить и развести, но напряжение никуда не делось, словно повиснув в воздухе.

Вежливые люди

Около 4 часов 30 минут утра 27 февраля в здание Верховного совета Крыма вошли две группы вооруженных людей (по 10–15 бойцов) в военной форме без знаков различия. Охранявшие парламент сотрудники полиции не стали оказывать вошедшим сопротивления. Их, а также находившийся в здании в столь ранний час немногочисленный персонал, люди в форме очень вежливо попросили его покинуть. На флагштоке парламента вместо желто-голубого украинского флага взвился российский триколор.

Вышедшие и выехавшие утром по своим обычным делам симферопольцы неожиданно обнаружили, что проезд через центральную площадь города (там располагалось здание Совета министров Крыма) перекрыт такими же немногословными людьми в военной форме. Вели они себя по отношению к населению подчеркнуто корректно, и тем не менее на душе было тревожно. Возникли слухи о том, что крымчанам собираются навязать в качестве главы государства свергнутого Януковича. Радости и восторга это не вызывало.

«Вежливые люди».
© sevastopol.su
«Вежливые люди».

Постепенно, однако, все начало проясняться. Хотя о том, что люди в форме являются российскими военнослужащими, официально нигде не оглашалось, жители города быстро это поняли и стали проявлять к военным искреннее дружелюбие. Все понимали, что российские воины прибыли защищать их от возможных рейдов на полуостров вооруженных украинских нацистов в уже известных по 90-м годам «поездах дружбы» (а эти циничные угрозы из Киева звучали).

Кроме того, присутствие российских военных воспрепятствовало разжиганию лидерами меджлиса вооруженного конфликта между одурманенным ими большинством крымских татар и всем остальным населением полуострова. А главное — крымчане получили возможность решить судьбу своей республики и распорядиться будущим своих детей без давления со стороны украинской «майданной власти». Уже почти угасшая с 90-х годов прошлого века мечта об отделении от Незалежной и возвращении к своей исторической Родине — России вновь озарила души подавляющего большинства жителей Крыма…

Эйфория и слезы радости

День 16 марта 2014 года выдался очень теплым, безветренным и солнечным. Казалось, что сама природа встала на сторону исторической справедливости! В центре городов и поселков повсюду играла музыка, а там, куда ее звуки не доносились, еще более радовало слух весеннее щебетание резвящихся в солнечных лучах птиц. Ощущение истинно народного праздника буквально витало в воздухе и не позволяло зародиться даже малейшим сомнениям в искренности душевного порыва людей. 

Они шли на участки для голосования семьями, празднично одетые, с детьми, держащими в руках разноцветные воздушные шарики. Шли шумные компании молодых людей, шли старенькие бабушки, давно не удалявшиеся от дверей квартиры дальше лавочки у подъезда. Никогда ранее, ни на одних выборах, не было такой атмосферы эйфории и такого массового стремления голосовать со стороны представителей всех возрастных и социальных групп. Один мой знакомый, весьма аполитичный человек, посчитал необходимым добраться до участка, хотя незадолго до этого сломал ногу и лежал в гипсе.

Симферополь. Площадь им. Ленина, март 2014 г.
© Министерство обороны РФ
Симферополь. Площадь им. Ленина, март 2014 г.

Когда объявляли предварительные результаты референдума, многие люди от радости плакали. Всем им было глубоко безразлично раздающееся из Киева злобное шипение о перекрытии днепровской воды и об отключении подачи электроэнергии. «Да хоть камни с неба! Лишь бы с Россией!» — отвечали на все угрозы крымчане.

Перед референдумом люди задавали друг другу вопрос: «А ты пойдешь?» И если кто-то не отвечал утвердительно или не был уверен в том, что примет в голосовании участие, на него смотрели, как на ленивую и беспринципную размазню. Да, крымские татары, за редкими исключениями, бойкотировали референдум. Им так велел меджлис. Но они составляли всего 13% населения полуострова. А среди всех остальных крымчан неучастие было достаточно редким явлением. Поэтому, когда кто-то лжет, что явка была якобы низкой и многие голосовали за то, чтобы остаться в составе Украины, это вызывает глубокое возмущение. Ведь мы-то видели, как все происходило на самом деле.

16 марта 2014 года тьма рассеялась  и взошло над Крымом солнце. Именно так метафорически можно  охарактеризовать произошедшее  десять лет назад в тот воскресный  весенний день. И мы в Крыму никогда этот день не забудем!

Реклама
Реклама