Штурмовые БМП
Специальная военная операция (СВО) за два года показала, что системы вооружения времен «холодной войны», которые создавались на основе постулатов тактики и стратегии времен Второй мировой войны, больше не способны показывать те результаты, на которые были рассчитаны. Война больших прорывов, как считают многие военные аналитики, невозможна как минимум при тех условиях, пока силы противника не сильно растрачены.
Русские и также натовские боевые бронированные машины создавались для участия в боевых действиях крупных маневренных групп, например, в рамках бригады или крупнее. Они предназначены для гибкого боя, глубокого захвата, что в эпоху почти полной прозрачности поля боя и обилия средств дальнего поражения практически нереализуемо.
Главная задача теперь: завести штурмовую группу как можно ближе к вражеским позициям, так как продвижение теперь измеряется в десятках и сотнях метров, а не в километрах или десятках километров.
Русский дизайн боевых бронированных машин сосредоточился на низком профиле, который позволяет боевой бронированной машине двигаться быстро, с минимальным риском поражения от огневых средств противника, бьющего прямой наводкой. При этом поражение от мин — все еще огромная опасность.
Западный дизайн боевых бронированных машин основан на высоком профиле. Это делает технику красивой целью на современном поле боя. Примеры этой техники — боевые машины «Страйкер», «Макспро» и т.д. Главная задача такой техники десятилетиями была такой: выживать в войне с повстанцами, когда главная угроза — мины.
Современное поле боя требует другого — выживаемости техники, необходимой для того, чтобы довезти пехоту до места дислокации. Техника не должна поддерживать пехоту в бою, а только довезти ее до определенного безопасного рубежа. Это требует других подходов.
Техника не должна быть быстрой: при дистанции от 500 метров до 3000 метров скорость — не главный фактор. Машина должна выдерживать удары мин, для того чтобы расширить диапазон возможных подходов и не идти в одной колее колоннами. В первую очередь требуется саперное оборудование, а также, возможно, две или три пары гусениц или секции колесо-гусениц, которые позволяют машине двигаться даже после взрыва мины под шасси. Машина должна быть сильно бронирована снизу для повышенной выживаемости.
Сверху тоже должны быть прочные слои брони для отражения прямых ударов от барражирующих боеприпасов и противотанковых управляемых ракет. Для этого требуется система активной защиты. Например, система «Штора-2» с блоками антиракетных гранатометов должна быть размещена по всему корпусу машины.
Прямые удары от танковых орудий, естественно, очень опасны для любой техники, но представляют меньшую опасность в современном бою. Это происходит из-за полной прозрачности поля боя. Любой танк, который начинает принимать такой бой, рискует быть уничтоженным от барражирующих боеприпасов типа «Ланцет».
В то же самое время машина должна нести системы радиоэлектронной борьбы для создания полного электронного «купола». Для этого нужны мощный генератор и блок аккумуляторов, чтобы средства радиоэлектронной борьбы работали, даже когда машина выключена.
Один из видов защиты бронемашин, который нам подсказывает сама природа, — это черепаха. Тяжелая, низкая, круговая броня. Броня снизу — также максимально плотная. Система, которая сможет выдерживать тяжелые пехотные удары. Такого типа дизайн уже видели на Украине, где в попытках сохранить танк наваривают бронированный лист, покрывая корпус всего танка.
Будущие машины могут принять много разных форм, но эти характеристики должны оставаться обязательными.
Справка «АС»
«Штора-2» — комплекс электронно-оптической активной защиты от противотанковых управляемых ракет с полуавтоматической командной системой наведения или корректируемых артиллерийских боеприпасов.
Обеспечивает срыв наведения противотанковых управляемых ракет (ПТУР), в том числе с лазерным полуавтономным наведением; создает помехи артиллерийскому вооружению, имеющему систему управления огнем с лазерным дальномером; определяет направление на источник лазерного излучения и его вид, автоматически защищает машину путем постановки маскирующей завесы и оповещает членов экипажа об обнаружении лазерного излучения; подавляет противотанковые управляемые комплексы с полуавтоматическими системами, в которых используется лазерная подсветка целей и головки самонаведения.