Ситуация на Ближнем Востоке продолжает держать весь мир в напряжении. Что привело регион к ожиданию большой войны и куда качнется маятник событий? Этому посвящена статья ветерана военной разведки, Героя России Рустема Клупова.
Октябрьский тригер
Триггером обострения арабо-израильского противостояния стало варварское нападение боевиков ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года. Тогда палестинские террористы под флагом освобождения родной земли безжалостно убили 1200 израильтян, включая стариков, женщин и детей. В заложники были взяты сотни гражданских и военных.
Так началось новое многоуровневое межцивилизационное, межэтническое и межрелигиозное противостояние на Ближнем Востоке. Военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) «Железные мечи» против боевых отрядов ХАМАС вылилась в захват новых палестинских территорий в секторе Газа и вытеснение палестинского населения. «Хирургическая» операция по искоренению ХАМАС из сектора Газа превратилась в войну на уничтожение тысяч мирных палестинцев, включая женщин, детей, стариков.
Безвозвратные потери сторон к середине апреля составили более 34 тыс. человек (33 тыс. 91 палестинец и 1410 израильтян). В списке жертв 95 журналистов и более 224 работников гуманитарных организаций.
Не остались в стороне и шиитская ливанская группировка «Хезболла», а также йеменские хуситы и многочисленные проиранские группировки в Ираке и Сирии.
Многие в Израиле и на Западе пытались обвинить в эскалации Иран и его Корпус стражей Исламской революции (КСИР). Тегеран отрицает свою причастность к атаке боевиков ХАМАС на Израиль 7 октября.
В то же время атаки ливанской «Хезболлы» по территории Израиля и йеменских хуситов по гражданским и военным кораблям в Красном море, проведение диверсий на морских оптоволоконных кабелях могли курироваться иранскими спецслужбами.
С 8 октября и до 14 апреля, когда Иран нанес ракетный удар по Израилю, в сторону Израиля с территории южного Ливана было выпущено более 3000 ракет. Всего же арсенал «Хезболлы» может составлять до 20 тыс. ракет, включая сотни высокоточных.
Внутрииранский фактор
Рост возможностей Ирана заключается не только в технологическом развитии, но и в продвижении своих геополитических целей через создание и поддержку различных прокси-формирований за пределами своей территории. Иран создал не только боеспособную высокотехнологичную армию, но и силы, которые решительно действовали в борьбе с ИГИЛ (организация признана террористической и запрещена в РФ) на территории Ирака и Сирии, а также противостояли экспансии Запада и Израиля на Ближнем Востоке.
Иран развивает ядерные технологии, совершенствует ракетное оружие и беспилотники, что не может не тревожить руководство Израиля.
Уязвимость Ирана — внутренний межнациональный вопрос, который традиционно подогревается сопредельными странами, где проживают родственные иранским национальным меньшинствам народы. Это в сочетании с низким уровнем жизни населения (особенно нетитульных наций) держит внутриполитическую обстановку в напряжении. Иранские азербайджанцы, курды, белуджи часто являются базой для вербовки агентов иностранными разведками.
США, Израиль, Турция, Саудовская Аравия и другие идеологические и геополитические соперники Ирана очень рассчитывают на то, что им удастся расколоть иранское государство, в первую очередь — за счет поддержки сепаратистских движений. Из-за проблем в Белуджистане, например, возникли межгосударственные противоречия, приведшие в январе 2024 года к взаимным ракетно-артиллерийским ударам между Ираном и Пакистаном. Причем обе стороны наносили удары по опорным пунктам белуджей, как агентов влияния западных спецслужб.
Однако главными противниками Ирана остаются Израиль и США. Противостояние с ними продолжается десятилетиями. Новая страница написана в ночь на 14 апреля, когда Иран нанес удар по территории Израиля в ответ на разрушение израильской авиацией иранского консульства в Сирии. По данным израильской стороны, Иран запустил в общей сложности более 300 ракет и беспилотников, 99% из которых были уничтожены. Однако вряд ли дело обстоит именно так.
Иран входит в четверку стран обладателей гиперзвукового оружия (Россия, КНР, КНДР и Иран). Это вторая страна после России, применившая гиперзвуковое оружие в боевых условиях. Израильскому заявлению о низкой эффективности иранского ракетного удара противоречат видео прилетов. Оно подтверждает обратное.
Удар возмездия
В ударе возмездия Иран применил 170 дронов-камикадзе «Шахед-136» с боезарядом 50 кг и дальностью до 2000 км; более 45 баллистических ракет «Имад» с дальностью до 1700 км; 30 крылатых ракет «Павех» с дальностью до 1650 км; 55 реактивных снарядов типа «Град», «Смерч» (с территории Южного Ливана) с дальностью 24–70 км.
На израильскую авиабазу Неватим прилетели 7 современных гиперзвуковых ракет типа «Фаттах-1» дальностью до 1400 км, которые были официально представлены Ираном в июне 2023 года. Расстояние от Ирана до Израиля по прямой — около 1100 км. Дроны и ракеты стартовали волнами, в течение пяти часов, чтобы обеспечить концентрированный удар в одно и то же время.
Проанализировав время пусков-прилетов ракет и их тип, можно сделать вывод о том, как строился массированный ракетно-авиационный удар.
Это, например, эшелон вскрытия и перегруза системы ПВО Израиля. Он включает залпа реактивных систем с ливанской стороны и дроны «Шахед».
Эшелон прорыва и уничтожения системы ПВО Израиля включал баллистические ракеты «Имад» и крылатые ракеты «Павех».
И, наконец, ударный эшелон: 7 суперсовременных гиперзвуковых ракет типа «Фаттах-1», поразивших военно-воздушную базу Неватим, с которой стартовали F-35, нанесшие удар по дипломатической миссии Тегерана в Сирии. И в этом, похоже, показательный смысл иранского удара.
В отражении иранского удара участвовали ВВС, ПВО и ПРО США, Великобритании, Франции, Иордании и Бахрейна. Эти силы включали наземные морские зенитные ракетные комплексы ПВО и ПРО, истребители, включая F-35, десятки самолетов-разведчиков, AWACS, спутники-разведчики, сотни зенитных ракетных батарей и специализированных кораблей ПВО/ПРО.
Но перехватить все воздушные цели объединенные силы ПВО и ПРО произраильской коалиции не смогли.
Цели и задачи сторон
Главными сторонами конфликта на Ближнем Востоке остаются Израиль и Иран. В соответствии с военной доктриной правительство Государства Израиль в качестве своих основных противников рассматривает Исламскую Республику Иран, ливанскую шиитскую организацию «Хезболла», движение ХАМАС.
Для Израиля жизненно важно обеспечивать безопасность за счет буферных нейтральных территорий, особенно на южном и северном операционных направлениях и в зоне западного берега реки Иордан. Израильская военная доктрина строится с учетом наличия враждебного окружения арабских стран и носит характер «превентивного активного реагирования» на возможные кризисные ситуации.
Ее главная составляющая — «стратегия устрашения», основанная на принципе «неизбежности наказания агрессора». Израильтяне считают, что успехи в прежних войнах против арабов и захват территорий противника явились «сдерживающим фактором», предостерегающим потенциальных противников от развязывания новых вооруженных конфликтов.
Основных операционных направлений два: северное — против Ливана и Сирии (рассматривается как основное); южное — против ХАМАС, «Исламского джихада» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) и салафитских группировок, действующих в секторе Газа.
По отношению к своему главному противнику — Ирану — главная цель Израиля — уничтожение иранской ядерной программы и ракетной промышленности как источника возможной угрозы для государства Израиль, его населения и территории.
Главная цель военной доктрины Ирана — защита шиитов во всем мире. Доктрина содержит положения об асимметричной войне, общей готовности нести потери во имя джихада в интересах противостояния технологически продвинутым противникам, таким, как США и Израиль.
Иран использует религиозный фактор как стратегический инструмент для расширения влияния страны в регионе, в первую очередь против экспансии Израиля и США и повышения своего авторитета.
Вооруженные силы Ирана будут стремиться защитить государственную целостность республики, отразить агрессию на всех направлениях. КСИР при этом будет привлечен к организации прокси-атак на Израиль и военные силы Запада, сосредоточенные в странах Ближнего Востока.
Прогноз
Исходя из того, что от Израиля до Ирана более 1000 км, а прокси-войска Ирана стоят у ворот Израиля, военные действия предполагаются во всех физических сферах. При этом основное поле боя, вероятно, развернется в воздушном пространстве, и первый эпизод этой войны мы наблюдали 14 апреля.
Иран продемонстрировал часть своих возможностей. У Израиля дальнее огневое поражение на такое расстояние возможно только с применением авиации, большая часть которой сможет наносить ракетно-бомбовые удары только с дозаправкой в воздухе, что осложняет задачу.
В случае вступления в войну США расстановка сил изменится кардинально за счет авианосных ударных групп и кораблей УРО в их составе. Конечно, отдельно взятые пуски крылатых ракет «Томагавк» никого не испугают. Но массовое их применение в совокупности с различными воздушными носителями, например, стратегическими бомбардировщиками В1В «Лансер», которые 18 апреля передислоцировались на турецкую военно-воздушную базу «Инджирлик», это серьезный фактор. Плюс применение американских стратегических ударных беспилотников. Эти силы могут нанести поражение иранским ВВС.
США могут объявить бесполетную зону над регионом и Ираном, завоевать господство в воздухе и на море, заблокировав флот Ирана или потопив его корабли.
В ход пойдут проверенные рычаги — полная экономическая блокада Ирана и ультиматум, условия которого иранское правительство игнорировать не сможет.
Такой план возможен в самом негативном для Ирана ключе, но предвыборная ситуация в США может все изменить, а затратная финансовая подоплека перевернуть старые подходы к войне.
Если вернуться к иранскому удару по Израилю, можно подсчитать расходы сторон. Иран на операцию потратил $151,4 млн. А объединенная западная коалиция сил на отражение иранского удара потратила $1,35 млрд. Дополнительно иранцы задержали сухогруз с израильским грузом на $1,5 млрд.
Получается, что своими действиями Иран в течение двух-трех дней нанес ущерб своим противникам почти в $3 млрд. Это очень эффективная война, которую ведет Иран, и она в течение года может разорить западный мир. Если, конечно, до того Иран не сотрут с лица земли ядерным оружием, ибо по-другому с ним бороться получается очень дорого.