Небесные литавры

Небесные литавры

В ходе боевых действий успешно зарекомендовали себя средства поражения, которым конструкторы дали вторую жизнь
Пуск НАРС С-13 с Су-27.
© Рособоронэкспорт
В ходе боевых действий успешно зарекомендовали себя средства поражения, которым конструкторы дали вторую жизнь
' + '' + ' ' + ''+ ' Пуск НАРС С-13 с Су-27.
14 июня 2024, 09:38
Реклама

Эта ракета — одна из наиболее часто используемых авиацией Воздушно-космических сил (ВКС) России. Название С-13 «Тулумбас» символично, так как тулумбас — разновидность литавр, его еще в XVII веке использовали в армии для подачи сигнала. Аналогия прямая: и у музыкального инструмента, и у ракеты при попадании звук слышен далеко. Хотя главное, конечно, боевые возможности.

В разнообразном «оркестре» вооружения нашей авиации у С-13 «Тулумбас» своя особая «партия» и богатый опыт использования. Ведь эти крупнокалиберные неуправляемые 122-мм ракеты можно считать старожилами в арсенале воздушных бойцов. Их разработкой занялись в Новосибирском институте прикладной физики еще в начале 1970-х годов, а в 1979-м изделие вышло на государственные испытания.

Созданная базовая ракета С-13 имела дальность пуска до 3 км, массу боевой части 21 кг при общей массе 57 кг. Она показала высокую эффективность не только при использовании на открытой местности, с высокой точностью поражая живую силу и боевую технику, но и при уничтожении защищенных объектов. Так, эта базовая ракета пробивала метровую стену бетона или трехметровый слой грунта. Иными словами, вполне справлялась с одной из основных задач на тот период — разрушать железобетонные укрытия самолетов на аэродромах противника.

Но со временем для защиты техники и живой силы стали активно использовать более мощные укрытия, поэтому и «Тулумбас» прошел соответствующую модернизацию — на вооружение приняли С-13Т массой 75 кг. Эта ракета уже пробивает вдвое больший слой грунта, 6 метров, и взрывается внутри объекта. Если же использовать ее для уничтожения взлетно-посадочной полосы аэродрома, то одна ракета выводит из строя до 20 кв. м. По сравнению с базовой ракетой дальность поражения цели возросла у С-13Т до 4 км.

Очередным пополнением семейства «Тулумбас» стала осколочно-фугасная ракета С-13 ОФС-1, которая поражала цели на дальности до 6 км при массе боевой части 38 кг. Ее применяли для уничтожения живой силы.

Блок НАРС Б-13.
© Министерство обороны РФ
Блок НАРС Б-13.

Несколько особняком стоят в строю воздушных «литавр» и более мощные — С-13ДФ и С-13Д (эта ракета предназначена для вертолетов), боевые части которых (теперь уже массой 68 кг) дают объемно-детонирующий взрыв, эквивалентный использованию 35–40 кг тротила.

Немаловажно, что конструкторы пошли по пути максимальной унификации С-13: неизменным у всех появлявшихся ракет оставался 122-мм цилиндрический корпус (при этом головной отсек с боевой частью — 90 мм), стабилизаторы в хвостовой части, а длина хотя и разнится, но не столь существенно, от 2,5 до 3,1 метра.

Вот и поступившая на вооружение новинка С-13 «Тулумбас-3» внешне отличается разве что более прочным корпусом 41-килограммовой боевой части и массой заряда взрывчатого вещества 5,6 кг. Это позволяет эффективно применять ракету в первую очередь для поражения бетонных сооружений. При этом подрыв может производиться как при контакте с целью, так и с задержкой.

В зоне спецоперации для увеличения дальности стрельбы ракет «Тулумбас» и ухода от ракет комплексов ПВО противника штурмовики Су-25 обычно ведут стрельбу с кабрирования на малой высоте вплоть до 25 метров. То есть осуществляют пуск под углом порядка 45 градусов, когда летчик визуально не видит цель — ее координаты закладываются перед вылетом в бортовой компьютер.

Кстати, ракеты С-13 «Тулумбас» универсальны в том плане, что их можно ставить на различные типы самолетов и вертолетов.

…Самая объективная проверка качества техники, вооружения и боеприпасов — реальные боевые действия. Если у кого-то и были сомнения в эффективности семейства «Тулумбас», то они довольно быстро рассеялись. Уже после первых месяцев использования в зоне специальной военной операции эти ракеты в ходе регулярных вылетов нашей авиации доказали свой серьезный потенциал, помогая наземным войскам успешно решать задачи на поле боя.

Впрочем, вполне вероятно, что в этом семействе будет очередное пополнение, в котором конструкторы не только учтут опыт применения в ходе СВО, но и реализуют новые технологические возможности.

Реклама
Реклама