Культурный десант

Культурный десант

Знаменитые эстрадные артисты в новом проекте «Время быть вместе» рассказали, как помогают фронту
© Министерство обороны РФ
Знаменитые эстрадные артисты в новом проекте «Время быть вместе» рассказали, как помогают фронту
18 сентября 2024, 12:10
Реклама

Новый проект «Время быть вместе», в рамках которого добровольцы, волонтеры, артисты, военкоры расскажут о своей работе «за ленточкой», был презентован в Центральном доме Российской армии (ЦДРА).

Цикл встреч с людьми, которые не захотели оставаться в стороне после 24 февраля 2022 года, открыли знаменитые артисты, для которых волонтерская деятельность в новых регионах стала частью их жизни.

Эстрадные артисты Елена Север, Роман Архипов, а также член совета директоров «Русской медиагруппы» Юрий Киселев, на счету которых десятки поездок на фронт, рассказали о новой странице в их жизни и творчестве.

Начало

В Центральном доме Российской армии представили новый проект «Время быть вместе», в рамках которого волонтеры, добровольцы, известные журналисты и артисты будут рассказывать о своем вкладе в победу в специальной военной операции. Организаторы проекта заверили, что встречи теперь будут проходить регулярно — возможно, достойный пример кого-то вдохновит, кто-то сможет найти себя в новом призвании волонтера.

Премьера проекта прошла почти в домашней обстановке. Артисты, разместившись на уютном диване, в течение полутора часов, порой очень откровенно, не приукрашивая реальности, рассказывали зрителям, что видели «за ленточкой». Диалоги со зрителями разбавлялись известными песнями, которые исполняются для наших бойцов.

Так, известная певица, актриса, телеведущая, общественный деятель Елена Север рассказала, что, когда была объявлена спецоперация, ей, к счастью, не пришлось делать мучительный выбор, который встал перед многими артистами.

— После начала СВО, не раздумывая, мы семьей начали обсуждать, чем можем помочь и как поддержать наших бойцов, людей, оказывавшихся в зоне боевых действий. Мы первые решили собрать всех артистов, которые готовы исполнять песни и поддерживать наших ребят на передовой. Первый наш концерт был здесь, в Москве, — рассказала она.

Артисты признались, что принять участие в первых концертах соглашались немногие. Ведь те, кто открыто заявил о своей позиции, начали получать угрозы.

Член совета директоров «Русской медиагруппы» Юрий Киселев рассказал, что в отношении артистов была развязана настоящая информационная война, о которой, кстати, не особо говорили в прессе, и многие настоящие драмы прошли незаметно для обычного зрителя. Например, личные телефоны знаменитостей оказывались на экстремистских сайтах.

— Присылали ужасные фотографии расчлененных людей и писали, что это ждет и нас. Женщинам получать такое было особенно страшно. Тем не менее те, кто был с нами в первом марафоне поддержки, в дальнейшем продолжили ездить с концертами в прифронтовые города. Эти артисты сейчас видны, получили заслуженную популярность, потому что не побоялись. Не только делом, но и словом поддерживают наших бойцов. Но все начинается со слова. Мы не раз убеждались в том, что поддержка словом для ребят также важна, - рассказал Юрий Киселев.

По словам Елены Север, тогда многие артисты, особенно женщины, открыли в себе такие качества, о которых даже не догадывались. Известная певица и актриса Ирина Дубцова, которой не меньше остальных досталось от украинских ЦИПсО — центров информационно-психологических операций, например, продемонстрировала настоящее мужество.

— Она одна из первых согласилась приехать, выступить в нашем марафоне поддержки, — рассказала Север. — Как сейчас помню, мы стоим за кулисами, надо уже выходить, а ее всю трясет. Я ей говорю: «Ирочка, если ты боишься, не надо». Она мне в ответ: «Я дико боюсь, я одна с ребенком. А вдруг с ним и правда что-то сделают? Но я пойду. Потому что так надо». От нас, женщин, это были такие поступки, которых мы от себя не ожидали. Но это определило все. Это было началом, после которого начались поездки «за ленточку», по госпиталям.

© Министерство обороны РФ

Музыкант и певец Роман Архипов, которого многие помнят как выпускника «Фабрики звезд-6» и участника группы «Челси», также третий год посещает Донбасс. Только в 2022 году артист выступил в 14 населенных пунктах новых российских регионов — на передовой и в госпиталях.

Роман рассказал, что «быть артистом и оставаться адекватным человеком» научил пример его отца, который также ездил в «боевые» командировки. А в 2007 году он предложил сыну съездить к нашим бойцам в Чечню, когда там еще шли боевые действия.

— Когда говорят, что всех заставляют, мол, не поедешь, тебя везде прикроют, это неправда. Никто никого не заставляет, потому что понимают, что это страшно. Каждый может помогать, даже находясь в безопасности… Папа предложил поехать, я ни секунду не сомневался, тут же согласился. Я понимал, что там такие же пацаны, как я, поэтому, когда меня звали, всегда ехал, — рассказал Роман, который одним из первых отправился в опасную командировку спустя три месяца после объявления спецоперации. По словам Романа, 10 мая в зону СВО он отправился прямо с дачи, где, видимо, его застало предложение организаторов поездки.

— Страшно было дико. А еще за неделю до этого узнал, что моя жена ждет ребенка…

По словам Елены Север, первый концерт прошел в Луганске, когда еще «не было принято ездить». Мало того что эту поездку было очень сложно согласовать, так еще и «добрые» люди всячески отговаривали наш культурный десант, мол, нечего делать артистам там — нашим бойцам сейчас не до песен.

— Мы были первопроходцами. Честно скажу, мы не до конца были уверены в том, что это будет уместно. Потому что много раз слышали мнение, что нам там делать нечего, нам так и говорили: «В госпиталях лежат военные ребята или гражданские, которые пострадали от прилетов. Им ли сейчас до песен?». Мы приехали туда со смутным ощущением, сильным волнением и с мыслью, действительно ли мы нужны там, — вспомнила певица.

Добавила сомнений и гнетущая атмосфера войны, которую наблюдали артисты из окон микроавтобуса, мчавшегося в первый гастрольный город: разрушенные дома, разбитые дороги, разбитая военная техника.

— Но мы все же приехали. Концерт был в центральной больнице Луганска. Зал не такой, как здесь, красивый, но очень похож на этот, довольно большой. Мы зашли... а людей в три раза больше, чем тут, — рассказал Юрий Киселев, обращаясь в зал, где собралось под триста человек. — Зал просто битком. Приехали даже ребята на колясках, которым сложно передвигаться. Это была одна из самых теплых встреч и самая благодарная публика, перед которой я когда-либо вступал. Аплодисменты не смолкали. Бойцы подходили и говорили: «Спасибо, что вы приехали. А то мы слышим, мол, вам не до нас. Да и вообще, про артистов неприятные вещи говорят. Но сейчас мы видим, что вы нас поддерживаете».

Потом главврач больницы разговаривал с мамой (Елена Север приходится матерью Юрию Киселеву. — «АС») как с организатором и тоже сказал много приятных слов. Мне запомнилось, что он сказал, что для выздоровления бойцов наша моральная поддержка тоже лекарство, не меньшее, чем им дают врачи в больнице.

Для нас с мамой концерт в Луганской больнице стал отправной точкой, таким сигналом — это действительно нужно, не надо слушать, что говорят. Мы своими глазами увидели, что мы там нужны. С тех пор каждый месяц как минимум раз в сезон, а то и чаще, мы эти концерты делаем, привозим артистов и различную гуманитарную помощь, устраиваем различные мероприятия, как в госпиталях, так и в воинских частях. Хотя это и сопряжено с риском, но об этом не думаешь. Потому что это важно и нужно.

Прилеты

Опасность, которой подвергаются артисты на фронте, не фигура речи. Как признается Елена Север, были случаи, когда она отчетливо понимала, что их бережет «какая-то сила сверху». Например, в одном прифронтовом городе два коллектива, среди которых были и гости вечера, чудом не попали под прилет. О том, что это было чудесное спасение, они поняли только спустя некоторое время.

© Министерство обороны РФ

— Была ситуация: мы собирались выступать в одном городе, но просто не доехали туда, наш автобус застрял в полях. Мы застряли и группа «Земляне», которая ехала туда параллельно и также должна была там выступать. Когда там должен был идти концерт, по палаточному госпиталю было прямое попадание. Возможно, кто-то слил информацию противнику о том, что в госпиталь должны приехать артисты... Потом, когда мы уже выступили в Луганске, начали обсуждать этот эпизод, пришло понимание, что мы были на волосок от смерти, — рассказала Елена Север.

По словам певцов, таблеткой от страха за свою жизнь служит обратная связь с нашими бойцами.

— Когда выступаешь перед ребятами, когда они после концерта подходят и просят расписаться на гипсе или просто сфотографироваться, вообще не думаешь о себе. В такие моменты самым важным становится подержать раненого за руку, сказать ему, что всё будет хорошо, что мы его любим, он наш герой, мы его очень ждем. Да, чувство страха возвращается, но быть нужной важнее.

Герои

Артисты-волонтеры также рассказали о героях, поступки которых не истории из книжек, а абсолютно реальные примеры мужества и жертвенности. Елену Север как женщину больше всего поразила встреча с врачом Донецкого центра охраны материнства и детства Дмитрием Бессоновым.

— Для меня все врачи герои. Но есть такой врач Бессонов, очень скромный человек... Сам он не считает это подвигом, но для меня он однозначно герой. Он проводил операции под бомбежками и шесть часов закрывал собой младенцев, которые находятся под аппаратом искусственной вентиляции легких — ИВЛ.

Это люди, которые с 2014 года не расслаблялись ни на минуту. Они практически не реагируют на прилеты, потому что уже привыкли. Это поразило меня до глубины души... Невозможно представить, что у детей в больнице нет горячей воды, и они счастливы от того, что у них хотя бы стены целы. Тогда я решила помогать именно детским учреждениям. Все, что можно, я делаю лично. Например, все сборы с сольных концертов были отправлены туда.

Роман Архипов также вспомнил один из концертов в луганском госпитале.

— Это был уже не первый концерт. Стоим на крылечке, болтаем. К нам подходит раненый со спицей в руке и говорит: «Простите, пожалуйста, что подвожу — подлатаюсь и вернусь. Я там такое видел, что уже не могу не вернуться...» Меня сильно поразили его слова. Тогда я увидел всю силу духа русского солдата — он и так весь переломанный, у него руки почти нет, но все равно будет сражаться за правду до самого конца... Такие моменты дорого стоят. У меня где-то даже есть стихи этого солдата. Вспоминаю, и мурашки бегут. Когда живешь обычной гражданской жизнью, и вроде ты такой молодец. А на самом деле все настоящие герои там. И это не люди с другой планеты. Думал, что такие примеры мужества только в кино бывают, а оказывается, нет.

© Министерство обороны РФ

Юрий Киселев рассказал, что его также впечатлили наши бойцы, к которым он ездил в госпиталь.

— Первый месяц, как мы уже рассказывали, нагнетались сомнения, мол, зачем вы туда едете. Раздувалось вплоть до того, что наши ребята военные, которые там находятся, чуть ли не по принуждению на фронте. И вот тогда я своими глазами увидел, что это все не так... И еще меня поразило милосердие наших солдат. Все они сражаются не против братского народа, который введен в заблуждение, а за справедливость и добро. Во всяком случае, с кем я общался, ни от кого негатива не слышал.

Рассказывая о героях, Елена Север вспомнила еще один эпизод, от которого у многих в зале от слез заблестели глаза.

— Мы как-то ехали в Куйбышевский район Запорожской области. При подъезде нам сменили номера на автобусе, заклеили логотипы. Объяснили это тем, что там, куда мы едем, опасно. Мы тоже понимали, что едем на передовую. И вот мы заходим в маленький импровизированный зал. А туда с передовой, которая совсем рядышком, уже привезли солдат, чуть ли не из окопов. Я не могла сдержать слез. Потому что увидела, что они нас ждали. И даже где-то достали букет цветов, торт... Помню, что пою и у меня льются слезы. Сцена была очень близко, и я видела глаза наших ребят. Понимала, что, возможно, для кого-то это был последний концерт.

Нужды

Артисты-добровольцы кроме концертов возят на фронт гуманитарную помощь. О нуждах они предварительно спрашивают у командиров воинских частей, главврачей больниц и госпиталей.

— Нельзя сказать, что всего всегда хватает, потому что у нашего противника огромная поддержка, практически неиссякаемые ресурсы и деньги, которые там печатаются, чтобы все ВСУ давать, — рассказал Юрий Киселев. — Поэтому, конечно, любая помощь, поддержка приветствуются.

Вспомнили артисты и о необычной гуманитарной помощи. Например, Роман Архипов рассказал, что перед одной из поездок обмолвился, что на фронте нужны батарейки и сигареты.

— Думал, мне привезут небольшой пакетик. А привезли несколько огромных коробок, которые было невозможно поднять. Одних батареек и сигарет было, наверное, под тонну. Не передать, как я был удивлен.

Юрий Киселев также вспомнил про своих друзей, которые также захотели поучаствовать в помощи.

— Ко мне обратился один мой друг, его семья занимается кондитерским делом. Говорит: «Мы хотим внести свой вклад». Говорю: «Конечно, давай, отвезем». И, как в случае Романа, приезжает целый фургон, забитый коробками печенья. Я сначала тоже подумал, как мы все это повезем? Надо же все согласовывать, много машин не отправишь, потому что это легкая мишень. Мы всегда всё комплектуем в одну-две машины, чтобы не колонной ехать... Но мы довезли, и это печенье там было нарасхват...

Этот случай показал, что каждый может внести свой вклад. Конечно, о базовых вещах заботится наше правительство и максимально старается поддерживать во всем. Но и такие жизненные мелочи, как печенье или сигареты, тоже важны. И теперь со всеми важными гуманитарными грузами, как, например, дизельные генераторы, какие-то сложные технические комплектующие или медицинские препараты, мы всегда собираем коробки сладостей.

© Министерство обороны РФ

Артисты-добровольцы также отметили вклад наших, как правило, женщин, которые в мирных городах плетут маскировочные сети и делают окопные свечи.

— Нам ребята рассказывали, что бывают ситуации, когда нужно срочно окапываться. Бывает так, что бойцы застревают в траншеях на день и даже больше. И тогда спасают эти окопные свечи. Ребята говорят: будете смеяться, но это и свет, и тепло, потому что они даже согревают. Вот поэтому действительно говорить о малом нельзя, — рассказал Роман Архипов и вспомнил еще один необычный гуманитарный груз, вернее, его доставку.

— В одной из поездок мы собирались, как обычно, — складывали свои вещи в автобус. И тут у меня спрашивают: доставишь автобус? А микроавтобус нужен был для транспортировки раненых. У ребят не осталось транспорта после прямого попадания. Ну, я и повез. Полдороги точно за рулем был.

Новые горизонты

На счету культурного десанта три десятка поездок за почти три года что идет спецоперация. Артисты побывали не только в Донецке, Луганске, Херсоне, Белгородской области. Выступали артисты и для наших мобилизованных ребят в Новороссийске, Севастополе, Подмосковье.

— Честно, я не отвечу на вопрос, сколько конкретно раз я был «за ленточкой». Потому что за одну поездку, бывало, объезжал до пяти мест, давал по несколько концертов в день. Просто это уже стало образом жизни, — ответил Роман Архипов, у которого спросили, сколько раз он побывал на фронте.

За это время, признаются артисты, привыкшие к очень комфортным условиям и большим залам, они поняли, что силы человека безграничны. Если очень захотеть, то можно научиться не спать и не есть сутками, мыться холодной водой.

Только на фронтовых и прифронтовых гастролях артисты не намерены останавливаться. Например, сейчас параллельно с основной гуманитарной деятельностью идет еще один не менее важный проект «Музыка в цехах».

— Эти мероприятия проходят непосредственно в тылу. Мы приезжаем на заводы, производства, связанные с военной продукцией. Это все, как правило, закрытые объекты, но нам позволяют привозить артистов и выступать для наших людей, которые день и ночь работают над тем, чтобы создавать новые танки, корабли, патроны и все, что сейчас так нужно фронту. Это тоже герои. Люди на военных заводах работают в две-три смены, без выходных и с большими переработками. Поэтому и для них в том числе мы приезжаем, выступаем, — рассказал Юрий Киселев.

Реклама
Реклама