
Возвращение бумеранга
30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско пустила на дно гордость гитлеровского гражданского флота — круизный лайнер «Вильгельм Густлофф». Через десять дней все та же С-13 залпом двух торпед отправила на дно, в компанию «Густлоффу», другой германский пассажирский пароход — «Штойбен». До перестроечных времен ни у кого не вызывало сомнений, что оба судна являлись законной целью для наших моряков, но в последние десятилетия появилось немало публикаций, осуждающих «негуманные» действия Маринеско. «Армейский стандарт» постарается расставить в этом вопросе все точки над i.
О гуманизме и законах войны
Война — это в любом случае насилие. Однако со времен глубокой древности не раз делались попытки ограничить проявления этого насилия в отношении гражданских лиц, особенно детей и женщин, а также пленных и раненых. На рубеже XIX–XX веков по инициативе России были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, причем Германия, Англия и Франция пошли на их подписание неохотно.
Первая мировая война перечеркнула многое из того, о чем договорились в Гааге ведущие державы, но все же госпитали и санитарные поезда стороны этого ранее невиданного по масштабу конфликта старались щадить. Совсем по-иному ситуация сложилась во время развязанной немецкими нацистами Второй мировой войны. Особенно это касалось их отношения к гражданам нашей страны. Хладнокровные массовые убийства мирных жителей, в том числе детей, женщин и стариков, целенаправленные расстрелы и бомбежки машин и поездов с хорошо различимыми изображениями красного креста стали для германских зверей в человеческом обличье обычным делом.

Естественно, что немцы поступали так не только на суше, но и на море. Уже в первый год войны бомбардировщики и торпедоносцы люфтваффе, невзирая на белую окраску с красными крестами на бортах и на верхней палубе наших госпитальных судов и санитарных транспортов, атаковали и топили их.
Так, в районе Тендровской косы в Черном море была потоплена «Молдавия», не раз подвергались атакам и были уничтожены «Абхазия» и «Чехов». Потопление немецкой авиацией теплохода «Армения», в результате которого погибли тысячи беженцев и сотни раненых советских солдат, до сих пор не отнесено к числу военных преступлений по слудующему формальному основанию: судно, хоть и имело обозначение в виде красного креста, не было выкрашено в белый цвет и несло несколько зенитных орудий, установленных на нем именно потому, что наши моряки к тому времени успели убедиться, что никакие соответствующие обозначения не удерживают немецких летчиков от атак на санитарные суда.
«Сколько раз увидишь его, столько раз его и убей!»
Столь бескомпромиссными словами заканчивается написанное в 1942 году стихотворение Константина Симонова. Поэт призывал каждого советского мужчину уничтожить хотя бы одного фашиста. И никому тогда эти строки не казались излишне жестокими! За преступления, которые гитлеровские упыри и их пособники совершали на советской земле, никакое наказание не могло и не может считаться для них чрезмерно суровым. По большому счету наши деды и прадеды, одержав победу в войне на уничтожение, которую вела против СССР фашистская Германия, имели полное моральное право оставить на территории страны-агрессора безлюдную выжженную пустыню.
К 1945 году почти каждый советский офицер, солдат и матрос потерял кого-то из родных и близких, у многих в оккупации погибли семьи. Можно ли было требовать от этих людей какого-то снисхождения к немцам? Вопрос риторический. Но все же наши воины не опускались до умышленного вымещения своего праведного гнева на женщинах и детях. Иное дело, что война не щадила никого, и в ее жернова попадало наряду с гитлеровскими солдатами и матросами немалое число гражданских лиц. Именно это имело место при потоплении пароходов «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен».
Александр Маринеско и его С-13
Подводные лодки серии «С» («Сталинец» или «Средняя») зарекомендовали себя как очень удачные боевые корабли, однако они более подходили для действий на океанских просторах, нежели в замкнутых акваториях Черного и Балтийского морей. Большая дальность плавания и высокая для субмарины скорость в надводном положении оказались тут явно избыточными. Но надо отметить, что как раз-таки длительная автономность и отличные скоростные качества во многом способствовали тому, что С-13 в одном боевом походе смогла потопить сразу два огромных германских военных транспорта.

Этот боевой поход был шансом для проштрафившегося капитана 3 ранга Александра Маринеско искупить вину за очередное, в этот раз выходящее за все рамки, дисциплинарное прегрешение и избежать грозившего ему очень сурового приговора военного трибунала. Дело в том, что Маринеско являл собой яркий пример человека отчаянно храброго, технически грамотного и хорошо умеющего воевать, но в свободное от непосредственного решения боевых задач время — по-гусарски крайне недисциплинированного.
Уже не раз до этого его офицерская карьера висела на волоске, и лишь большая нехватка опытных офицерских кадров в «подплаве» позволяла Маринеско избегать наказаний. Вот и теперь только по ходатайству Маринеско, обещавшего искупить вину в бою, командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Трибуц принял решение перенести суд до возвращения С-13 из очередного боевого похода, а также учесть результаты этого похода при рассмотрении вопроса о передаче дела в трибунал. Можно сказать, что подлодка С-13 представляла собой тогда некое плавучее подобие сухопутного штрафного подразделения.
Две атаки — две суперпобеды
Огромный круизный пароход «Вильгельм Густлофф» был назван так в честь швейцарского нациста, убитого в Давосе еврейским студентом в феврале 1936 года. Десятипалубный лайнер водоизмещением более 25 тыс. тонн представлял собой гордость гитлеровского гражданского флота. С началом войны его сперва превратили в плавучий госпиталь, для чего выкрасили в белый цвет и нанесли обозначения в виде красного креста. Но вскоре он был переведен в разряд военных транспортов и снова получил серую окраску. А затем лайнер четыре года выполнял роль плавучей казармы при школе офицеров-подводников. Для нас и наших союзников он, безусловно, представлял собой законную цель в соответствии со всеми международными конвенциями…

В конце 1944 года, когда советские войска приблизились непосредственно к территории рейха, у населения Восточной Пруссии возникли опасения относительного того, что наши солдаты будут мстить абсолютно всем немцам за зверства их солдат на советской земле.
Панические настроения были столь сильны, что гросс-адмирал Карл Дёниц организовал эвакуацию гражданского населения посредством перевозки беженцев морем на транспортных судах (операция «Ганнибал»). В ней был задействован и «Вильгельм Густлофф». На его борт поднялись около двухсот офицеров из школы подводников, более трехсот женщин из флотского вспомогательного дивизиона, почти тысяча раненых солдат и несколько тысяч беженцев, в основном женщин и детей.

Вечером 30 января 1945 года Александр Маринеско обнаружил идущий в охранении одного эсминца лайнер. Чтобы догнать транспорт противника, С-13 всплыла и развила в надводном положении самый полный ход. В 21.04 был произведен торпедный залп из носовых аппаратов. Очень показательно, что на торпеды были нанесены надписи: «За Родину», «За советский народ» и «За Ленинград». В 21.16 раздался первый взрыв, следом за ним еще два. Через час «Вильгельм Густлофф» полностью затонул. Вместе с ним погибли несколько тысяч немцев.
Боевой поход подходил к завершению, когда С-13 обнаружила еще одну жирную цель. Это был лайнер «Штойбен» водоизмещением почти в 15 тыс. тонн. На нем из Восточной Пруссии в город Киль эвакуировалось 2680 раненых, сотня солдат, около 900 беженцев и 270 человек военного медперсонала. На протяжении четырех с половиной часов Маринеско преследовал «Штойбен», а в 2.50 ночи 10 февраля дал по нему залп двумя торпедами из кормовых аппаратов. Обе попали в цель, и через 15 минут после взрывов немецкий военный транспорт пошел ко дну…

Действия советских подводников в обоих случаях укладывались в логику той войны, развязанной против нас фашистами. Это была схватка не на жизнь, а насмерть. Александр Маринеско и команда его подлодки никаких законов войны и международных конвенций не нарушили. Разве не Германия развязала ту бесчеловечную войну? Разве не немецкие нацисты миллионами уничтожали наших, советских, детей и женщин? Потери СССР составили 27 миллионов человек убитыми, погибшими от бомбежек и голода. В 1945 году к немцам всего лишь вернулся ими же запущенный бумеранг.