
Курсантки фронтовой поры
В годы Великой Отечественной войны военные училища готовили и отправляли в войска офицеров-женщин — сказывалась высокая потребность в кадрах. На слуху, прежде всего, медики, летчицы, зенитчицы, связистки. Но мало кто знает, что представительниц прекрасного пола готовили и для других родов войск.
С результатом 10 из 10…
Знаменитая альма-матер офицеров ВДВ — Рязанское гвардейское воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова ведет свою историю от Рязанского пехотного училища имени К.Е. Ворошилова (РПУ). В ноябре 1942 года перед его начальником полковником Михаилом Гарусским была поставлена задача подготовить из числа девушек-добровольцев ни много ни мало 1500 (!) офицеров и младших командиров.
С учебным процессом проблем не было — в феврале РПУ вернулось в Рязань из Иваново, куда было эвакуировано в октябре 1941-го. Но вот женский контингент в училище ранее готовить не приходилось...
Курсанток из самых разных регионов страны набрали быстро — еще до конца декабря. 280 лучших по предварительному отбору отправили на трехнедельные курсы и после их завершения 270 присвоили звания от ефрейтора до старшего сержанта, назначив младшими командирами учебных подразделений в два сформированных батальона (третий батальон в РПУ был мужским).

Занятия начались уже в середине декабря. Показательно, что результаты женских курсантских подразделений по освоению воинских специальностей были выше, чем у мужчин. Это подтверждали, как контрольные испытания, так и соревнования по основным предметам обучения. К примеру, в одном из донесений указывались успехи в огневой подготовке и приводился конкретный пример: курсант Ганзина на состязаниях на точность и скорость показала из пулемета «Максим» рекордный результат: 10 пробоин из 10 возможных за 57 секунд!
Скидок представительницам прекрасного пола не делали. Достаточно представить, как давались им 20-километровые марши с полной выкладкой да еще с 10-килограммовым пулеметом, а со станиной — все 16 кг!
Лейтенанты ротного звена
Первый досрочный выпуск 30 лейтенантов по ускоренной программе обучения состоялся в апреле 1943 года. Всего за тот год училище подготовило 1388 женщин, получивших назначения командирами стрелковых, минометных, разведывательных, пулеметных и других подразделений. Так в двух июльских выпусках 1943-го года новоиспеченных лейтенанты направили на следующие должности.

Кроме того, выпускниц назначали на должности помощников командиров батальонов и адъютантами военачальников.
Несмотря на ускоренный курс обучения, большей части выпускниц присваивалось звание лейтенант. Так, в июле 1943 года лейтенантами выпустились 264 девушки, а младшими лейтенантами — 17.
В войсках на первых порах приходилось непросто. Как вспоминала выпускница РПУ Белла Цукерман, когда она попала в стрелковый полк на должность командира пулеметного взвода, то оказалась единственной женщиной в роте. Тем не менее командовала мужчинами, многие из которых были значительно старше ее, и привыкала к непростым условиям фронтового быта.
В целом с поставленной задачей по подготовке офицерских кадров Рязанское пехотное училище имени К.Е. Ворошилова справилось успешно, свидетельством чего стало награждение его 12 ноября 1943 года орденом Красного Знамени.
Те, что прокладывали путь
Войскам любые не страшны походы,
Когда саперы впереди идут,
В завалах оборудуют проходы
И для полков прокладывают путь.
Это строки из «Песни о саперах», стихи для которой написал участник Великой Отечественной войны генерал-майор Александр Ольшанский, завершивший службу в должности начальника факультета руководящего инженерного состава Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева.
Впрочем, в значимости роли саперов никого убеждать не нужно, как и в опасности этой воинской специальности. Поэтому когда осенью 1942 года было принято решение готовить женщин-офицеров для инженерных войск, нашлись скептики: дескать, не женское дело саперами командовать. Тем не менее практически сразу определились с профильным учебным заведением — Московское военно-инженерное училище (МВИУ).
Отбор из числа девушек-комсомолок, добровольно изъявивших желание служить в Красной Армии, был строгий. Особое внимание обращали на уровень образования — не ниже среднего. Поэтому в числе 60 выбранных для учебы оказались учительницы, студентки, зарекомендовавшие себя работницы предприятий. Так в третьем батальоне МВИУ появилась 12-я женская рота.
С освоением теории проблем у курсанток не было, но на полевых занятиях приходилось нелегко. Достаточно сказать, что вес полного снаряжения сапера, с которым приходилось выдвигаться в районы проведения тренировок, составляло 33 килограмма!
Курс обучения включал не только изучение минного хозяйства, но и наведение понтонных переправ, строительство мостов, установку инженерных заграждений и сооружений. Оттачивали курсантки и командирские навыки, для чего в училище для проведения занятий доставляли солдат-девушек из 1-й отдельной женской добровольческой стрелковой бригады.

Первый выпуск состоялся в январе 1944 года: всем присвоили звание младшего лейтенанта и отправили в войска на должности командиров саперных взводов. В сопроводительных документах предписывалось использовать этих офицеров, получивших основательную практическую подготовку, не в штабах соединений и частей, а непосредственно на передовой.
В войсках, конечно, и непосредственные начальники, и подчиненные, прошедшие дорогами войны по два с лишним года, с недоверием отнеслись к девушкам-командирам. Но проходило совсем немного времени и 19–20-летних младших лейтенантов начинали уважать: и в специальной подготовке они подкованы, и смелости им не занимать.
Положительные отзывы из войск и сама необходимость в пополнении офицерского состава инженерных войск способствовали тому, что набор в МВИУ увеличили до 400 человек. При этом срок обучения сократили с 11 до 6–9 месяцев.
В отличие от представителей других воинских специальностей, выпускницы МВИУ продолжали определенное время служить и после Победы, занимаясь разминированием освобожденных от врага территорий.
По зову сердца в артиллеристы
Уникальна судьба единственной женщины, окончившей в годы Великой Отечественной войны артиллерийское училище. Речь о гвардии лейтенанте Тамаре Сычевой. Известие о начале войны застало ее в пионерлагере под Львовом, где она работала вожатой. В тот же день отправилась в военкомат и, как окончившую курсы ОСАВИАХИМа — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, ее отправили в один из полков 6-й армии на должность санинструктора.

В одном из боев после оказания медицинской помощи она заменила выбывшего из строя заряжающего артиллерийского орудия. Позднее в схожей ситуации Сычева сработала за наводчика — сказалась довоенная подготовка на курсах снайперов. В этом бою она подбила свой первый немецкий танк.
Ей разрешили «по совместительству» осваивать специальность наводчика противотанкового орудия. После поправки от полученного ранения Сычевой предложили пройти обучение на курсах младших лейтенантов. Тамара настояла, чтобы отправили учиться на офицера-артиллериста — стала курсанткой в Тбилисском горно-артиллерийском училище. С ней приехали еще три девушки, но их вскоре отчислили, так как нагрузки оказались слишком велики. А Сычева с ними справилась, и как фронтовичка пользовалась уважением среди остальных курсантов.
В конце мая 1942 года состоялся выпуск, и командир огневого взвода младший лейтенант Тамара Сычева оказалась в десантной бригаде, затем после ранения служила в минометной батарее и после курсов переподготовки попала туда, куда и хотела — в отдельный истребительный противотанковый дивизион. За бои по прорыву обороны противника на Днепре в сентябре 1943 года награждена орденом Красного Знамени. Затем снова лечение после ранения, и в апреле 1945-го еще один орден — Красной Звезды. Сегодня одна из пушек ее взвода находится в Центральном музее Вооруженных Сил РФ.

После войны Тамара Сычева написала две книги: в 1952 году вышла «По зову сердца: записки артиллериста», а в 1964-м — «По зову сердца».
…Всего в годы Великой Отечественной войны в действующей армии служили около 71 тысячи офицеров-женщин. Помимо военных училищ кадры готовили в военных школах, в том числе в таких известных, как Энгельсская школа пилотов, Центральная женская школа снайперской подготовки и др.