Осквернённая бесами святыня

Осквернённая бесами святыня

420 лет назад Киево-Печерский монастырь был возвращён Православной  церкви
Вид на Киево-Печерскую лавру.
© rgantd.ru
420 лет назад Киево-Печерский монастырь был возвращён Православной  церкви
' + '' + ' ' + ''+ ' Вид на Киево-Печерскую лавру.
12 марта 2025, 10:55
Реклама

7 марта 1605 года попытки униатов  захватить Киево-Печерский монастырь  окончательно потерпели крах: архимандрит Елисей Плетенецкий получил грамоту от польского короля Сигизмунда III Вазы, дававшую Православной церкви официальное разрешение на управление знаменитой обителью. Но по прошествии четырёх веков православным верующим защитить лавру от поругания украинскими нацистскими бесами не удалось. Что же произошло в сознании людей, далёкие предки которых отдавали свои жизни в борьбе за православную веру, за её защиту от иноверцев-поляков и их приспешников? «Армейский стандарт» попытался разобраться в этом.

Созданный праведниками

История возникновения Киево-Печерского монастыря относит нас в давние полулегендарные времена. Согласно преданию, в располагавшуюся на месте будущей обители лесную чащу регулярно удалялся Илларион — священник находившегося поблизости села Берестова. Для молитвенного уединения он выкопал себе пещеру. В 1051 году праведный Илларион был рукоположен в сан митрополита Киевского, а его пещера стала убежищем для вернувшегося на Русь из знаменитого Афона монаха Антония, уроженца Любеча. Киевские монастыри пришлись Антонию не по душе, и жизни в их стенах он предпочёл опустевшую пещеру Иллариона.

Икона с образом Антония Печерского.
© moseparh.ru
Икона с образом Антония Печерского.

Аскетизм и благочестие Антония привлекли к нему сподвижников. Когда их стало 12, в старой пещере Иллариона стало тесно. Схимники выкопали для себя новые пещеры и устроили в них кельи и церковь. Антоний оставил за себя игуменом (настоятелем) Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новое жилище. Эта убежище послужило началом так называемых «ближних пещер», в отличие от прежних, «дальних».

Число иноков продолжало расти. Совместными усилиями они построили для себя наземные кельи и деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. А вскоре Антоний добился у Великого князя Киевского Изяслава Ярославича разрешения на использование обителью всей горы над пещерами. От слова «пещера» (по-старославянски — «печера») возникло и название монастыря — Печерский.

Устав и правила внутренней жизни Печерской обители стали эталоном для других монастырей. Росла её слава и, вместе с ней, суммы пожертвований. На эти деньги в 1073 году заложили первую каменную церковь. Через 16 лет её строительство было окончено. Внутреннюю роспись фресками и выкладку мозаики выполнили мастера, приглашённые из Константинополя. Казалось, что монастырь ждёт дальнейшее процветание, но в действительности судьба его оказалась весьма непростой…

Разорение, запустение и возрождение

Не прошло и полвека с момента основания Печерского монастыря, как он подвергся разграблению половцами. В июле 1096 года, на следующий день после разгрома орды хана Тугоркана на реке Трубеж (у Переяславля), другая орда, возглавляемая ханом Боняком, попыталась неожиданным наскоком захватить Киев. Когда эта дерзкая авантюра не удалась, степные разбойники подвергли грабежу находившийся поблизости монастырь.

К 1108 году он был полностью восстановлен и даже расширен, после чего до Батыева нашествия обитель ещё трижды разорялась, и в двух случаях руку к этому приложили погрязшие в междоусобных распрях князья Рюриковичи. А в 1240 году Печерский монастырь постигла вместе с Киевом страшная участь. Орды Батыя разрушили и сожгли всё, что рушилось и горело. Монахи частью были перебиты, частью разбежались.

Состояние Лавры после гитлеровской оккупации.
© wikipedia.org
Состояние Лавры после гитлеровской оккупации.

Для восстановления потребовались десятилетия, но в 1300-м и в 1399 годах татары вновь осквернили и разграбили обитель. Последнее разорение было совершено в 1482 году ордой крымского хана Менгли I Гирея. Несмотря на все эти бедствия, Киево-Печерский монастырь, с 1169 года обретший статус лавры, продолжал жить, оставаясь одной из самых знаменитых православных обителей.

Благодаря щедрым пожертвованиям к концу XVI века имущество лавры простиралось далеко за её стены, включая в себя до 65 сёл и деревень (из которых 15 находились в Юго-Западной Руси) с мельницами, перевозами, пасеками, рыбными и бобровыми промыслами. Обители принадлежали даже два маленьких города — Радомысл и Васильков! Такое богатство не могло не вызвать зависти у той части малороссийского духовенства, что в 1596 году предала православие и подписала Брестскую церковную унию.

Победа над происками униатов

Хотя к тому времени Киево-Печерский монастырь уже напрямую подчинялся Константинопольскому (Вселенскому) патриарху, поляки потребовали, чтобы древняя обитель, наряду со всеми прочими православными монастырями и церквами, перешла под власть римского папы. Пользуясь обстановкой, глава униатов — митрополит Михаил Рогоза — выхлопотал королевское повеление о передаче православной святыни непосредственно в его ведение.

В монастырь были направлены представители — им вменялось привести волю польского короля в исполнение. Когда печерская братия не пустила их в обитель, была совершена попытка захватить монастырь силой. Но и она не увенчалась успехом из-за твёрдой позиции возглавившего вооружённое сопротивление захватчикам архимандрита Никифора Тура. В 1698 году униаты попытались ещё раз овладеть Киево-Печерской лаврой и всем её имуществом, но вновь натолкнулись на дружное противодействие монахов и сочувствовавших им православных мирян.

Дабы не провоцировать народ, без восторга принявший идею униатства, полякам пришлось пойти на попятную. В 1605 году архимандрит Елисей Плетенецкий получил от польского короля Сигизмунда III Вазы грамоту, оставлявшую обитель в ведении православного духовенства. Это была историческая победа над униатством, которое и в последующие века не смогло перетянуть под духовную власть римского папы подавляющее большинство малороссийских христиан.

Святыня во власти бесов

После Октябрьской революции для Киево-Печерской лавры наступили тяжёлые времена. В 1918 году был убит её настоятель — митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский. В стране воинствующего атеизма монашество, мягко говоря, не приветствовалось, и братия была переведена в разряд артели.

Концерт в Трапезном храме Лавры.
© kalynafolk.com.ua
Концерт в Трапезном храме Лавры.

А 29 сентября 1926 года Всеукраинский Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «признании бывшей Киево-Печерской лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок».

Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершилось к началу 1930 года полной ликвидацией монастыря. Часть братии была расстреляна, остальных заключили в тюрьмы или сослали. Лавра, как и большинство других монастырей, подверглась разорению.

Воссоздана она была в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси в июне 1988 года постановлением Совета министров Украинской ССР. Тогда казалось, что худшее для знаменитой обители уже позади, но произошедшие в последнее десятилетие на Украине события заставили вспомнить монголо-татарское нашествие, годы воинствующего атеизма и период гитлеровской оккупации, когда нацисты прямо в лавре расстреливали людей.

Великая православная святыня вновь подверглась чудовищному поруганию. Охарактеризовать то, что сделали с лаврой «щирые украинские патриоты», можно лишь выражением «бесовский шабаш». Врывавшиеся на территорию монастыря и непосредственно в старинные храмы особи (как мужского, так и женского пола) наряжались в костюмы чертей и прочей нечисти, распевали кощунственные песенки, выкрикивали человеконенавистнические лозунги…

Изгнав православных священников и монахов, они цинично и кощунственно используют помещения церквей для мероприятий, мягко говоря, вовсе не соответствующих их культовому предназначению. Там проводятся концерты с исполнением похабных песен, вызывающие омерзение кулинарные шоу и прочие непристойные действа. Всё это совершается умышленно, с целью как можно сильнее унизить православных верующих, оскорбить их самые святые чувства. Для чего? Ответ на этот вопрос не требует особого мудрствования.

Кулинарное шоу в одной из осквернённых церквей Лавры.
© Соцсети
Кулинарное шоу в одной из осквернённых церквей Лавры.

Украинская православная церковь Московского патриархата долгое время являлась связующим звеном между двумя восточнославянскими народами. Она скрепляла их со времён Богдана Хмельницкого и легендарного атамана Ивана Сирко. Эту связь никак не удавалось разрушить даже после обретения Украиной «незалежности».

Она была бельмом в глазу тех деятелей, кто продвигал ущербные идеи украинского национализма, а затем и откровенного нацизма. Но когда русофобия затмила разум большей части населения «страны победившего майдана», настал звёздный час бесов. Символ православия, Киево-Печерскую лавру, эти бесноватые обойти вниманием никак не могли…

Остаётся только надеяться, что рано или поздно их время закончится — и, как не раз уже бывало, древнерусская православная святыня возродится вновь, подобно сказочной птице Феникс. Но, чтобы это случилось, обязательно надо сокрушить воцарившийся на Украине нацистский и откровенно бесовский режим — чем, собственно, и занимается сейчас наша армия в ходе СВО.

Реклама
Реклама