
«Я сразу понял, что мы попали в засаду»
О героях специальной военной операции за три года с момента ее начала написано немало. И я верю, что будет еще больше, потому что ни один подвиг не должен быть забыт. Ведь эти люди гордость нашей страны и пример для подражания подрастающему поколению. Вообще, еще в самом начале СВО я четко поняла, что «герой» определяется не возрастом, полом, физической силой или навыками и знаниями. Настоящего героя определяет внутренний стержень, который либо есть у человека, либо его нет. И если он у тебя есть — ты делаешь шаг вперед, а если нет, то постыдно бежишь.
С настоящим героем нашего времени мне довелось познакомиться на одной из позиций Запорожского направления.
О том, что «Седой», старшина отряда «Барс-32» имени Павла Судоплатова, награжден орденом Мужества, узнала от его сослуживцев, сам же мужчина долго отмахивался на мою просьбу рассказать о своем подвиге. И только после совместных уговоров (боевые товарищи добровольца пришли мне на помощь) все же согласился.
«Седой» в прошлом кадровый военнослужащий. На пенсию вышел в 2018 году, отдав службе на благо Родины три десятка лет. Не молод, но еще полон сил, это всегда видно по глазам. Размеренный, четко поставленный голос с небольшим кавказским акцентом. Определить настоящего военного можно всегда, даже когда он уже пенсионер.
Здесь, в зоне спецоперации, мужчина начал свой боевой путь в 2022 году и служит, с небольшими перерывами, уже четвертый контракт. Решение вновь встать в строй принял сразу же, как только узнал в военкомате, что начался набор в добровольческие батальоны системы «Барс». Уволился с работы и уехал на фронт. Говорит, что здесь он нужнее. Тем более боевого опыта за годы службы набралось немало. Спецоперация для «Седого» стала шестым вооруженным конфликтом, где он принимал участие.

— Я двадцать пять лет в разводе, — начал рассказ мой собеседник. — Наверно, потому, что всю жизнь в командировках: Чечня, Грузия, Абхазия... Думал на пенсию выйду — женюсь. Но опять сложилось так, что Родине я нужнее. Отговаривать меня особо некому было. Сестры, конечно, поначалу были против, но они знают: я военный человек и, если сказал, то так и будет. Поэтому приняли к сведению и благословили.
Спецоперация для «Седого» началась со службы в добровольческом отряде «Барс-3». Именно там, во время своего первого контракта, за самоотверженность, мужество и отвагу мужчина был награжден орденом Мужества. В то время «Седой» исполнял обязанности заместителя командира батальона по тылу. Обеспечивал бойцов на передовых позициях продуктами и боеприпасами, нередко сам сопровождал машины с грузом.
— Наши парни тогда стояли в Запорожской области, недалеко от Орехова, — вспоминает «Седой». — Выдвинулись к ним: я, инструктор из штаба — молодой парень из Краснодара, техник роты, ну и водитель, само собой разумеется. Ничего не предвещало беды. Едем по намеченному маршруту, и вдруг по нам начинают вести огонь. Я сразу понял, что мы попали в засаду националистов. Как мне показалось в тот момент, их было человек девять-десять...
«Седой», как самый опытный из бойцов, принял решение взять командование на себя и тут же крикнул водителю быстро сворачивать в ближайшую лесополосу. В процессе маневра машина врезалась в дерево, но, к счастью, все находившиеся в ней успели выскочить. Заняли оборону и открыли ответный огонь. Позже стало понятно, что противника гораздо больше, чем десяток.
— Я всегда вожу с собой гранаты. Это нас и спасло. Мы начали забрасывать их гранатами, и они немного отступили, — вспоминает «Седой».
В тот самый момент доброволец дал команду инструктору из штаба связаться с полком, чей минометный расчет находился недалеко от места событий. Как потом выяснилось, целью украинской диверсионно-разведывательной группы — ДРГ, с которой вступили в бой «Седой» и его сослуживцы, была как раз минометная позиция полка.

Доброволец говорит, что несмотря на сорокаминутный ожесточенный бой с врагом, превосходящим по численности и вооружению, он убежден, что все сложилось как надо. Хоть было трудно, но «барсы» смогли не пропустить ДРГ.
Сразу после того, как противник был остановлен, наши бойцы передали их координаты в полк.
— Исходя из переданных нами данных, по скоплению врага начал отрабатывать миномет, — вспоминает «Седой». — Мы отошли метров на пятнадцать, чтобы осколками не задело, и также продолжили вести огонь по противнику из автоматов. Некоторым нацистам удалось убежать, но человек семнадцать-восемнадцать мы уничтожили.
Командир полка лично благодарил «Седого» за спасение жизней своих сослуживцев. Помимо этого, группе добровольцев, вступивших в неравный бой с противником, удалось в целости сохранить боеприпасы и продукты, которые они везли своим боевым товарищам.
— Вот и вся история, — немного смущенно заканчивает свой рассказ мужчина. — Меня порой спрашивают, считаю ли я себя героем. Честно, нет. Я солдат и делал то, что должен. Но командование посчитало нужным представить меня к государственной награде. Ну, раз они так решили, значит есть за что.