
Неудавшееся «пробуждение»
Об этой странице в истории Великой Отечественной войны вспоминают нечасто, хотя значение развернувшихся на территории Венгрии в апреле 1945 года событий весьма значительно. Главный итог: операция немецкого вермахта «Весеннее пробуждение» и последующее сражение за Надьканижу своих целей так и не достигли.
В такое верится с трудом
Казалось бы, с какой стати вместо того, чтобы сосредоточить усилия на обороне Берлина, столицы Третьего рейха, Гитлер весной 1945 года приказал своему генеральному штабу разработать меры, чтобы не допустить прорыва Советской армии в юго-западную Венгрию? Неужто для спасения своего последнего союзника Ференца Салаши?
Отнюдь, такие сантименты у фашистов не в чести. Причина чисто экономическая: именно там, в районе города Надьканижи, располагалось крупное месторождение нефти. После потери промыслов в Румынии в основном только отсюда можно было получать горючее. Тем более что заводы по производству синтетического топлива в самой Германии в тот период регулярно подвергались бомбардировкам американской и британской авиации.
Собственно, о значении венгерской «скважины» говорят цифры: если в 1938 году здесь добывали 42 тыс. тонн нефти, то в 1939-м уже 143 тыс. тонн, а к 1944 году довели до миллиона тонн. Тогда это составляло 80% всей нефтедобычи на контролируемой Германией территории. Лишиться надьканижского нефтяного района означало до критического предела обострить и без того хронический дефицит горючего для нужд вермахта и люфтваффе.
Не дожидаясь наступления Советской армии, Гитлер еще в январе 1945 года перебросил в Венгрию с Западного фронта 6-ю танковую армию СС — одно из самых боеспособных объединений, оснащенных лучшими немецкими танками «Тигр» и «Пантера», а также ряд частей из Италии. Ведь удержав этот стратегически важный район, удалось бы не только решить вопрос поставок горючего, но и не дать советским войскам двигаться дальше — освобождать Австрию и Чехословакию, важнейшие промышленные районы, исправно работавшие на военные нужды Германии.
Весенние грезы
Решить поставленную Гитлером задачу была призвана тщательно разработанная германским генштабом наступательная операция «Весеннее пробуждение». В ходе нее предполагалось нанести сразу три мощных удара по войскам 3-го Украинского фронта маршала Советского Союза Федора Толбухина. Цель первого — силами 6-й танковой СС и 6-й полевой армии (вновь сформированной в марте 1943 года после разгрома в Сталинграде) выйти к Дунаю в районе Дунафельдвар. Это была самая мощная группировка, о чем свидетельствует насыщенность ее бронетехникой — до 70 танков и самоходных артиллерийских установок (САУ) на километр фронта. Второй удар на Капошвар наносила 2-я танковая армия, а третий — 91-й корпус в направлении на Печ и Мохач.

В развитие успеха планировалось одной группировкой вернуть Будапешт, другой — начать продвижение на юг. Задача максимум — окружить и уничтожить основную часть войск 3-го Украинского фронта, занять оборону на ранее утерянных позициях по Дунаю, а ряд соединений и частей отправить на защиту Берлина.
Каково было соотношение сил? Небольшой перевес в личном составе имели немецкие и венгерские войска: 430 тыс. солдат и офицеров против 400 тыс. 3-го Украинского фронта, в состав которого входили и шесть пехотных дивизий 1-й болгарской армии. Как видим, классического превосходства при наступлении 3 к 1 противнику добиться не удалось, но зато танков и самоходных артиллерийских установок противник имел вдвое больше. За счёт столь мощного бронированного кулака и предполагалось осуществить операцию «Весеннее пробуждение», которая началась 6 марта, а закончилась 15 марта 1945 года. Хотя некоторые историки склонны считать, что незначительные остатки немецких и венгерских подразделений сопротивлялись вплоть до начала мая.

Планы гитлеровцев были сорваны успешно проведенной Балатонской оборонительной операцией: противнику не удалось выйти к Дунаю и предотвратить дальнейшее продвижение советских войск. Подробно останавливаться на деталях этой операции не будем, уделив больше внимания сражению за тот самый нефтеносный район близ Надьканижи.
За нефть и продовольствие
Стоит отметить, что потерпевший неудачу в ходе операции «Весеннее пробуждение» враг оставался достаточно силен. Группировка немецко-венгерских войск получила приказ во что бы то ни стало сдержать наступление Советской армии и предотвратить захват Надьканижи. Кроме того, ставилась задача не допустить советские войска к проходящей там железной дороге и шоссе, ведущим к богатым сельскохозяйственным угодьям юго-западной Венгрии — оттуда продолжало идти продовольствие для немецкой армии.
На трех заранее подготовленных укрепленных рубежах от южного края озера Балатон до реки Драва держали оборону 2-я немецкая танковая армия группы «Юг», венгерские и хорватские части. В помощь были переброшены несколько дивизий вермахта из Югославии. Помимо мощных инженерных сооружений (бетонные доты, проволочные заграждения, минные поля) противник использовал и естественные водные преграды — реку Мура и канал Принципиалис.

29 марта, продолжая разгром войск, участвовавших в «Весеннем пробуждении», началась Надьканижско-Кёрмендская операция 57-й советской и 1-й болгарской армий, которая продлилась до 15 апреля. Прорвать с ходу вражеские укрепления не удалось. Потребовалось подтянуть дополнительные подразделения артиллерии и резервы пехоты. Это принесло результат: к вечеру 29 марта враг был выбит с первой оборонительной линии.
На следующий день наши части продолжали развивать успех западнее озера Балатон, захватив прибрежный город Кестхей. Над Надьканижей с севера нависла реальная угроза прорыва частей Красной Армии, что заставило немцев перебросить под город Залаэгерсег две резервные дивизии. Войскам объявили приказ Гитлера: драться до последнего солдата, но не допустить врага в район нефтепромыслов!
В ожесточенных боях сопротивление немецких и венгерских частей было сломлено. Не помогли и оборудованные по всем требованиям фортификации опорные пункты по реке Зала, которую наступающие успешно форсировали, — сказывался ранее полученный боевой опыт преодоления водных преград. Советские войска овладели Залаэгерсегом, а 31 марта взяли город Кёрменд. Болгарские части в свою очередь форсировали реку Муру, заняли оборону и удерживали позиции до 7 мая.
Плюс маневр кавалеристов
В последующем противнику не дали возможности перебросить и ввести в бой под Надьканижей резервы: с севера его действия сковывала 27-я армия, а 5-й гвардейский Донской кавалерийский корпус, совершив 70-километровый марш по труднодоступной местности через горы и лесистые холмы, неожиданно для врага вышел в его тыл. Этот маневр оказался решающим: немцы вынужденно оставили позиции.

Стремительное наступление позволило уже 2 апреля взять город Надьканижу. В боях было уничтожено порядка 3 тысяч вражеских солдат и офицеров, еще больше взято в плен. При этом гитлеровцы не успели взорвать ценное промысловое оборудование, и вскоре добыча нефти возобновилась, но уже в интересах Советской армии и ее союзников.
Теперь — на Вену!
4 апреля вся территория Венгрии была освобождена, и советские войска подошли к границе с Австрией. Отдельные очаги сопротивления противника уничтожались вплоть до 15 апреля, но это уже не имело существенного оперативного значения.
Надьканижско-Кёрмендскую операцию справедливо считают началом битвы за Вену — 57-я армия действовала на левом крыле фронта.

«Успешное наступление главной группировки фронта создало благоприятные условия для перехода к активным действиям соединений левого крыла, — писал в своих мемуарах «На правый бой» начальник политуправления 3-го Украинского фронта генерал-лейтенант Иван Аношин. — 57-я армия во взаимодействии с 1-й болгарской армией освободила от немецких оккупантов Надьканижу, лишив тем самым гитлеровскую Германию еще одного источника нефти».
Приказом Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина от 2 апреля 1945 года участникам операции была объявлена благодарность «за овладение центром нефтяной промышленности Венгрии городом Надьканижа — важным узлом дорог и сильным опорным пунктом обороны немцев». В тот же день Москва салютовала войскам 3-го Украинского фронта 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий.