
Тайна белокурой летчицы
Среди миллионов тех, кто в рядах Красной армии воевал с немецко-фашистскими оккупантами на фронтах Великой Отечественной, насчитывалось почти полмиллиона женщин. Из этих 500 тысяч 92 были удостоены за свои подвиги высшей награды — звания Героя Советского Союза. Сегодня расскажем об одной из них, летчике-истребителе Лидии Литвяк.
Увидев ее фотографию «в штатском» трудно поверить, что перед глазами бесстрашный и умелый воздушный боец: на карточке запечатлена стройная белокурая красавица.
Лида появилась на свет в Москве 18 августа 1921 года, а спустя несколько лет именно эту календарную дату выбрали для установленного в стране праздника — Всесоюзного дня авиации. Скажете, случайность. Как посмотреть, возможно, это знак того, что девушке изначально был предопределен путь в небо.
Дальнейшие события в ее жизни лишь подтвердили такой «знак судьбы».
Еще будучи 14-летней школьницей Лидия (она, впрочем, предпочитала, чтобы ее называли Лилией) записалась в Кировский районный аэроклуб столицы. Занималась очень настойчиво, проявила заметные способности, так что уже через год наставники допустили ее к первому самостоятельному полету на биплане — легком фанерном самолетике с двумя расположенными «этажеркой» крыльями.
Правда, потом в авиационной биографии Литвяк получился небольшой перерыв. После окончания средней школы девушка (возможно, по совету старших) поступила учиться на геологические курсы и, закончив их, некоторое время работала по этой сугубо «земной» специальности. Однако потом все-таки решила все круто поменять и вернуться на «дорогу, ведущую в небо».
Из скупых сохранившихся сведений известно, что Лидия прошла обучение в Херсонской авиационной школе и стала не просто дипломированным летчиком, а летчиком-инструктором. До начала Великой Отечественной она успела поработать в Калининском (областной центр Калинин, ныне город Тверь) аэроклубе Осоавиахима, подготовив в общей сложности 5 выпусков курсантов, более 40 человек.

Узнав о нападения гитлеровской Германии на СССР, Лидия сразу же попыталась попасть в авиационные части, сражающиеся с врагом. Однако далеко не сразу это удалось: районный военком раз за разом «заворачивал» хрупкую девушку, не веря, что она и вправду может стать фронтовой летчицей и участвовать в боях. Но Литвяк была настойчива и своего в конце концов добилась.
Осенью 1941-го ее, как уже имеющую опыт полетов, направили на краткосрочные курсы под Энгельсом (Саратовская область), где готовили пилотов для управления истребителем Як-1.
Уже там эта отнюдь не героического вида девушка отличилась.
«Мы все были восхищены ее поступком, о котором рассказывали друг другу. В Энгельсе уже несколько дней бушевала пурга, ветер валил людей с ног. Но нужно было везти с аэродрома Анисовка винт для самолета, потерпевшего аварию. Полеты в такую погоду запрещены, но Лиля Литвяк без разрешения вылетела и привезла винт… Майор М. Раскова вызвала ее и сказала: «Я горжусь такой моей храброй и смелой летчицей».
(Из воспоминаний летчика-истребителя Екатерины Будановой).
После успешного окончания курсов младший лейтенант Лидия Литвяк получила направление в 586-й истребительный авиационный полк ПВО, сформированный знаменитой на всю страну Мариной Расковой и известный как «женский». Первый период службы в этой авиационной части, дислоцировавшейся в тылу, в районе Саратова, был отнюдь не боевым: летчицы патрулировали небо над областным центром и окрестностями, сопровождали важные рейсы транспортных самолетов.
10 сентября 1942 года восемь экипажей первой эскадрильи полка, в том числе и Лидия Литвяк, были отправлены под Сталинград, в состав 437-го истребительного авиаполка (иап). Так началась для этой девушки настоящая война.
Уже через несколько дней в одном из своих боевых вылетов Литвяк одержала первую воздушную победу — был сбит бомбардировщик Ю-88. Вслед за этим боевым успехом последовали и другие. О молоденькой девушке, воюющей с немцами на скоростном боевом самолете, писали даже центральные газеты. Например «Красная Звезда» в своем номере за 30 октября 1942 года опубликовала фотографию Лидии, снабдив ее подписью: «Летчик-истребитель старший сержант Л. Литвяк, сбившая в одиночном бою «Ю-88» и в групповом — «Мессершмитт-109».

В справочной литературе можно найти упоминания и о других успехах молодой летчицы. Впрочем, порой сведения из разных источников противоречат друг другу.
Позднее, зимой 1942–1943 гг., женские экипажи Лидии Литвяк и Екатерины Будановой были переведены в состав 296-го истребительного авиаполка. Теперь сражаться с противником пришлось в небе над Ростовской областью, над Донбассом.
11 февраля стало одним из самых успешных дней в боевой биографии летчика-истребителя Л. Литвяк. Сначала она смогла сбить немецкий бомбовоз Ю-87, а при следующем вылете авиагруппа, в которую входил ее «яковлев», одолела истребитель «Фокке-Вульф-190».
К знаменательному рубежу — 23 февраля 1943 года, Дню Красной армии — подоспела первая боевая награда.
«Тов. Литвяк свою боевую работу в Отечественной войне начала в системе ПВО г.Саратова с 15 апреля 1942 г. …10 сентября 1942 г. тов. Литвяк впервые в составе 586 иап прибыла на фронт в район напряженных боев г. Сталинград. <…> 13 сентября 1942 г. на втором боевом вылете по прикрытию г. Сталинград встретилась с бомбардировщиками противника. В результате воздушного боя, умелых смелых атак и настойчивости при достижении цели тов. Литвяк открыла себе счет, сбив один самолет противника типа Ю-88, а одного Ме-109 подбила в паре. <...> За отличное выполнение боевых приказов командования по разгрому гитлеровских захватчиков на Сталинградском фронте, проявив при этом мужество и героизм, тов. Литвяк достойна правительственной награды орденом «Красная Звезда». Командир 296 иап подполковник Баранов 5 февраля 1943 г.»
(Из наградного листа).
А еще через месяц, 22 марта, девушка оказалась на волосок от гибели. Шестерку «яков» подняли в небо по тревоге — на перехват обнаруженной постами наблюдения группы «юнкерсов». Завязался воздушный бой, во время которого Литвяк заметила, что к фашистам идет подкрепление — приближаются шесть «мессершмиттов». Чтобы спасти товарищей от внезапного удара, девушка развернула свой самолет навстречу врагу и некоторое время сражалась с «мессерами» в одиночку. Истребитель отважной летчицы оказался в итоге сильно поврежден, сама она получила ранение, однако сумела все-таки дотянуть до аэродрома.
Лидию отправили в госпиталь, а оттуда вскоре выписали, вручив предписание следовать в Москву и долечиваться в течение месяца дома. Девушка с подобным медицинским графиком реабилитации согласиться не захотела и через неделю «каникул» вновь вернулась в свою часть.
Уже 5 мая, еще не до конца восстановив здоровье, Литвяк добилась у командования своего полка, чтобы ее включили в группу, сопровождающую вылет бомбардировщиков. Во время выполнения этого задания «петляковых» и прикрывающие их «яки» атаковали неприятельские истребители. В разгоревшемся бою Лидия смогла меткой очередью «приземлить» один из «мессеров».
А в последний майский день ей и вовсе удалось совершить неординарный поступок во время выполнения боевого вылета.
На участке, где действовал их авиаполк, немцы устроили советским воинам неприятный сюрприз. Они привезли сюда аэростат и, подняв этот летательный аппарат в воздух, стали корректировать по команде находящегося на большой высоте наблюдателя огонь своих артиллерийских батарей по нашим позициям. Эффективность стрельбы, конечно, сразу возросла. Наше армейское командование поставило задачу — сбить. Однако выполнить такой приказ оказалось непросто. Гитлеровцы организовали для аэростата мощную зенитную оборону, прорваться через которую советским летчикам никак не удавалось. Тогда Литвяк попросила поручить эту задачу ей.

На задание летчица отправилась в паре с младшим лейтенантом И. Борисенко. На своих «яках» они ушли довольно далеко в тыл противника и уже оттуда развернулись, чтобы атаковать цель. Гитлеровцы не ожидали нападения с этой стороны, вдобавок заметить приближение советских истребителей им мешало сияние клонящегося к закату солнца. Разогнав свой «ястребок» Лидия открыла огонь по аэростату сразу из всего бортового оружия. Несколько таких залпов дали требуемый результат. Идущий следом Борисенко добил поврежденный аэростат.
Именно в 296-м иап (весной 1943-го он за образцовое выполнение задач был преобразован в 73-й гвардейский истребительный авиаполк) молодая летчица нашла свое женское счастье. Лидия Литвяк неоднократно вылетала на задания в паре с командиром эскадрильи Алексеем Соломатиным, а спустя время их боевое содружество превратилось в семейный союз — воспользовавшись перерывом между боями, молодые люди обратились к командиру полка с просьбой официально оформить их вступление в брак. Увы, счастье оказалось совсем недолгим. Уже 21 мая Герой Советского Союза Алексей Соломатин погиб, его самолет разбился во время проведения тренировочных полетов.
Лидия пережила своего возлюбленного на два с небольшим месяца.
В одном из боев 16 июля, когда истребителям пришлось, прикрывая наши штурмовики, сражаться вшестером против 36 самолетов люфтваффе, она вновь получила ранение. Литвяк пришлось тогда идти на вынужденную, посадив поврежденный «як» на брюхо. Однако от госпитализации женщина категорически отказалась: «Летать могу».
Спустя несколько дней ситуация повторилась. В очередном воздушном сражении — на сей раз бились вдвоем против семерых «мессеров» — самолет ее вновь оказался поврежден. И опять летчице пришлось экстренно сажать его, не выпуская шасси, буквально в нескольких сотнях метров от передовых окопов. И вновь после столь опасного эпизода летчица осталась в строю.
Роковым для нее стало 1 августа 1943 года. По имеющейся информации этот день в разгар боев по прорыву мощной обороны немецкого Миус-фронта на Донбассе был отмечен очень активными действиями немецкой авиации. Чтобы противостоять ей, нашим истребителям пришлось неоднократно подниматься в воздух. Лидия Литвяк успешно совершила на своем «ястребке» три боевых вылета. Но с четвертого задания она не вернулась.
Обстоятельства произошедшего с ней по горячим следам выяснить не удалось. В оперативной сводке за 1 августа 1943-го, подготовленной штабом 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, в которую входил 73-й авиаполк, есть информация, имеющая отношение к героине нашего сегодняшнего рассказа:
«Гвардии младший лейтенант Литвяк, гвардии младший лейтенант Борисенко и гвардии сержант Табунов вели бой с 12 Ю-88. Борисенко зажег один Ю-88 и сел вынужденно в Дарьевке. Гвардии сержант Табунов в паре с гвардии младшим лейтенантом Литвяк были атакованы 4 Ме-109. Первую атаку Табунов отбил, вторую отбить не успел и видел, как «мессера» сбили Литвяк, которая упала в районе 2 км северо-восточнее Мариновки».
После того как эта территория оказалась отвоевана у неприятеля, командованием 73-го гвардейского иап были организованы поиски, но они не дали результата. Поэтому Лидия Литвяк официально была признана пропавшей без вести.
В то время данная формулировка являлась своеобразной «черной меткой»: предполагали, что пропавший на самом деле не погиб, а сдался в плен и, может, даже пошел на сотрудничество с оккупантами.
Поэтому нет ничего удивительного, что представление гвардии младшего лейтенанта Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, подписанное командиром авиаполка, в высоких кабинетах «завернули». Вместо этого ей посмертно дали орден Отечественной войны. (При жизни летчицу успели наградить в июле 1943-го еще орденом Красного Знамени.)
Немало путаницы возникло и с послужным списком этой отважной летчицы. В одних справочниках упоминается, что она совершила 138 боевых вылетов, другие источники упоминают о 168 боевых вылетах.
Еще более заметный разброс в оценке воздушных побед. Согласно наиболее впечатляющим данным, на счету Литвяк 16 сбитых неприятельских самолетов (из них четыре уничтожены ею в составе группы) и один аэростат наблюдения. А вот те, кто составлял представление о награждении Золотой Звездой Героя Советского Союза, упомянули, помимо не вызывающего сомнений факта уничтожения аэростата, о 6 личных воздушных победах и еще 6 групповых.
Справочник, посвященный боевым достижениям советских летчиков в годы Великой Отечественной, где учтены официально зафиксированные в документах военных лет успехи летчиков советских ВВС, дает такую статистку: 5 самолетов, сбитых Л. Литвяк лично, еще 3 — в группе, плюс аэростат.
Однако, даже если брать самые скромные из приведенных показателей, заслуги Лидии Литвяк все равно выглядят очень весомо. Фактически эта девушка, погибшая незадолго до своего 22-летия (всего-навсего!) успела повоевать с виртуозами люфтваффе на протяжении лишь десяти месяцев. Если бы ее жизнь не оборвалась в августе 1943-го, сколько еще вражеских самолетов могла бы «завалить» за оставшиеся до победы более полутора лет хрупкая с виду блондинка!
Но даже достигнутые ею успехи позволяют назвать Лидию Литвяк настоящим асом. Ведь согласно традиции, появившейся на заре действий военной авиации, достойным такого почетного «титула» считался авиатор, одержавший 5 побед.
На протяжении еще долгих лет после окончания Великой Отечественной обстоятельства гибели Лидии Литвяк, местонахождение останков летчицы и ее «Як-1» оставались совершенно неизвестными. Лишь на рубеже 1980-х удалось стереть такое «белое пятно».
В этом большую роль сыграл поисковый отряд школьников из города Красный Луч Луганской области. Оказалось, что в воинском захоронении, которое было создано летом 1969 года в селе Дмитровка Шахтерского района, среди собранных из единичных могил погибших советских воинов, найденных в этой местности, есть и останки неизвестной летчицы. Проведенные по сохранившимся в военных архивах документам поиски, а также медицинская экспертиза дали вполне убедительный результат: останки принадлежат именно Л. Литвяк. Медэксперты даже установили, что женщина получила смертельное ранение в лобную часть головы.

Разматывая клубок тайн вокруг посмертной судьбы доблестной летчицы, смогли выяснить, что ее самолет 1 августа 1943 года упал возле рощи неподалеку от хутора Кожевня. Кто-то из местных жителей и похоронил погибшую, а позднее эти останки были перенесены в братское воинское захоронение, созданное посреди села Дмитровка.
Что касается разбившегося истребителя, то его металлические части, согласно воспоминаниям старожилов, еще в первые послевоенные годы забрали с места катастрофы и увезли на переплавку.
Как результат всех этих поисков, собранных фактов и проведенных экспертиз в ноябре 1988 года появился документ, подписанный министром обороны, согласно которому были внесены изменения в приказ главного управления кадров Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА) от 16 сентября 1943 года, где упомянуто о судьбе летчика-истребителя Л.В. Литвяк: вместо прежней формулировки «пропала без вести 1 августа 1943 года», теперь следует читать «погибла при исполнении боевого задания 1 августа 1943 года».
Таким образом окончательно прояснилась судьба отважной летчицы. Вскоре после этого Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел представление о награждении Лидии Владимировны Литвяк посмертно Золотой Звездой Героя Советского Союза. Это высокое звание было ей присвоено 6 мая 1990 года.