
Прообраз первого в мире танка
Массовое производство и применение на фронтах Первой мировой войны автоматического стрелкового оружия (пулеметов) привело к позиционному тупику. Прорыв вражеской обороны превратился в запредельно сложную, почти невыполнимую задачу. Возникшая проблема подвигла конструкторов военной техники к поиску путей ее преодоления. Результатом их изысканий стало появление танков. В этой связи примечателен тот факт, что первый в мире действующий прототип гусеничной боевой машины был разработан и изготовлен в России. 18 мая (по новому стилю) 1915 года он впервые выехал на испытания.
Прототип танка
Когда возникает вопрос о российском первенстве в каком-либо изобретении, как правило, проявляются две противоположные тенденции. Одна отражает западную точку зрения и практически полностью игнорирует все достижения России, причем даже те, что подтверждены неоспоримыми фактами. Другая давно стала поводом для анекдотов, наподобие того, где утверждается, что рентген-лучи были открыты у нас, ибо еще Иван Грозный в письме рыцарям Ливонского ордена писал, что он их, лживых супостатов, видит насквозь. Идею продвигали либо из чувства ложно понятого патриотизма, либо из желания доказать преимущества социалистического строя перед капиталистическим.
Проникнуто духом антагонизма и отношение к изобретению замечательного русского конструктора Александра Пороховщикова. Яростные критики идеи его первенства в создании боевой гусеничной машины утверждают, что ее название «Вездеход» полностью соответствовало предназначению и что она никакого отношения к собственно военной технике не имеет. Согласиться с ними невозможно по той простой причине, что с самого начала работы над конструкцией «Вездехода» Пороховщиков ставил перед собой цель добиться облегчения задачи солдат, атакующих вражеские позиции.

О возникновении идеи изобретатель писал следующее: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»
Пороховщикову удалось сконструировать и создать опытный экземпляр такой машины. Но справедливости ради надо сказать, что полноценным танком или даже первой так называемой «танкеткой», строительством которых увлекались в разных странах в 20–30-е годы ХХ века, первый образец «Вездехода» все-таки не был.
Дело в том, что 18 мая 1915 года на ходовые испытания вышел прототип без брони — неотъемлемой составляющей конструкции бронетехники любого вида. Так что утверждения, будто этот день следует считать датой появления на свет первого в мире танка, кажутся слишком уж смелыми и не вполне обоснованными. И тем не менее «Вездеход» Пороховщикова являл собой первое практическое воплощение идеи боевой гусеничной машины!
Особенности «Вездехода»
Уже в самом начале Первой мировой войны, в августе 1914 года, молодой инженер Русско-Балтийского завода Александр Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования с предложением создать гусеничную бронированную машину для движения по пересеченной местности. 9 января 1915 года он представил чертежи и смету постройки своего «Вездехода».
Получив одобрение и примерно 10 тысяч рублей (в пересчете на наши деньги примерно 10 миллионов рублей), Пороховщиков вместе с полусотней рабочих под руководством заводского начальства 1 февраля приступил в авторемонтных мастерских к реализации задуманного. Через три с половиной месяца машина была готова! Изделие представляло собой компактную конструкцию с движителем в виде одной широкой гусеницы из прорезиненной ткани на четырех полых катках-барабанах, приводимой в движение карбюраторным двухцилиндровым двигателем мощностью 10 лошадиных сил. Этого хватало для развития скорости 25 километров в час.
Управлял «Вездеходом» один человек. Он же должен был стрелять по врагу из предполагаемого к установке пулемета. Корпус машины имел длину 3,6 м, ширину 2 м и высоту 1,5 м. Он был водонепроницаемым. Общая масса «Вездехода» составляла примерно 3,5 тонны.

Испытания наглядно показали ряд конструктивных недостатков. Главный из них заключался в том, что поворот должен был осуществляться посредством пары колес, а колеса эти вязли в грунте, и водителю приходилась прибегать при поворотах к помощи шеста, которым он вручную упирался в землю. Из-за этого результат испытаний был признан неудовлетворительным.
Пороховщиков не сложил руки и занялся доработкой машины. Он сделал ее колесно-гусеничной. По шоссе машина передвигалась на колесах и заднем барабане гусеницы, а на пересеченной местности, когда на пути встречалось препятствие, — ложилась на гусеницу и переползала через бугор. Кроме того, конструктор разработал собственную многослойную броню, представлявшую собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и упругих прокладок из прессованной сушеной морской травы.
Работы над совершенствованием «Вездехода» продолжались в 1915–1916 годах, но в конечном итоге военное ведомство не разглядело в изобретении Пороховщикова каких-то преимуществ перед обычным бронеавтомобилем и прекратило финансирование.
С одной стороны, проект действительно нельзя было признать удачным, с другой — в нем были оригинальные идеи, которые, при их последовательном развитии и воплощении, могли быть использованы для создания по-настоящему эффективной русской боевой бронированной гусеничной машины, то есть танка…
Пробы русского танкостроения
Наряду с Александром Пороховщиковым созданием боевой бронированной машины для взламывания вражеской обороны озаботились также Николай Лебеденко и Василий Менделеев (сын великого химика). Первый построил так называемый «царь-танк» — машину, внешне напоминавшую огромный пушечный лафет высотой 9 метров и массой 60 тонн, вооруженную двумя пушками и несколькими пулеметами и требовавшей экипажа из 15 человек. Концептуально танк Лебеденко оказался далек от принципов, по которым в дальнейшем развивалось танкостроение, и был заслуженно отвергнут после серии неудачных испытаний.

Второй танк даже в единственном экземпляре в металле воплощен не был. При этом он заслуживает гораздо большего внимания по той причине, что его проект, скрупулезно проработанный Менделеевым, содержал целый ряд опередивших время оригинальных решений и принципиально предвосхитил создание тяжелых боевых машин с противоснарядным бронированием.
Внешне похожий на вагон корпус был защищен броней толщиной в 100, а в лобовой части — даже в 150 миллиметров! Вооружение состояло из мощного морского 120-миллиметрового орудия и установленного во вращающейся башенке пулемета.
Двигатель мощностью в 250 л.с. должен был позволить передвигаться по бездорожью со скоростью 10–15 км/ч. Подвеска опорных катков двух металлических гусениц осуществлялась с помощью пневматических цилиндров, составлявших единую систему. В бою можно было уменьшать для прикрытия катков клиренс и даже полностью опускать корпус на грунт. Экипаж танка должен был насчитывать 8 человек.
Ни одна немецкая полевая пушка тех лет, даже тяжелая, калибром в 152 мм, не была способна пробить броню этого танка. Однако масса машины при этом оказалась монструозной — 173 тонны (согласно проекту). Лишь появление в 1945 году двух немецких «Маусов» массой в 189 тонн побило этот рекорд массивности.
С позиций столетнего опыта танкостроения понятно, что маневренные качества сверхтяжелого танка Менделеева не позволили бы эффективно применять его на полях сражений. Да и технологически в те годы промышленность вряд ли была способна производить его в достаточных для фронта количествах...
Есть ли у танков будущее
Первые попытки создать в России по-настоящему пригодный для боя танк не удались. Но прошло каких-то два с половиной десятилетия, и именно наша страна стала законодательницей мировой танковой моды. До сих пор Россия находится в авангарде танкостроения, являясь к тому же единственным на планете государством, создавшим танк четвертого поколения — «Армату».
Сейчас активно продвигается идея, что с появлением боевых дронов танки себя полностью изжили и скоро уйдут в прошлое. Хотелось бы в этой связи напомнить об извечной борьбе щита и меча, то есть брони и снаряда и предположить, что рано или поздно будут изобретены и внедрены системы защиты, способные еще на подлете эффективно уничтожать беспилотники-камикадзе. Впрочем, это выходит далеко за рамки темы данной статьи.