
На передовой народного фронта Белгородчины
Жизнь в приграничных селах и городах Белгородской области сегодня больше напоминает военную службу, чем мирное существование. Ежедневные обстрелы, постоянная угроза с воздуха и необходимость быть начеку в режиме 24/7 стали суровой нормой.
О том, как в этих условиях выживает регион, как изменилась работа волонтеров и что сейчас нужно людям в приграничье больше всего, в эксклюзивном интервью «Армейскому стандарту» рассказал руководитель регионального исполкома Общероссийского народного фронта Александр Ланских.

Ритм жизни здесь определяют не часы, а сводки экстренных служб и гул взрывов. Утро начинается не с кофе, а с проверки связи с соседями и сообщений в чате о новых «прилетах».
Это реальность, где планы на завтра — непозволительная роскошь. Где детская коляска, забытая у подъезда, может вызвать панику, а при звуке работающего трактора начинаешь оглядываться, ища глазами приближающийся дрон ВСУ.
Школы ушли в онлайн не из-за пандемии, а из-за угрозы обстрелов. Местные жители, вчерашние учителя, фермеры, продавцы, теперь стали специалистами по выживанию: безошибочно отличают кассетные боеприпасы от снарядов, знают, какая стена в доме самая надежная, и собирают «тревожный чемоданчик» не по рекомендациям из телевизора, а по личному горькому опыту.
Их фронт — это собственная земля. Их боевая задача — выжить и сохранить дом. Их героизм в тихом упрямстве, с которым они каждый день вопреки всему продолжают жить на своей земле.
Смена парадигмы
Александр Викторович с ходу констатирует: привычная волонтерская благотворительность в их деятельности осталась в прошлом. Повестка ОНФ, как и жизнь всего региона, переформатирована под жесткие реалии.
— Если в начале СВО помощь была точечной и часто штучной, например, теплые носки, форма, индивидуальные аптечки, то сейчас государственная логистическая машина, тыл Минобороны работают как часы, — говорит он. — Фокус нашей работы сместился. Сейчас в приоритете сложное, технологичное, но жизненно необходимое снаряжение. Мы закупаем и передаем в войска автомобили повышенной проходимости, квадроциклы, мотоциклы для разведки и быстрого реагирования, радар-детекторы для раннего обнаружения дронов-камикадзе и средства радиоэлектронной борьбы. Это то, что реально спасает жизни здесь и сейчас...
Но и от базовой помощи, конечно же, не отказываются. Волонтеры ОНФ по-прежнему доставляют на передовую и в прифронтовые села камуфляжные костюмы, средства гигиены и, что стало особенно актуально этим аномально жарким летом, питьевую воду.
— Наш главный принцип: ребята просят — мы везем. Будь то сложный прибор РЭБ или простая пачка влажных салфеток, — подчеркивает руководитель исполкома.
Цифры войны и героизм без пафоса
Сухие цифры статистики, которыми оперирует Ланских, повергают в шок. Они лучше любых слов описывают накал ситуации на земле.
— Только с начала 2025 года Белгородская область подверглась более двенадцати тысяч раз атакам с использованием беспилотников. Только за июль — свыше двух с половиной тысяч. Это не где-то далеко, это здесь. Причем каждый день, — говорит он.
В этих условиях героизм, по его словам, стал будничным, обыденным явлением. Его проявляют не только добровольцы, но и простые жители, которые продолжают работать, чтобы кормить страну.

— Люди выходят в поля под обстрелами. Совсем недавно снаряд угодил прямо в комбайн во время уборочной страды. Комбайнер чудом остался жив, отделавшись легкими ранениями. И знаете почему? Потому что его машину заранее оборудовали самодельным противоударным щитом, так называемым «мангалом». Сейчас эту работу по защите сельхозтехники ведет специальное предприятие «Орлан». Это вопрос жизни и смерти в прямом смысле, — с горькой прямотой замечает Александр Викторович.
Партизанский Интернет и дежурные по улицам
Одна из самых критичных проблем приграничья, которую пришлось решать в авральном режиме, — полное отсутствие связи. ВСУ целенаправленно выводят из строя вышки сотовых операторов, а ремонтные бригады просто не могут к ним подъехать из-за непрекращающихся обстрелов.
— В некоторых селах связи нет по нескольку дней. Представьте: ни позвонить, ни сообщение отправить, ни предупредить об опасности. Решение пришло из опыта войны, — рассказывает Ланских. — Мы в тесном взаимодействии с местными властями наладили систему гражданской обороны по-белгородски. В населенных пунктах, особенно в «красной» зоне, мы массово выдаем людям простые радиостанции. В идеале по одной в каждый дом. На одну улицу выдается один радар-детектор.
Местные жители, по сути, организуют собственную систему ПВО: назначаются дежурные, которые следят за небом. Как только радар засекает дрон, информация тут же голосом передается по рации всем соседям. Люди успевают укрыться. Эта система уже спасла сотни жизней.
Для оперативного сбора данных о боеприпасах и дронах активно используется специальное приложение «Радар-НФ», разработанное ОНФ по всей стране. Любой житель может моментально сообщить об опасности, и сигнал сразу уходит в компетентные органы.
Вся Россия с нами
Работа штаба в условиях постоянных угроз требует не только мужества, но и гибкости. Встречи с жителями теперь часто проходят не в полях, а в обстреливаемом Белгороде, куда люди приезжают за помощью. Но главный источник сил, по словам Ланских, это поддержка со всей страны. Руководитель исполкома с особой теплотой говорит о народной взаимопомощи, которая не афишируется.
— Есть люди, которые после своего основного рабочего дня, вместо того чтобы лежать на диване, идут и плетут маскировочные сети. Кто-то варит для бойцов еду в огромных котлах, кто-то мастерит так называемые «сухие души» — походные бани. Они не хотят славы, они считают это своей обязанностью, — говорит он.
А затем приводит удивительный пример народной солидарности, который нивелирует любые расстояния:
— Для меня самый яркий пример — это наш друг Степаныч. Он живет в Биробиджане. Это Еврейская автономная область, Дальний Восток. Вы только вдумайтесь: от Белгорода до него более 8500 километров! Но вот уже три года на регулярной основе, раз в несколько месяцев, он собирает и отправляет нам посылки. И это не просто купленные в магазине товары. Этот человек своими руками в кузнице кует для наших бойцов топоры и молотки. Настоящие, сделанные с душой и для настоящего мужского дела. Он присылает и иконы, и все, что считает нужным. Когда получаешь такую тяжелую, звенящую посылку с Дальнего Востока, по-настоящему веришь, что вместе мы — сила. Сердце наполняется теплом и благодарностью, — делится руководитель ОНФ.
Осознать угрозу и приблизить победу
Ланских особо отмечает огромную работу, которую ведут губернатор и власти региона. В пример он приводит закупку гигантского объема защитной сетки-рабицы, общей площадью почти в четырнадцать футбольных полей, для укрытия школ, детских садов и административных зданий.

— То, что происходит здесь, это не локальная проблема Белгородской области. Это лицо современной войны, которую ведут против мирных людей. Террористические атаки могут произойти где угодно: поджигаются военкоматы, дроны запускаются с грузовиков в глубине страны, закладываются взрывные устройства. Важно понять: это касается всех.
И тем ценнее любая помощь. Будь то сплетенная сеть, переведенная копейка или тот самый топор от Степаныча. Это та народная взаимопомощь, ради которой и создавался ОНФ. Чем скорее мы все это осознаем и каждый сделает что может, тем быстрее приблизим ту победу, которую мы все так ждем.