Маршал бронетанковых войск

Маршал бронетанковых войск

К 125-летию со дня рождения Михаила Ефимовича Катукова
Курская битва, 1943 г.
© wikipedia.org
К 125-летию со дня рождения Михаила Ефимовича Катукова
' + '' + ' ' + ''+ ' Курская битва, 1943 г.
29 сентября 2025, 11:46
Реклама

Великая Отечественная война явила миру ярчайшую плеяду выдающихся советских полководцев. Достойное место в их ряду по праву принадлежит Михаилу Катукову. Он отличился многими славными делами, но в историю вошел прежде всего как человек, заставивший немцев в ноябре 1941 года прийти к неутешительному для них выводу, что с танками вермахта далеко не все так хорошо, как казалось гитлеровским генералам, готовившим план «Барбароса».

Дедовские уроки

Михаил Катуков появился на свет 17 сентября (по новому стилю) 1900 года в селе Большое Уварово Коломенской губернии. Рос Миша в обычной для того времени многодетной русской крестьянской семье, где родители в поте лица добывали хлеб насущный для себя и семерых детей, поэтому к труду он был приучен с малых лет. Но при этом мальчик выказывал тягу к знаниям и в 1911 году с отличием окончил сельскую начальную школу, где его считали самым лучшим учеником.

Маршал бронетанковых войск М.Е. Катуков.
© Министерство обороны РФ
Маршал бронетанковых войск М.Е. Катуков.

Юный Миша запоем читал произведения Жюля Верна, Роберта Стивенсона, Майн Рида, Фенимора Купера, очень любил стихи, знал наизусть не только лермонтовское «Бородино», но и всю поэму А.С. Пушкина «Полтава». Уже в годы Великой Отечественной войны генерал Катуков поражал подчиненных декламированием их по памяти.

Было в детстве Миши и нечто такое, что значительно повлияло в будущем на выбор им жизненного пути. Дед — Епифан Егорович в Русско-турецкую войну 1877–1878 годов служил солдатом под началом самого Михаила Скобелева и участвовал в боях под Плевной и на Шипке. Он часто рассказывал внукам о ратных делах, о том, как сидел в «секретах» и брал в плен турок, учил ребят орудовать штыком и прочим солдатским премудростям.

Дедовские уроки запомнились будущему маршалу на всю жизнь и запали ему в душу. Из рассказов старого воина он вынес понимание того, что без искренней заботы о простых солдатах на их уважение и самоотдачу вряд ли стоит рассчитывать. Об этом Михаил Катуков не забывал на протяжении всей своей долгой военной карьеры.

От рядового до комдива

В 1912 году родители отправили Мишу к родственникам в Санкт-Петербург. Там он устроился на работу мальчиком-посыльным в фирму молочных продуктов купца Сумакова. По достижении 16-летнего возраста толкового паренька повысили до должности приказчика. А через год в стране грянула революция…

Как любой проживавший тогда в столице человек Михаил Катуков оказался в эпицентре революционного вихря. Но продолжалось это недолго. В 1917 году он получил известие о смерти матери и вернулся в родное село, чтобы помогать отцу. Оттуда в марте 1919 года Коломенский военкомат и призвал его в ряды Красной Армии. С той поры к гражданской жизни Катуков больше не возвращался.

Генерал-майор М.Е. Катуков с подчинёнными офицерами у карты.
© zelmuseum.ru
Генерал-майор М.Е. Катуков с подчинёнными офицерами у карты.

Служил он как большинство рядовых красноармейцев. Участвовал в боевых действиях. Не избежал и свирепствовавшей тогда в России эпидемии тифа. А в конце 1920 года Михаил Катуков добровольно поступил на курсы красных командиров и в марте 1922 года успешно их окончил.

Его последующее продвижение по служебной лестнице никак нельзя назвать стремительным. Катуков последовательно занимал должности командира взвода, помощника командира и командира роты, помощника начальника полковой школы и ее начальника, помощника командира батальона. Даже окончание в 1927 году стрелково-тактических курсов усовершенствования комсостава «Выстрел» его карьеру не ускорило. Дело в том, что в 1920-е годы шло планомерное сокращение численности Рабоче-крестьянской Красной армии и мечтать о чрезвычайно быстром служебном росте не приходилось.

Только в декабре 1931-го Катуков был назначен начальником штаба полка. Но на следующий год в его судьбе произошло знаковое событие — перевод в механизированные войска, находившиеся еще только в стадии организации. Катуков получил должность начальника штаба механизированной бригады. Впрочем, и это назначение не стало каким-то прологом к стремительному карьерному взлету. Пребывание на примерно равнозначных и даже чуть низших должностях продолжалось еще шесть лет.

Командир 1-й гвардейской танковой бригады М.Е. Катуков, 1941 г.
© zelmuseum.ru
Командир 1-й гвардейской танковой бригады М.Е. Катуков, 1941 г.

Лишь в апреле 1938-го Катуков был назначен исполняющим обязанности начальника штаба механизированного корпуса, а в октябре принял командование над так называемой легкотанковой бригадой. Через два года, в ноябре 1940-го, его впервые назначили на должность комдива, поручив формирование 20-й танковой дивизии 9-го механизированного корпуса. В этом качестве Катуков, находившийся на излечении в киевском госпитале, встретил начало Великой Отечественной войны…

Генерал танковой гвардии

После нападения гитлеровской Германии на нашу страну Катуков сразу же покинул госпиталь и отправился к вверенной ему дивизии. Тут надо дать кое-какие пояснения. Грозное по названию соединение являлось таковым только на бумаге. 20-я танковая дивизия на 22 июня 1941 года была укомплектована личным составом всего лишь на треть, а что касается танков, то, при штатной численности в 375 единиц, их имелось в наличии только 33, причем это были учебные легкие танки БТ.

Тем не менее дивизии пришлось принять участие в грандиозном танковом сражении под Луцком-Дубно-Бродами. И тут пришелся кстати большой опыт Катукова в предвоенной службе на самых различных должностях. Ведь ему довелось не только руководить работой штабов, но и командовать пехотой, разведкой и даже артиллерией. С наличными небольшими силами он смог организовать достойное противодействие врагу. Потеряв в первых же боях все свои учебные боевые машины, подчиненные Катукова дрались пешими, вводили противника в заблуждение, расставляя на якобы замаскированных позициях фанерные муляжи танков. Дело доходило даже до рукопашной!

В августе 1941 года Михаил Ефимович смог с остатками дивизии прорваться из окружения. Катастрофическое развитие событий в первые месяцы войны и невозможность обеспечить соединение достаточным количеством танков привели к его расформированию. Хорошо проявивший себя Катуков принял командование 4-й танковой бригадой. Во главе ее бывший комдив впервые заставил известного гитлеровского танкового теоретика и практика Гейнца Гудериана всерьез обеспокоиться качественным превосходством советских танков над немецкими.

Дело в том в октябре-ноябре 1941 года бригада Катукова в сражениях под Мценском и на Волоколамском направлении успешно противостояла двум немецким танковым и одной моторизованной дивизиям. При этом потери противника в танках впервые с начала войны существенно превысили наши. Конечно, сказалось то, что на вооружении бригады стояли новейшие Т-34, но далеко не все объяснялось только этим. Катуков действовал грамотно, умело, и вынудил Гудериана после неутешительных результатов осмотра поля боя под Мценском удрученно констатировать: «Они уже кое-чему научились».

Старший лейтенант Дмитрий Лавриненко с экипажем.
© Личный архив
Старший лейтенант Дмитрий Лавриненко с экипажем.

В этой связи совершенно неудивительно то, что именно в бригаде Катукова сражался лучший танковый ас Второй мировой войны со стороны союзников по антигитлеровской коалиции — старший лейтенант Дмитрий Лавриненко. За два с половиной месяца он в 28 боях уничтожил 52 немецких танка, что по эффективности превосходит результаты знаменитых танковых асов Отто Кариуса и Михаэля Виттмана, добившихся большего, но на протяжении нескольких лет войны. Не порази советского героя случайный осколок мины, вполне может быть, что он превзошел бы лучших гитлеровских танкистов не только соотношением числа боев к числу побед, но и по общему количеству пораженных целей.

Верховный Главнокомандующий Сталин высоко оценил подвиг бригады Катукова. Из 4-й она была переименована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду. Сам же комбриг заслужил репутацию лучшего нашего танкового полководца. Во время контрнаступления под Москвой ему было доверено командование не только своей бригадой, но и целой подвижной группой, в которую вошли еще одна танковая и одна мотострелковая бригады. А в апреле 1942 года Катуков возглавил 1-й танковый корпус.

С января 1943 года и до самого конца войны Михаил Ефимович командовал 1-й танковой армией, в апреле 1944-го получившей почетное наименование 1-й гвардейской армией. Он блестяще проявил себя в битве на Курской дуге, отразив под Обоянью натиск одиннадцати вражеских танковых дивизий и перейдя затем в контрнаступление. Гвардейская танковая армия Катукова принимала активное участие в Белгородско-Харьковской, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и, наконец, в Берлинской наступательных операциях.

Памятник М.Е. Катукову в Мценске.
© wikipedia.org
Памятник М.Е. Катукову в Мценске.

Заслуги командира нашей танковой гвардии были отмечены двумя звездами Героя Советского Союза. Михаил Ефимович продолжил служить Отечеству и после войны, занимал ряд ответственных должностей. А в октябре 1959 года Катуков был удостоен своего высшего воинского звания — маршала бронетанковых войск. Умер прославленный полководец в 1976 году. Он был глубоко уважаем солдатами и до сих пор являет собой пример того, как надо воевать в самых сложных оперативных условиях, добиваясь при этом успеха.

Реклама
Реклама